г. Пермь |
|
05 июня 2014 г. |
Дело N А71-14335/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.,
при участии:
от заявителя - Муниципального казенного учреждения города Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" (ОГРН 1021801151877, ИНН 1826001553): не явились;
от заинтересованного лица - Государственной Инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Удмуртской республике (ОГРН 1021801506033, ИНН 1833004629): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - Муниципального казенного учреждения города Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 марта 2014 года
по делу N А71-14335/2013,
принятое судьей Глуховым Л.Ю.,
по заявлению Муниципального казенного учреждения города Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства"
к Государственной Инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Удмуртской республике
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
В Арбитражный суд Удмуртской Республики обратилось Муниципальное казенное учреждение города Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" (далее - заявитель) с заявлением к Государственной Инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Удмуртской республике (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 24.09.2014 N 18 ЮА 001383 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 марта 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения.
Заинтересованное лицо письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом положений законодательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, должностным лицом Отдела безопасности ДПС ГИБДД МВД по УР 15.11.13 выявлен факт ненадлежащего содержания заявителем объектов улично-дорожной сети, создающий угрозу безопасности дорожного движения, а именно: на автомобильной дороге: г. Ижевск, ул. Красная напротив дома N 154 на проезжей части имеются разрушения дорожного полотна в виде углублений размером (длина/ширина/глубина) (в см.): 76/200/160.
Данные недостатки зафиксированы в акте выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 15.11.2013.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении МКУ г. Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" протокола об административном правонарушении от 15.11.2013 по ст. 12.34 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения административного дела уполномоченным должностным лицом административного органа вынесено постановление от 11.12.2013 N 18НА N 1833324 о привлечении МКУ г. Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" к административной ответственности, предусмотренной ст. 23.34 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом доказан состав вменяемого заявителю административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда.
В соответствии со ст.12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, в виде административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог предполагает комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с п. 2.1 Устава (л.д. 9-14) МКУ г. Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" создано, в том числе, в целях выполнения работ, оказания муниципальных услуг, исполнения муниципальных функций в сфере дорожного хозяйства, дорожной деятельности, использования автомобильных дорог.
В силу п. 2.2 Устава для достижения указанных целей МКУ г.Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" осуществляет, в частности, технический контроль и надзор за соответствием работ (Услуг) нормативным требованиям при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог местного значения, объектов дорожного хозяйства и внешнего благоустройства (п. 2.2.2); обеспечение сохранности дорог местного значения, конструктивных элементов и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью, в состоянии, обеспечивающем безопасность эксплуатации, использования и бесперебойный проезд по ним, а также контроль за эксплуатационным состоянием, включая визуальное и техническое обследование, испытания, учет интенсивности движения и оценку технического состояния автомобильных дорог (п. 2.2.3).
Таким образом, МКУ г. Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" является лицом, ответственным за надлежащее содержание автомобильных дорог на территории г. Ижевска.
В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93), утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 1, установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В п. 3.1.1, п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью; предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в нарушение указанных нормативных актов на автомобильной дороге по ул. Красная напротив дома N 154 в г. Ижевск имеются выбоины дорожного полотна размерами (длина/ширина/глубина) 76/200/160, превышающие предельно допустимые параметры по длине, ширине и глубине, и угрожающие безопасности дорожного движения. Соответствующих дорожных знаков не выставлено.
Факт наличия выявленных в ходе проверки нарушений указанных требований безопасности дорожного движения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, и документально заявителем не опровергнут, что свидетельствует о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Вина учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения административным органом установлена и полностью подтверждается материалами дела.
Доказательства принятия заявителем мер, направленных на соблюдение требований по обеспечению безопасности движения, которые позволили бы судить об отсутствии вины, в материалах дела не содержатся, судам не представлены.
Оснований полагать, что нарушение требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заявителя, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона, не имеется.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, является правильным.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Действующая редакция статьи 12.34 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ, действующего с 01.09.2013) предусматривает ответственность за административное правонарушение в виде наложения административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей.
Вменяемое административное правонарушение совершено заявителем 15.11.2013, т.е. в период действия новой редакции ст.12.34 КоАП РФ.
Между тем, заявителю назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. в предыдущей редакции ст. 12.34 КоАП РФ, что не может быть признано правомерным.
Поскольку административное правонарушение совершено обществом 15.11.2013 года, то с учетом императивных требований части 1 статьи 1.7 КоАП РФ оно подлежало ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения, то есть на основании ст.12.34 КоАП РФ (в новой редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ).
В соответствии с ч.2 ст.211 КоАП РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, оспариваемое постановление Государственной Инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Удмуртской республике от 24.09.2014 N 18 ЮА 001383 подлежит признанию незаконным, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч.1,2 ст.270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 марта 2014 года по делу N А71-14335/2013 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной Инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике N 18 ЮА 001383 от 24.09.2013.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Е.Ю.Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-14335/2013