19 мая 2014 г. |
Дело N А79-10545/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Князевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Общепит" (ИНН 2109901906, ОГРН 1032137001621 на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.02.2014 по делу N А79-10545/2013,
принятое судьей Каргиной Н.А.
в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Общепит" о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике от 27.11.2013 N 00149.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике - Суворова С.В. по доверенности от 08.05.2014 N03-12/13.
Общество с ограниченной ответственностью "Общепит", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя для участия в судебном заседании не направило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике (далее - Инспекция, административный орган) проведена проверка общества с ограниченной ответственностью "Общепит" (далее - Общество) на предмет полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники.
В ходе проверки установлен факт несоблюдения Обществом пунктов 2.1, 2.5, 2.6, 5.1, 5.2, 5.6 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Центральным банком Российской Федерации 12.10.2011 N 373-П, а именно: обособленное подразделение Общества закусочная "Радуга", расположенное по адресу: Чувашская Республика, с. Красноармейское, ул. Ленина, д. 33, не оприходовало денежную наличность, поступившую 01.11.2013 в кассу в размере 4662 руб. 80 коп., 02.11.2013 - 1458 руб., 05.11.2013 - 4894 руб. 40 коп., 11.11.2013 - 4397 руб. 30 коп., на данные суммы не выписаны приходные кассовые ордера, не внесены записи в кассовую книгу.
По результатам проверки 12.11.2013 составлен акт проверки полноты учета выручки N 005293 и 13.11.2013 составлен протокол N 005293/1 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Начальник Инспекции, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, 27.11.2013 вынес постановление N 00149 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Общество не согласилось с постановлением Инспекции и обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с требованием о признании его незаконным и отмене.
Учитывая, что сторонами не представлено возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 24.02.2014 суд отказал в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество утверждает, что все необходимые записи были внесены в кассовую книгу, но ней была допущена опечатка: вместо месяца ноябрь указан месяц октябрь. Общество обратило внимание на вкладные листы с исправленными датами, представленные в суд первой инстанции.
Заявитель апелляционной жалобе отметил, что Инспекцией не были затребованы приходные кассовые ордера за проверяемый период.
Общество полагает, что в данном случае возможно применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал отзыв на апелляционную жалобу по доводам, в нём приведенным.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Общества и в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный банк Российской Федерации уполномочен по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Порядок ведения кассовых операций установлен Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Центральным банком Российской Федерации 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение N 373-П).
Положение N 373-П распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения (пункт 1.1 Положения N 373-П).
Согласно пункту 2.5 Положения кассовые документы, кассовая книга 0310004, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 могут оформляться на бумажном носителе или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение (далее - технические средства) (абзац 1).
Кассовые документы, оформляемые с применением технических средств, распечатываются на бумажном носителе (абзац 2).
В случае ведения кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005) с применением технических средств должна обеспечиваться сохранность содержащихся в указанных документах данных на электронном носителе информации и должна быть исключена возможность несанкционированного изменения указанных данных (абзац 3).
Как указано в абзаце 9 пункта 2.5 Положения N 373-П, листы кассовой книги 0310004 обособленного подразделения подбираются и брошюруются юридическим лицом по каждому обособленному подразделению.
Порядок ведения кассовой книги 0310004 установлен главой 5 Положения N 373-П.
Согласно пункту 5.1 Положения N 373-П для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги (пункт 5.2 Положения N 373-П).
Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись (пункт 5.3 Положения N 373-П).
В соответствии с пунктом 5.6 Положения N 373-П обособленное подразделение после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги 0310004 за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу.
В случае оформления кассовой книги 0310004 на бумажном носителе обособленным подразделением передается отрывной второй экземпляр листа кассовой книги 0310004, а в случае оформления кассовой книги 0310004 с применением технических средств - распечатанный на бумажном носителе второй экземпляр листа кассовой книги 0310004.
Передача обособленным подразделением листа кассовой книги 0310004 юридическому лицу может осуществляться в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае передача листа кассовой книги 0310004 на бумажном носителе осуществляется в соответствии с правилами документооборота, утвержденными юридическим лицом.
Согласно пункту 6.1 Положения N 373-П юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег).
В Письме Банк России от 04.05.2012 N 29-1-1-6/3255 разъяснил, что требование Положения N 373-П о ведении кассовой книги 0310004, в которую вносятся записи на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002, должно соблюдаться каждым обособленным подразделением юридического лица, ведущим кассовые операции, независимо от наличия банковского счета юридического лица, открытого для совершения операций обособленным подразделением, и независимо от того, обладает ли такое обособленное подразделение статусом филиала или представительства юридического лица, а также не зависит от основания постановки на учет в налоговом органе - на основании пункта 3 или пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Положением N 373-П установлена обязанность по ведению кассовой книги, в которой должны учитываться поступающие наличные деньги, не только юридическим лицом, но и каждым обособленным подразделением юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Закусочная "Радуга" отвечает признакам обособленного подразделения, определенных пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, на нее распространяются требования Положения N 373-П.
Факт неоприходования денежной наличности, поступившей в кассу обособленного подразделения Общества закусочной "Радуга", установлен судом первой инстанции и подтвержден материалами дела: актом проверки полноты учета выручки от 12.11.2013 N 005293, протоколом опроса свидетеля Филипповой Л.И. от 12.11.2013, протоколом об административном правонарушении от 13.11.2013 N005293/1, журналом кассира-операциониста, кассовой книгой на 2013 год.
Утверждение заявителя апелляционной жалобы о том, что все необходимые записи были внесены в кассовую книгу, имеется лишь опечатка относительно указания месяца, противоречит показаниям свидетеля Филипповой Л.И., которая в ходе производства по делу об административном правонарушении пояснила, что в кассу обособленного подразделения - закусочная "Радуга" поступили наличные денежные средства за реализацию продуктов питания и вино - водочной продукции 01.11.2013 в размере 4663 руб. 80 коп., 02.11.2013 - 458 руб. 00 коп., 05.11.2013 - 4894 руб. 40 коп., 11.11.2013 - 4397 руб. 30 коп., на поступившие суммы не выписаны приходные кассовые ордера, не занесена запись в кассовую книгу.
Из обстоятельств дела усматривается, что у Общества имелась возможность для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер по обеспечению полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники, материалы дела не содержат.
Следовательно, вывод Арбитражного суда Чувашской Республики о наличии в бездействии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Мера ответственности административным органом определена в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначен штраф в минимальном размере, что соотносится с характером совершенного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1).
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в бездействии Общества малозначительности деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Судом не установлено нарушения административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Чувашской Республики правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.02.2014 по делу N А79-10545/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Общепит" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-10545/2013