г. Москва |
|
21 мая 2014 г. |
Дело N А40-134354/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Банина И.Н., Сазоновой Е.А., |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чумудовой Т.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Вологдаэлектротранс"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.03.2014 г.
по делу N А40-134354/13
принятое единолично судьёй Дубовик О.В. (шифр судьи 55-1088)
по иску открытого акционерного общества "Вологдаэлектротранс"
(ОГРН 1023500870030, г. Вологда, ул. Ленинградская, д. 97)
к Министерству финансов Российской Федерации
(ОГРН 1037739085636, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9)
с участием Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора
о взыскании 46 254 434, 90 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца - Семикин Д.С. по доверенности от 09.01.2014 года;
от ответчика - Кузнецова А.В. по доверенности N 01-10-08/13 от 04.02.2013 года;
от третьего лица - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Вологдаэлектротранс", с учетом уточнения требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации убытков в сумме 46 254 434 руб. 90 коп..
Решением суда от 06.03.2014 года в удовлетворении требований ОАО "Вологдаэлектротранс" отказано.
ОАО "Вологдаэлектротранс" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, указав на наличие оснований, предусмотренных ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта.
Министерство финансов России представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
В обоснование заявленных требований истец указал, что являясь коммерческой организацией, осуществляющей перевозку пассажиров общественным городским троллейбусным транспортом в г.Вологда, оказал за период 2012 года льготные услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный и региональный регистр льготников, в связи с чем понес убытки в виде не возмещенных расходов в сумме 46 254 434 руб. 90 коп..
Согласно пункту 5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом и иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ст.ст.ст.3, 44, 63 названного Закона, меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
Законом Вологодской области от 10.12.2007 года N 1704-03 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области", вступившим в силу с 01.01.2008 года, введен в действие перечень граждан, которым предоставлено право на меры социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
Пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона N 1704-03 предоставлено право приобретения по месту жительства единого именного льготного месячного проездного билета (ЕИЛМПБ) стоимостью 300 рублей для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района).
Согласно статье 4 Закона N 1704-03, порядок предоставления мер социальной поддержки и порядок возмещения транспортным организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, установленных данным законом области, определяется Правительством области.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.01.2008 года N 138 утверждены Порядок реализации Закона N 1704-03, Порядок определения затрат, связанных с обеспечением проезда отельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области по ЕИЛМПБ, формы отчетов для соответствующих органов, образец ЕИЛМПБ и образец карточки на льготный проезд детей.
Согласно пункта 2.1 Порядка реализации Закона N 1704-03, учет проданных ЕИЛМПБ, билетов для проезда в автобусах межмуниципальных маршрутов, железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также билетов на проезд речным транспортом производится по категориям граждан, указанных в приложении к данному Порядку, по сводным реестрам, заверенным руководителем и главным бухгалтером организации, реализующей билеты; при наличии электронной базы данных и при использовании электронных средств учета по сводным реестрам, заверенным руководителем и главным бухгалтером организации, реализующей билеты.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка расходы определяются на городских и внутрирайонных маршрутах транспорта общего пользования при проезде по единому проездному билету в соответствии с Порядком определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан, установленных статьей 1 Закона области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области", по ЕИЛМПБ (приложение 2 к Порядку), утвержденным данным постановлением.
Согласно пункту 3.1 Порядка в целях обеспечения перевозки отдельных категорий граждан органы местного самоуправления заключают с транспортными организациями и индивидуальными предпринимателями договоры перевозки пассажиров на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района).
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка финансирование расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров по единому проездному билету, и организаций, осуществляющих перевозки пассажиров речным транспортом пригородных и местных маршрутов, производится органами местного самоуправления муниципальных образований области за счет субвенций, выделенных из областного бюджета в соответствии с Законом области от 22.12.2005 года N 1393-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки при проезде на транспорте на территории Вологодской области", в редакции постановления Правительства Вологодской области от 18.01.2010 года N 16.
Согласно пункта 3.3 Порядка, средства субвенций из областного бюджета расходуются на основании представленных счетов-фактур и заключенных договоров с организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с пунктом 3.1 Порядка.
Как установлено судом, истцом при определении затрат за 2012 год использован расчетный метод, методика, установленная Постановлением Росстата N 9 и Порядок определения затрат, связанных с проездом по ЕИЛМПБ, утвержденный постановлением Правительства Вологодской области N 138.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, при составлении расчета иска истец не учел правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 26.04.2011 года N 17828/10, от 15.12.2011 года N 8576, от 31.01.2012 года N 17097/10, от 21.02.2012 года N 2508/11, от 20.03.2012 года N 4677/11, в определениях от 16.07.2012 года N ВАС 17556/10, от 10.09.2012 года N ВАС-14336/11 и постановлении от 30.10.2012 года N 7573/12, согласно которой, расходы предприятия рассчитываются исходя из количества граждан льготной категории, отнесенных к федеральному регистру, воспользовавшихся проездными социальными билетами не более 50 раз (поездок), и от этого количества определяется доля транспортной организации в перевозке. Полученная величина умножается на разницу между стоимостью обычного и льготного проездных билетов.
При расчете убытков истцом не применена умножением доля своего транспортного предприятия в общем объеме перевозок по городу и пригороду (поскольку ЕИЛМПБ предоставлял право проезда в городе и пригороде) к количеству граждан-льготников федерального регистра (графа 4 расчета иска). Для расчета расходов истец использовал полное количество проданных ЕИЛМПБ и на них начислил расходы, не учитывая, что льготники одновременно пользовались услугами других перевозчиков в городе и пригороде.
Как правильно указал суд первой инстанции, такой способ расчета убытков не обоснованный и нарушает правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также положения пункта 56 постановления Росстата N 9.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно расчета убытков, уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.03.2014 г. по делу N А40-134354/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Вологдаэлектротранс" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
И.Н.Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-134354/2013