г. Санкт-Петербург |
|
27 мая 2014 г. |
Дело N А42-7033/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Медведевой В.В.
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8070/2014) Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г.Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.02.2014 по делу N А42-7033/2013 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по заявлению ТСЖ "Нагорное", место нахождения: г. Мурманск, пр. Кольский, д. 129/1, ОГРН 1105190005403,
к Административной комиссии Первомайского административного округа Муниципального образования город Мурманск
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Товарищество собственников жилья "Нагорное" (место нахождения: г. Мурманск, пер. Якорный, д. 12; далее - Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Первомайского административного округа муниципального образования г. Мурманск (место нахождения: г. Мурманск, пр. Кольский, д. 129/1; далее - административная комиссия, административный орган) от 26.09.2013 N 1358/27-05-05 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 401-01-ЗМО), и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 17.02.2014 Товариществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить судебный акт и удовлетворить заявление. Податель жалобы полагает, что вопреки выводу суда административным органом не представлено доказательств, подтверждающих событие вмененного правонарушения и вину заявителя.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ в полном объеме.
Из материалов дела следует, что 13.08.2013 Управлением Первомайского административного округа города Мурманска проведено обследование территории Первомайского административного округа, в результате которого установлено, что во дворе многоквартирного дома N 12 по пер. Якорному в г. Мурманске территория, у размещенных контейнеров для сбора и хранения отходов, захламлена крупногабаритными отходами; складирование крупногабаритных отходов осуществляется вне специально отведенном и установленном для этого месте; не оборудована площадка под размещение контейнеров для сбора и хранения отходов.
Результаты обследования отражены в акте от 13.08.2013 N 1061/у, к которому приложена фототаблица.
В связи с выявленными нарушениями постановлением заместителя прокурора Первомайского округа г. Мурманска от 29.08.2013 в отношении заявителя возбуждено производство об административном правонарушении по пункту 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
По результатам рассмотрения поступивших материалов постановлением от 26.09.2013 N 1358/27-05-05 административной комиссией ТСЖ "Нагорное" привлечено к административной ответственности по пункту 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Обществу вменяется нарушение пунктов 3.2.3, 3.5, 3.5.1, 3.5.2, 3.13.2,3.13.3,3.13.4 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования города Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 07.12.2010 N 31-354, выразившееся в том, что ТСЖ "Нагорное" не проследило за недопущением загромождения дворовой территории строительным, бытовым мусором, и другими отходами, своевременно не предприняло необходимых мер по вывозу крупногабаритных отходов с территории многоквартирного дома, не оборудовало специальную площадку для сбора и хранения крупногабаритных отходов, допустив их складирование и хранение на придомовой территории вне специально отведенного и оборудованного для этого места, что привело к захламлению дворовой территории бытовыми отходами.
Не согласившись с постановлением административного органа, ТСЖ обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из доказанности события правонарушения и вины общества.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в силу следующего.
Законом N 401-01-ЗМО в статье 2 установлена ответственность за нарушение правил благоустройства населенных пунктов.
Пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО предусмотрена административная ответственность за захламление дворов домов и придомовых территорий, улиц бытовыми и производственными отходами, частями и агрегатами транспортных средств, отходами и частями строительных материалов, а также организация несанкционированных свалок бытовых и производственных отходов, отходов строительных материалов, грунта и снега.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме.
Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что ТСЖ "Нагорное" осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 12 по пер. Якорному в городе Мурманске и несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, соответственно, требований Правил N N 170 и 491, предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу, что Товариществом нарушены требования пунктов 3.7.1, 3.7.15 Правил N 170, предусматривающих обязанность организации по обслуживанию жилищного фонда установить на обслуживаемой территории сборники для твердых отходов; обеспечить своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, а также сбор крупногабаритных отходов: старой мебели, велосипедов, остатков от текущего ремонта квартир и т.п. на специально отведенные площадки или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
В соответствии с пунктом 3.5.8 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением загромождения дворовой территории металлическим ломом, строительным и бытовым мусором, шлаком, золой и другими отходами.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку земельного участка, входящего в состав общего имущества, а также сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Пунктом 3.5 Правил благоустройства предусмотрено, что сбор, вывоз, размещение (хранение, захоронение), утилизация, переработка, использование и обезвреживание отходов производства и потребления осуществляются в соответствии с Положением о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Мурманск, утвержденным решением Совета депутатов города Мурманска от 03.10.2007 N 40-488 (далее - Положение о порядке обращения с отходами), санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Вывоз отходов от домовладений должен осуществляться в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170. Соблюдение требований, установленных правилами, обязаны обеспечить организации по обслуживанию жилищного фонда (пункт 3.5.2. Правил благоустройства).
Фактически вмененные Товариществу нарушения Правил благоустройства аналогичны требованиям, установленным Правилами N N 170 и 491, СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", либо напрямую отсылают к правилам и нормам, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" невыполнение или нарушение законодательства субъекта Российской Федерации всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" за неисполнение муниципальных нормативных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ к предметам ведения Российской Федерации отнесено установление административной ответственности по вопросам федерального значения, в том числе, административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в силу пункта 1 части 1 статьи 1.3-1 к ведению субъекта Российской Федерации относится установление законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления.
Из системного анализа приведенных норм федерального законодательства следует, что законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе устанавливать ответственность не по всем вопросам, находящимся в его компетенции или компетенции муниципальных органов власти, а только по тем, по которым ответственность не установлена федеральным законом или по которым федеральным законодательством установление такой ответственности не отнесено к компетенции Российской Федерации.
Положения вышеназванных федеральных законов не были приняты судом первой инстанции во внимание.
Ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, соответственно, требований Правил N N 170 и 491, предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий установлена статьей 6.3 КоАП РФ.
Таким образом, применительно к рассматриваемому делу, исходя из субъектного состава и вмененного нарушения, действия товарищества подлежат квалификации в соответствии нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из конкретных обстоятельств и представленных доказательств.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
С учетом вывода суда апелляционной инстанции, доводы апелляционной жалобы ТСЖ "Нагорное" не имеют правового значения и оценке не подлежат.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением нового судебного акта о признании незаконным и отмене постановления административного органа.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 17 февраля 2014 года по делу N А42-7033/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Первомайского административного округа муниципального образования город Мурманск от 26.09.2013 N 1358/27-05-05 о привлечении Товарищества собственников жилья "Нагорное" (г. Мурманск, пр. Кольский, д. 129/1, ОГРН 1105190005403) к административной ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях".
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Л. В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7033/2013