г. Самара |
|
06 июня 2014 г. |
Дело N А65-3109/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Новожиловой С.Н., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Влада-Дент" - представитель не явился, извещено,
от Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в порядке упрощенного производства в открытом судебном заседании 02 июня 2014 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Влада-Дент"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 апреля 2014 года по делу N А65-3109/2014 (судья Адеева Л.Р.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Влада-Дент" (ОГРН 1091650006788, ИНН 1650193908), Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
об отмене постановлений от 30 января 2014 года N 101, 102, 103 по делам об административных правонарушениях по ст. 6.4, ч. 1 ст. 14.8, ст. 6.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Влада-Дент" (далее - заявитель, общество, ООО "Влада-Дент") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - ответчик, Управление Роспотребнадзора) об отмене постановлений N 101, 102 и 103 от 30 января 2014 года по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 апреля 2014 года, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными и отменены постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан г.Набережные Челны от 30 января 2014 года N 101, 102 о назначении административного наказания в части размера назначенного штрафа. Постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан г.Набережные Челны от 30 января 2014 года N 101, 102 о назначении административного наказания изменены в части примененного к ООО "Влада-Дент" в рамках ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административного наказания в виде наложения штрафа в размере 15 000 рублей, в рамках ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ административного наказания в виде наложения штрафа в размере 9 000 рублей.
ООО "Влада-Дент" назначено административное наказания в рамках ст. 6.4 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 10 000 рублей, в рамках ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 9 000 рублей.
В части обжалования постановления от 30 января 2014 года N 103 производство по делу прекращено.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела в порядке упрощенного производства, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в части отказа в признании незаконным постановления административного органа от 30 января 2014 года N 102 N 102 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан N 6378/24-п/в от 26 декабря 2013 года 14 января 2014 года административным органом в отношении заявителя проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения осуществляющего медицинскую (стоматологическую) деятельность, в ходе которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
По результатам проверки составлен акт от 24 января 2014 года N 6378/24-п/в.
На основании материалов проверки специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в отношении ООО "Влада-Дент" составлены протокол N 066 от 14 января 2014 года об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, протокол N 067 от 15 января 2014 года о временном запрете действовать, протокол N 074 от 24 января 20134 года, об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.8 КоАП РФ.
Начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в г.Набережные Челны 30 января 2014 года вынесены постановление N 101 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 КоАП РФ, которым назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.; постановление N 102 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, с наказанием в виде штрафа в размере 9 000 руб. и постановление N 103 о привлечении директора общества Павловой Оксаны Викторовны к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 КоАП РФ, с наказанием в виде штрафа в размере 900 руб.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В силу ч.1 ст.24 Федерального закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из ч.1 ст.29 Федерального закона N 52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны проводиться своевременно и в полном объеме санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия, предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.3 ст.39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Статьей 32 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами.
Согласно п.1.4.1, 3.2, 4.2, 5.4, 5.5, 7.5, 7.8, 8.8, 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" в медицинских организациях должны быть созданы условия для удобного доступа и комфортного пребывания маломобильных групп населения.
Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность.
Покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтуса или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны.
Для вновь строящихся и реконструируемых ЛПО на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено централизованное резервное горячее водоснабжение. Для существующих учреждений в качестве резервного источника устанавливаются водонагревательные устройства.
Во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Температура горячей воды в точках разбора детских и психиатрических палат, душевых, санузлов для пациентов не должна превышать 37 °С.
Устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.
Согласно постановлению Правительства от 04 октября 2012 года N 1006 "Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" при заключении договора и оплаты медицинских услуг, договор должен содержать:
а) сведения об исполнителе:
наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации - юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;
б) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя);
фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица;
наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица;
в) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;
г) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;
д) условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;
е) должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;
ж) ответственность сторон за невыполнение условий договора;
з) порядок изменения и расторжения договора;
и) иные условия, определяемые по соглашению сторон.
Ответственность за нарушение законодательства в области санитарного законодательства, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий признается административным правонарушением, ответственность за которое установлена ст.6.3 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, ответственность за которое установлена ст. 6.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Основаниями, по которым заявитель оспаривает вышеуказанные постановления, послужили вопросы правомерности проведения административным органом плановой выездной проверки, по итогам которой были составлены постановления по делу об административном правонарушении.
Так, основанием для включения плановой проверки заявителя в ежегодный план проведения плановых проверок явилось истечение 3-х лет со дня государственной регистрации юридического лица. Общество в едином государственном реестре юридических лиц инспекцией МНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан зарегистрировано 17 июня 2009 года за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1091650006788.
Плановая проверка в отношении заявителя проведена на основании распоряжения от 26 декабря 2013 года N 6378/24-п/в заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан Имамова А.А.
Заявитель о проведении предстоящей плановой проверки с участием Управления Роспотребнадзора уведомлен 31 декабря 2013 года посредством вручения копии заверенного печатью распоряжения законному представителю общества Павловой О.В., о чем свидетельствует запись в соответствующей графе акта проверки N 6378/24-п/в от 24 января 2014 года, проведенной в отношении заявителя.
Довод заявителя о том, что в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки указано 5 фамилий экспертов, из которых присутствовал только один специалист-эксперт и что не было предъявлено ни одного документа об аккредитации привлекаемых экспертов, судом отклонен исходя из следующего.
В соответствии с распоряжением проверка проведена уполномоченным на проведение проверки лицом - специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в г. Набережные Челны Шайдуллиной Ф.Г., о чем свидетельствует акт проверки от 24 января 2014 года, подписанный директором общества Павловой О.В.
К проведению проверки был привлечен представитель экспертной организации Степочкина Е.В., помощник врача эпидемиолога филиала федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан" в г. Набережные Челны.
Кроме того, согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) должностные лица органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий обязаны представить по требованию подлежащих проверке лиц. Информация о предъявлении таких требований заявителем в материалах дела отсутствует.
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан", представитель которого привлечен к проведению проверки в отношении заявителя, имеет свидетельство об аккредитации от 26 февраля 2010 года N 27-АК, выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сроком до 26 февраля 2015 года.
При этом не являются нарушением непривлечение к проведению проверки всех лиц, указанных в распоряжении, и непредставление информации об экспертах, экспертных организациях без требования подлежащих проверке лиц.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии нарушений процедуры проведения проверки.
Статьей 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В оспариваемых постановлениях не указано, почему административный орган применил санкции исходя из квалификации выявленных нарушений по ст. 6.4 КоАП РФ, ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в виде штрафных санкций в суммах 15 000 руб., 9 000 руб., рассматривались ли при вынесении постановления ответчиком смягчающие вину обстоятельства. При этом доказательств наличия отягчающих общества вину обстоятельств в материалы дела не представлено.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер штрафа до минимального, предусмотренного санкцией ст. 6.3 КоАП РФ, - до 10 000 рублей и предусмотренного санкцией статьи ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ - до 5 000 рублей.
Учитывая, что Павлова Оксана Викторовна является директором общества с ограниченной ответственностью "Влада-Дент", а не индивидуальным предпринимателем, дело в части рассмотрения постановления от 30 января 2014 года N 103 не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с ч.2 ст.27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели).
В ст.29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно с ч.3 ст.23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
На основании п.1 ч.1 ст.150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд прекратил производство по делу в части оспаривания постановления N 103 от 30 января 2014 года N 102, поскольку оно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Вместе с тем судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права при оценке законности постановления административного органа от 30 января 2014 года N 102 N 102 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 9 000 руб.
Указанные в данном постановлении административного органа обстоятельства (отсутствие уведомления потребителя в письменной форме о последствиях несоблюдения указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работодателя, предоставляющего платную медицинскую услугу); несоставление договора в письменной форме) не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.8 КоАП РФ. Привлечение к административной ответственности по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ предполагает нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации только: о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Между тем непредставление обществом уведомления потребителя в письменной форме о последствиях несоблюдения указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работодателя, предоставляющего платную медицинскую услугу); несоставление договора в письменной форме не свидетельствуют о непредставлении указанной в ч.1 ст.14.8 КоАП РФ информации.
Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006, в разделе "Информация об исполнителе и предоставляемых им медицинских услугах" содержит следующие требования.
Согласно п.11 указанных Правил исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:
а) для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется);
для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (если имеется);
б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);
г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;
д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;
е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;
ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Исходя п.12 тех же Правил информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.
На основании п.13 Правил исполнитель предоставляет для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика:
а) копию учредительного документа медицинской организации - юридического лица, положение о ее филиале (отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении), участвующем в предоставлении платных медицинских услуг, либо копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
б) копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией.
Согласно п.14 Правил при заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:
а) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;
б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);
в) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;
г) другие сведения, относящиеся к предмету договора.
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что до заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.
Таким образом, законодательством определены способы доведения необходимой информации до потребителя: в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации; по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах.
Составление письменного договора регулируется отдельной главой вышеозначенных Правил и к получению информации непосредственного отношения не имеет.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что само по себе несоставление заявителем письменных договоров не свидетельствует о нарушении права потребителей на получение информации об оказываемых услугах, исполнителе, режиме работы.
Исходя из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 14.8 КоАП РФ событие правонарушения образует непредставление лишь следующей информации: о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. При этом уведомление о последствиях несоблюдения указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу) не относится к информации о реализуемой услуге, о ее исполнителе, а также о режиме работы организации.
Расширительное толкование правовой нормы, закрепленной в части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, недопустимо, поскольку в данном случае ее применение связано с привлечением к административной ответственности как одному из видов юридической ответственности. При привлечении к юридической ответственности правоприменитель не вправе исходить из положений, которые в правовой норме, на основании которой лицо привлекается к ответственности, отсутствуют.
На основании п.1, 2 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 14 апреля 2014 года следует отменить в части отказа в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Влада-Дент" о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан от 30 января 2014 года N 102 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.8 КоАП РФ. В указанной части требования общества с ограниченной ответственностью "Влада-Дент" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан от 30 января 2014 года N 102 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.8 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении процедуры проведения проверки были правильно оценены судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции также не усматривает существенных нарушений требований Федерального закона N 294-ФЗ при проведении Управлением Роспотребнадзора проверки в отношении заявителя. Ссылка на отсутствие оттиска печати на копии распоряжения о проведении проверки не свидетельствует о недействительности данного документа. В этой связи надлежит в остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 14 апреля 2014 года по делу N А65-3109/2014 оставить без изменения.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 229, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 апреля 2014 года по делу N А65-3109/2014 отменить в части отказа в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Влада-Дент" о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан от 30 января 2014 года N 102 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.8 КоАП РФ. В указанной части требования общества с ограниченной ответственностью "Влада-Дент" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан от 30 января 2014 года N 102 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.8 КоАП РФ.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 14 апреля 2014 года по делу N А65-3109/2014 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-3109/2014