22 мая 2014 г. |
Дело N А65-21979/2013 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Туркина К.К.,
судей Балашевой В.Т., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Владимировым С.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Мацкель" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 января 2014 года по делу А65-21979/2013 (судья Кашапов А.Р.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Мацкель", г.Альметьевск, (ОГРН 1041608020673)
к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района, г. Альметьевск,
к Муниципальному бюджетному учреждению "Департамент Рекламы", г. Альметьевск,
о признании недействительности итогов открытых торгов от 04.03.2013 г.; о признании недействительным протокола подведения итогов открытого аукциона по лотам N 7,9 от 04.03.2013 г.,
с участием:
от истца - представитель не явился, надлежаще извещен;
от Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района - Шайхуллин Р.Р., доверенность от 06.05.2013;
от Муниципального бюджетного учреждения "Департамент Рекламы" - представитель не явился, надлежаще извещен.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мацкель", г.Альметьевск обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района, г. Альметьевск, Муниципальному бюджетному учреждению "Департамент Рекламы", г. Альметьевск, о признании недействительности итогов открытых торгов от 04.03.2013 г.; о признании недействительным протокола подведения итогов открытого аукциона по лотам N 7,9 от 04.03.2013 г.
Решением суда первой инстанции от 21 января 2014 года в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Мацкель" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 января 2014 года, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что аукцион по лотам N 7,9 на право размещения средств наружной рекламы и заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в муниципальной собственности Альметьевского MP был проведен с нарушением действующего законодательства, а размещение заказа проведено с грубым нарушением положения Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Кроме того, заявитель указывает, что фактически торги, проведенные на основании отмененного в последующем положения о проведении торгов, являются незаконными.
Лица, участвующие в деле, за исключением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района считал обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждается, что во исполнение Постановления Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ N 3413 от 28.09.12г. проведен аукцион на право размещения средства наружной рекламы и заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объектах недвижимости.
Из протокола аукционной комиссии от 27.02.13г. усматривается, что победителем торгов по лоту N 7 и лоту N 9 признано ООО "Мацкель".
Протоколом заседания аукционной комиссии от 28.03.13г. аукцион по лоту N 7,9 аннулирован, поскольку ООО "Мецкель" уклонилось от подписания протокола о результатах торгов и заключения соответствующего договора.
В обоснование своих требований ООО "Мацкель" не соответствует положениям Федерального Закона N 94-ФЗ " О размещении заказа на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В силу ст.4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу ст.477 ГК РФ, договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права, либо специализированная организация.
Из смысла ст.448 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.
Согласно ст.449 ГК РФ, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Из смысла названных норм следует, что под нарушением правил проведения торгов понимается необоснованное исключение лиц из числа участников конкурса или аукциона, незаконный отказ в участии в конкурсе (аукционе), а также такие нарушения, которые могли привести к неправильному определению победителя.
Согласно п. 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 N 101 лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Доводы заявителя не могут быть приняты ввиду следующего.
В силу ст.65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Основанием недействительности торгов является нарушение установленных законом правил их проведения.
Закон о размещении заказов применяется при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
При этом муниципальные нужды - это обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения (часть 2 статьи 3 Закона о размещении заказов).
Под размещением заказов на товары, работы, услуги понимаются осуществляемые в порядке, установленном Законом о размещении заказов, действия заказчиков и уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов (статья 5 Закона).
Поэтому для применения положений Закона о размещении заказов в любом случае необходима совокупность трех условий: контракт заключается в интересах специального субъекта (государственного или муниципального образования, бюджетного учреждения); целью его заключения выступает удовлетворение государственных или муниципальных потребностей; финансирование этих потребностей осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Исходя из характера и субъектного состава подлежащих урегулированию отношений торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся в целях предоставления равных возможностей участия лицам, ведущим бизнес в сфере рекламы, развития между ними добросовестной конкуренции, соблюдения требований законодательства о конкуренции и рекламе, а также обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции при предоставлении мест для размещения рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в публичной собственности. В отличие от торгов, проводимых на основании Закона о размещении заказов, результаты торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций формируют не расходы, а доходы бюджетов, поскольку денежные средства в оплату выигранного на торгах права поступают в бюджет.
В силу пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) к гражданским отношениям, прямо не урегулированным законодательством или соглашением сторон, при отсутствии применимого к ним обычая делового оборота и если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся органами местного самоуправления не в качестве муниципальных заказчиков, в отсутствие муниципальных нужд, по результатам этих торгов не предполагается удовлетворение интересов муниципальных образований в получении товаров, работ и услуг и выделение бюджетных средств на их приобретение.
Следовательно, названные торги и торги, связанные с размещением заказов для государственных (муниципальных) нужд, имеют принципиальные отличия и не могут оцениваться как отношения сходного характера, допускающие применение по аналогии положений Закона о размещении заказов. Аналогичная правоприменительная позиция закреплена в Постановлении Президиума ВАС РФ N 11237/12 от 25.12.12г.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не устанавливает обстоятельств, свидетельствующих о необходимости удовлетворения исковых требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.
В соответствии с ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 января 2014 года по делу А65-21979/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мацкель" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
К.К. Туркин |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-21979/2013