г. Саратов |
|
23 мая 2014 г. |
Дело N А12-29902/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" мая 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. им. Володарского, 5, ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 февраля 2014 года по делу N А12-29902/2013 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. им. Володарского, 5, ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области (400050, г. Волгоград, ул. им Ткачева, 20 Б, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (400001, г. Волгоград, ул. Калинина, 4, ИНН 3445071298, ОГРН 1043400443074)
третьи лица: комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. им. Гагарина, 12, ИНН 3444114679, ОГРН 1043400321744), Ульянова Лидия Ильинична (г. Волгоград), Орлова Анна Петровна (г. Волгоград), Корнилов Сергей Валентинович (г. Волгоград)
об оспаривании действий,
без участия в судебном заседании представителей: Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, Ульяновой Лидии Ильиничны, Орловой Анны Петровны, Корнилова Сергея Валентиновича (почтовые уведомления N N 93632-93638 приобщены к материалам дела)
УСТАНОВИЛ:
Администрация Волгограда обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, в котором просит:
признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области о государственном учете изменений земельного участка с кадастровым номером 34:34:06 00 03:224 по адресу: Волгоград, улица Тбилисская, 143, а также обязать восстановить в Едином государственном кадастре недвижимости запись в отношении земельного участка с кадастровым номером 34:34:060003:224 площадью 600 квадратных метро, снять с кадастрового учета и аннулировать в Едином государственном кадастре недвижимости запись в отношении земельного участка с кадастровым номером 34:34:060003:224 площадью 900 квадратных метров; признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области по государственной регистрации права собственности и внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество по земельному участку с кадастровым номером 34:34:06 00 03:224 в части изменения площади с 600 квадратных метров на 900 квадратных метров и обязать аннулировать запись в отношении изменения площади земельного участка с кадастровым номером 34:34:060003:224 с 600 квадратных метров на 900 квадратных метров по адресу: Волгоград, улица Тбилисская, 143.
К участию в деле в качестве заинтересованных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, Ульянова Лидия Ильинична, Орлова Анна Петровна, Корнилов Сергей Валентинович.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17 февраля 2014 года по делу N А12-29902/2013 в удовлетворении требований администрации Волгограда отказано.
Не согласившись с принятым решением, администрация Волгограда, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 АПК РФ Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Ульянова Л.И., представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых заинтересованные лица, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Орловой А.П., Ульяновой Л.И. представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых заинтересованные лица просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с договором от 21.03.1977 купли-продажи домовладения Ульянова Л.И. приобрела домовладение, расположенное на земельном участке площадью 600 квадратных метров.
Согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 34:34:060003:224, расположенный по адресу: Волгоград, улица Тбилисская, 143, внесен в государственный кадастр недвижимости на основании инвентаризационной описи от 01.01.2002 N 1 с декларированной площадью 600 квадратных метров.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 21.06.2013 земельный участок площадью 600 квадратных метров с кадастровым номером 34:34:060003:224 зарегистрирован 06.03.2013 на праве собственности за Ульяновой Л.И.
По заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 03.07.2013 N 34-0-1-48/3101/2013-4176 органом кадастрового учета осуществлен государственный кадастровый учет объекта недвижимости. К заявлению приложены межевой план на уточнение границ земельного участка с кадастровым номером 34:34:060003:224 и свидетельство о государственной регистрации права от 06.03.2013 N34АБ 218030.
В результате уточнения границ увеличилась площадь спорного земельного участка до 900 квадратных метров.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.12.2013 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 34:34:060003:224, общей лощадью 900 квадратных метров, расположенный по адресу: Волгоград, улица Тбилисская, 43, зарегистрировано 08.08.2013 за Ульяновой Л.И., а с 26.09.2013 - за Орловой А.П.
Ульяновой Л.И. на государственную регистрацию права собственности представлен дубликат от 21.01.2013 договора от 21.11.1957 о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности и договор от 21.03.1977 купли-продажи домовладения.
Полагая действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области о государственном учете изменений земельного участка с кадастровым номером 34:34:060003:224, а также действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области по государственной регистрации права собственности и внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество по земельному участку с кадастровым номером 34:34:0600 03:224 в части изменения площади с 600 квадратных метров на 900 квадратных метров незаконными, администрация Волгограда обратилась в арбитражный суд с вышеприведенными требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Из материалов дела следует, что целевое назначение и разрешенное использование спорного земельного участка с кадастровым номером 34:34:060003:224 определено как индивидуальное жилищное строительство.
Для данного вида разрешенного использования постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 05.07.2002 N 43/735 "Об установлении предельных размеров земельных участков, представляемых гражданам в собственность в Волгограде для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства" предусмотрен предельный минимальный размер 300 квадратных метров.
Кроме того, согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 8.4.1.1 решения Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 N 36/1087 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград" установлена предельная минимальная допустимая площадь земельного участка для размещения индивидуального жилого дома без права содержания скота и птицы - 300 квадратных метров.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установил, что площадь спорного земельного участка при первичном предоставлении и последующей продаже его обществу являлась "декларированной", не определенной в соответствии с требованиями кадастрового законодательства, то есть фактически участок с момента его первичного предоставления гражданину не имел установленных границ; первичное предоставление земельного участка осуществлялось именно из муниципальной собственности гражданину для индивидуального жилищного строительства.
Действующим законодательством закреплена возможность гражданина либо юридического лица, имеющего в пользовании земельный участок, границы которого не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, при проведении кадастровых работ установить и закрепить их на местности и уточнить границы с целью кадастрового учета.
Ульянова Л.И. провела межевание; был составлен межевой план, который не противоречит требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Собственник земельного участка имел право уточнить местоположение (границы) земельного участка; пределы уточнений площади земельного участка поставлены в зависимость от целевого назначения и разрешенного использования земельного участка; уточнение площади земельного участка на предельный минимальный размер земельного участка, установленный для индивидуального жилищного строительства (0,03 га), допустимо; уточнение площади земельного участка было проведено по границам уже существующего земельного участка без захвата муниципальных земель; в ходе кадастрового учета уточнены лишь фактические границы земельного участка.
При этом по сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 34:34:060003:222 не является смежным земельному участку с кадастровым номером 34:34:060003:224, поскольку общая граница между ними отсутствует.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными суду материалами кадастровых дел и кадастровыми выписками о земельных участках с кадастровыми номерами 34:34:060003:222, 34:34:060003:224.
Требования статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не применяются к земельным участкам, не являющимися смежными земельными участками, соответственно, в связи с указанным фактом согласование границ уточняемого земельного участка также не требовалось.
При таких обстоятельствах суд правомерно в удовлетворении требований администрации Волгограда отказал.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
Расходы по уплате государственной пошлины за апелляционное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы. Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация Волгограда освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 февраля 2014 года по делу N А12-29902/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-29902/2013