г. Киров |
|
14 мая 2014 г. |
Дело N А82-9427/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Буториной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Измоденовой Ю.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ярославской области:
представителя заявителя Коробовой Ю.В., действующей на основании доверенности от 30.12.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ярославская сбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.03.2014 по делу N А82-9427/2013, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Ярославская сбытовая компания" (ИНН: 7606052264, ОГРН: 1057601050011)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН: 7604009440, ОГРН: 1027600695154)
о признании незаконным и отмене постановления от 03.07.2013 о наложении штрафа по делу N 03-07/17-13 об административном правонарушении,
установил:
открытое акционерное общество "Ярославская сбытовая компания" (далее - заявитель, ОАО "ЯСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - ответчик, Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 03.07.2013 о наложении штрафа по делу N 03-07/17-13 об административном правонарушении, в соответствии с которым Общество было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 650 000 рублей.
Решением суда от 14.03.2014 оспариваемое постановление УФАС признано незаконным и отменено в части размера штрафа, превышающего 562 500 рублей; в удовлетворении остальной части требований было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "ЯСК" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель указывает на несоблюдение Управлением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку ответчиком не были приняты необходимые и достаточные меры для извещения о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении законного представителя Общества, отмечая, что функции единоличного исполнительного органа ОАО "ЯСК" были переданы ОАО ГК "ТНС-энерго", местом нахождения которого является город Москва, а сведения о данном обстоятельстве в установленном порядке отражены в Едином государственном реестре юридических лиц.
Также Общество полагает, что при назначении наказания в виде административном штрафа безосновательно не было принято во внимание в качестве смягчающего ответственность обстоятельства предотвращение заявителем последствий административного правонарушения путем прекращения выставления задолженности до принятия каких-либо мер по приостановлению подачи электрической энергии в адрес потребителя. ОАО "ЯСК" считает, что данные действия были направлены на устранение угрозы отключения электрической энергии и являлись достаточными для ее устранения.
Управление письменный отзыв на апелляционную жалобу ОАО "ЯСК" не представило.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.02.2012 в УФАС поступило заявление Беспаловой Н.В. с жалобой на действия ОАО "ЯСК" по неправомерному выставлению задолженности за электрическую энергию, которую Беспалова Н.В. не получала.
В ходе комиссионного рассмотрения возбужденного на основании данного заявления дела N 03-03/36-12 о нарушении антимонопольного законодательства ответчиком было установлено, что 02.08.2011 Беспалова Надежда Владимировна приобрела в собственность трехкомнатную квартиру площадью 118,1 кв.м. по адресу: г. Тутаев, ул. Соборная, д. 65, кв. 2.
25.10.2011 Беспалова Н.В. обратилась в ОАО "ЯСК" с заявлением на оформление лицевых счетов на квартиры N 2 и 2а, предоставив документы, подтверждающие право собственности на квартиру, и акт ввода в эксплуатацию прибора учета, составленный МУП "Горэлектросеть", согласно которому снят ранее установленный счетчик с показаниями 17500,00, установлен новый счетчик с показаниями 00006,00. В заявлении Беспалова Н.В. сообщила, что на момент приобретения квартиры лицевые счета по оплате электроэнергии в квартире N 2 были разделены, установлены два счетчика под номерами N 2 и N 2а. На дату покупки указанной квартиры показания прибора учета N 2а составляли 17500,00 кВт.ч. Беспалова Н.В. просила оформить на ее имя новый лицевой счет для оплаты электрической энергии, потребляемой с 02.08.2011.
Письмами от 26.10.2011 и от 08.11.2011 ОАО "ЯСК" просило Беспалову Н.В. представить акт приема-передачи либо иной документ, подтверждающий показания приборов учета электроэнергии по квартирам N 2 и N 2а на момент перехода права собственности от прежнего собственника.
09.11.2011 Беспалова Н.В. повторно просила оформить на ее имя новые лицевые счета на квартиру N 2 и N 2а, а также направила в адрес ОАО "ЯСК" копии актов проверки однофазных счетчиков электрической энергии по лицевым счетам N 172028509, N 172028510, составленных 02.11.2011 ООО "ЦОК Энерго", которыми зафиксированы показания счетчиков: по квартире N 2 в размере 15959,00 по состоянию на 23.07.2011 и по квартире N 2а в размере 17500,00 по состоянию на 25.04.2011.
Вместе с тем абоненту Беспаловой Н.В. (г. Тутаев, ул. Соборная, д. 65, кв. 2а) со стороны Общества выставлялись счета-фактуры от 31.08.2011, от 30.09.2011, от 31.10.2011, от 30.11.2011, от 31.12.2011, от 31.01.2012, в которых наряду с текущими платежами предъявлялась к оплате задолженность прошлых периодов в сумме 3 862 рублей 14 копеек.
15.02.2012 Беспалова Н.В. представила в адрес ОАО "ЯСК" акт приема-передачи, составленный предыдущим и настоящим собственником квартиры N 2 дома N 65 по ул. Соборная г. Тутаева, которым зафиксированы показания счетчиков по квартире N 2 в размере 15959,00 и по квартире N 2а в размере 17500,00 как существовавшие на момент купли-продажи квартиры, после чего Общество прекратило указывать в счетах, выставляемых Беспаловой Н.В., задолженность прошлых периодов.
29.06.2012 комиссия УФАС, рассмотрев материалы дела N 03-03/36-12, приняла решение (в полном объеме изготовлено 12.07.2012), в соответствии с которым действия ОАО "ЯСК" по выставлению в адрес Беспаловой Н.В. в период с августа 2011 года по январь 2012 года в отсутствие каких-либо законных оснований задолженности за электроэнергию, сформировавшейся в то время, когда квартира по адресу: г. Тутаев, ул. Соборная, д. 65, кв. 2, не принадлежала ей, признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ). Производство по делу в отношении Общества было прекращено в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Названное решение было обжаловано заявителем в судебном порядке; решением Арбитражного суда Ярославской области от 17.05.2013 по делу N А82-12462/2012, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013, была подтверждена законность и обоснованность выводов антимонопольного органа и обжалованного решения комиссии УФАС.
Материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ были переданы уполномоченному должностному лицу для возбуждения в отношении ОАО "ЯСК" дела об административном правонарушении.
19.06.2013 главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля УФАС в отношении ОАО "ЯСК" в отсутствие его надлежащим образом извещенного законного представителя составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ (л.д. 96-99).
03.07.2013 заместитель руководителя Управления, рассмотрев материалы дела и указанный протокол, вынес в отношении заявителя постановление, согласно которому Общество было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и ему с учетом одного смягчающего ответственность обстоятельства (добровольное устранение нарушения) и одного отягчающего ответственность обстоятельства (повторное совершение однородного административного правонарушения в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания) было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 650 000 рублей (л.д. 27-32).
Не согласившись с принятым постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в рассмотренных действиях ОАО "ЯСК" состава вмененного ему административного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, вместе с тем установил, что антимонопольным органом неправильно исчислен размер штрафа в связи с применением отягчающего ответственность обстоятельства, указав в решении, что размер штрафа неправомерно увеличен на одну восьмую разности максимального размера штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, а именно на 87 500 рублей. В этой связи оспариваемое постановление Управления было признано незаконным и отменено в части размера штрафа, превышающего 562 500 рублей, а в удовлетворении остальной части требований было отказано.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 404-ФЗ, действовавшей на момент совершения правонарушения) предусмотрено наступление административной ответственности за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 данного Кодекса.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются общественные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, при осуществлении которой обязательным является соблюдение таких конституционных принципов, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, свобода экономической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении незаконных действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.
Основания признания положения лица на рынке определенного товара доминирующим определены в статье 5 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, в частности доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Как указано в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Приказом УФАС от 26.12.2006 N 87 ОАО "ЯСК" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности "торговля электрической энергией" с долей на рынке более 50 %.
Кроме того, приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2007 N 278 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 07.12.2007 N ППр-278-ГП "О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области" ОАО "ЯСК" присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.
Таким образом, Общество обоснованно признано занимающим доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области.
Доминирующее положение ОАО "ЯСК" на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области и факт нарушения Обществом запрета, установленного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем выставления в адрес Беспаловой Н.В. в период в августа 2011 года по январь 2012 года в отсутствие каких-либо законных оснований задолженности за электроэнергию, сформировавшейся в то время, когда квартира по адресу: г. Тутаев, ул. Соборная, д. 65, кв. 2, не принадлежала ей, подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе решением УФАС от 12.07.2012 по делу N 03-03/36-12, законность которого подтверждена решением Арбитражного суда Ярославской области от 17.05.2013 по делу N А82-12462/2012, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013, а также, протоколом об административном правонарушении от 19.06.2013.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Рассмотренные действия (бездействие) заявителя, занимающего доминирующее положение на определенном товарном рынке, представляют собой злоупотребление доминирующим положением и образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд считает, что в данном случае Общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для соблюдения требований закона.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях соблюдения законодательно установленных требований. Доказательств наличия указанных обстоятельств в деле не имеется.
Проанализировав материалы дела в совокупности с исследованными доказательствами, суд приходит к выводу, что обстоятельства, свидетельствующие об объективной невозможности соблюдения заявителем требований законодательства, отсутствуют
Следовательно, состав вмененного административного правонарушения в действиях ОАО "ЯСК" доказан.
Процедура привлечения к административной ответственности Управлением соблюдена. Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении законного представителя Общества о времени и месте составления протокола и вынесения постановления были подробно исследованы судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для опровержения выводов суда в этой части. Направление уведомления о совершении процессуальных действий по юридическому адресу Общества не является нарушением при производстве по делу об административном правонарушении.
При оценке законности назначенного ОАО "ЯСК" административного штрафа, скорректированного судом первой инстанции до 562 500 рублей по причине неправомерного применения отягчающего ответственность обстоятельства, апелляционный суд учитывает следующее.
В силу пункта 2 примечания к статье 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 данного Кодекса.
При назначении наказания ответчик учел в качестве такого обстоятельства добровольное прекращение Обществом противоправного поведения (пункт 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ), поскольку с февраля 2012 года выставление в адрес Беспаловой Н.В. счетов с указанием задолженности предыдущего собственника квартиры было прекращено. Какие-либо иные смягчающие ответственность обстоятельства антимонопольным органом не учитывались.
В суде ОАО "ЯСК" ссылалось также на наличие еще одного предусмотренного частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ обстоятельства (предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения), которое, по его мнению, безосновательно не было принято во внимание при определении размера административного штрафа. В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что последствия административного правонарушения были предотвращены путем прекращения выставления задолженности до принятия каких-либо мер по приостановлению подачи электрической энергии в адрес потребителя.
Вместе с тем злоупотребление доминирующим положением со стороны ОАО "ЯСК" было установлено антимонопольным органом при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, подтверждено судами в рамках дела об оспаривании данного решения УФАС. При этом возможность наступления негативных последствий для потребителя выступала в качестве признака злоупотребления Обществом своим доминирующим положением.
Учитывая совокупность действий, квалифицированных в качестве объективной стороны вменяемого правонарушения, а также обстоятельства прекращения противоправного деяния, суд первой инстанции в рассматриваемой ситуации обоснованно не установил наличие действий Общества по предотвращению вредных последствий административного правонарушения
Ссылки заявителя на предотвращение им вредных последствий административного правонарушения являются несостоятельными, неподтвержденными, а выводы суда, не усмотревшего оснований для учета приведенных обстоятельств при назначении административного штрафа, - правомерными.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда первой инстанции законным, обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
Следовательно, решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.03.2014 по делу N А82-9427/2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "ЯСК" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.03.2014 по делу N А82-9427/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ярославская сбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-9427/2013