г. Самара |
|
06 июня 2014 г. |
Дело N А55-27961/2013 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 04 июня 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Волма" - Куликова Е.А., доверенность от 09.01.2014 г.;
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - Притулина Е.А., доверенность от 09.01.2014 г. N 5;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 февраля 2014 г. по делу N А55-27961/2013 (судья Бойко С.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волма", г. Тольятти, Самарская обл.,
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Волма" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в переоформлении договора от 01.09.1996 N 33 аренды участков лесного фонда, имеющего местоположение Самарская область, Тольяттинское лесничество, квартал N 50 площадью 1,485 га, содержащегося в сообщении от 26.08.2013 N 27-05-02/12115 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что все договоры, заключенные лесхозами Самарской области, были переданы по актам приема-передачи в Департамент лесного хозяйства Самарской области. Среди переданных договоров отсутствует договор аренды лесного участка N 33 от 1996 года, заключенный с заявителем, ФИК АНС и ООО "Волма" не числится в реестре лесопользователей министерства.
Податель жалобы считает, что заявитель утратил возможность переоформления договора аренды.
В судебном заседании представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ООО "Волма" считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
На основании постановления Администрации г. Тольятти от 14.08.1996 N 1372 между Ставропольским парклесхозом и ФИК "АНС" был заключен договор N 33 на аренду участка лесного фонда от 01 сентября 1996 года, по условиям которого арендатору передан участок лесного фонда Тольяттинского лесничества квартал N 50 площадью 1,485 га для культурно-оздоровительных целей -яхт-клуб и база отдыха, сроком до 31 декабря 2045 года.
Соглашением о передаче прав и обязанностей от 12 февраля 1999 года права и обязанности арендатора по вышеназванному договору переданы ООО "Волма". Указанное соглашение было заключено с участием Самарского управления лесами Федеральной службы лесного хозяйства России
В силу статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009.
Во исполнение вышеназванной нормы, заявитель обратился в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением от 15.07.2013 о переоформлении договора N 33 от 01.09.1996 в соответствии с действующим лесным кодексом Российской Федерации.
Сообщением от 26.08.2013 N 27-05-02/12115, министерство отказало заявителю в переоформлении договора аренды, сославшись на то, что соглашение о передаче прав и обязанностей от 12 февраля 1999 года не было зарегистрировано в Управлении Росреестра по Самарской области, а потому является незаключенным. Кроме того, министерство сослалось на то, что переоформление договоров производилось до 01.01.2009.
При принятии решения об удовлетворении заявленных ООО "Волма" требований о признании указанного отказа в переоформлении договора незаконным суд первой инстанции исходил из того, что переоформление договора в рассматриваемом случае не является актом нового предоставления земельного участка, а является лишь юридическим действием по приведению уже действующего договора в соответствии с требованиями нового Лесного кодекса Российской Федерации, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не наделено полномочиями по проведению правовой экспертизы ранее заключенных договоров на предмет их соответствия требованиям закона.
Однако судом не учтено следующее.
Земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса). Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. В соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. В силу статьи 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
В данном случае обращение заявителя в министерство по вопросу переоформления договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка датировано 25 июля 2013 года, т.е. после 1 января 2009 года.
Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в статье 4 установил, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом в срок до 1 января 2009 года. Указанное требование является императивным и продлению не подлежит.
Таким образом, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009.
Договоры, заключенные после 01.01.2009, не могут квалифицироваться в качестве договоров, заключенных в порядке переоформления.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Вас РФ от 21.02.2012 года N 13269/11, в котором указано, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Таким образом, договоры, заключенные после 01.01.2009 года, не могут квалифицироваться в качестве договоров, заключенных в порядке переоформления, и являются ничтожными сделками, в т.ч. согласно положениям постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
С учетом изложенного заявитель утратил возможность переоформления договора аренды, и Министерство со ссылкой на то, что переоформление должно производиться до 01.01.2009 года, правомерно отказало сообщением от 26.08.2013 года N 27-05-02/12115.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных обществом требований не имеется.
В связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела согласно п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ решение суда следует отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных ООО "Волма" требований отказать.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 февраля 2014 г. по делу N А55-27961/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Волма" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-27961/2013