город Ростов-на-Дону |
|
08 мая 2014 г. |
дело N А32-23359/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01. 201 по делу N А32-23359/2013, принятое судьёй Гладковым В.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПКП-Альянс к заинтересованному лицу министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПКП-Альянс" (ИНН 2311107818) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об отмене постановления государственного инспектора по охране природы Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 04.07.2013 года N 1.13716-4/1-1 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 000 руб. за правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 8.2 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2014 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела не подтверждается наличие в действиях общества состава вмененного ему правонарушения. Суд установил, что административным органом не представлено доказательств образования в результате деятельности предприятия отходов I - IV класса опасности, соответственно требование о необходимости наличия работника, имеющего специальную профессиональную подготовку в сфере обращения с отходами, несостоятельно. Также суд принял во внимание, что общество арендует помещение, а арендодателем заключен договор со специализированной организацией на вывоз образующихся отходов.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство природных ресурсов обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что согласно предоставленной ООО "Чистый город" информации договор на вывоз ТБО от 30.01.2011 N 06 не заключался. Отходы, образующиеся в результате деятельности общества, являются его собственностью и оно должно нести обязанности, связанные с их образованием. Также обществом не организованы места накопления отходов, не разработан порядок осуществления производственного контроля.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 28.05.2013 N 1.13/716, в отношении ООО "ПКП-Альянс" (ИНН 2311107818) проведена плановая выездная проверка с целью контроля за соблюдением природоохранного законодательства.
По результатам проведённой проверки составлен акт от 18.06.2013 года N 1.13/716-1, в котором отражены выявленные нарушения.
По признакам состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 8.2 КоАП РФ, административным органом составлен протокол от 20.06.2013 года N 1.13/716-4/1.
Протокол составлен в присутствии законного представителя общества.
В качестве события административного правонарушения обществу вменены следующие нарушения:
паспорта на опасные отходы I - IV класса опасности не разработаны (ртутные лампы люминесцентные, мусор от бытовых помещений IV класса опасности);
не организованы места накопления ртуть содержащих отходов;
отсутствуют документы, подтверждающие профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности (подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности);
договор на вывоз ТБО не представлен;
производственный контроль в сфере охраны окружающей среды не ведётся (не представлен журнал производственного экологического контроля);
журнал учёта образования и движения отходов в организации не ведётся.
Постановлением государственного инспектора по охране природы Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 04.07.2013 года N 1.13716-4/1-1 общество привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Повторно рассмотрев материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 4973/12 по делу N А60-50398/2011.
Как видно из материалов дела и следует из существа вменяемых обществу нарушений, заявителю вменяется несоблюдение установленных требований именно при накоплении отходов производства и потребления.
В силу статьи 14 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности (часть 1 статьи 15 Закона об отходах производства и потребления).
В силу статьи 26 Закона об отходах производства и потребления юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Указанные обязанности должны быть соблюдены лицами, в результате деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности.
Кроме того, в соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Таким образом, в случае если в процессе хозяйственной деятельности организации образуются отходы вышеуказанных классов опасности, лицо обязано обеспечить оборудование соответствующих мест для их временного складирования до передачи специализированной организации для последующего вывоза и размещения отходов в специально отведенных для этого местах.
Как следует из материалов дела, ООО "ПКП-Альянс" занимает на основании договора аренды от 01.05.2013 нежилые помещения и земельный участок по адресу г. Тимашевск, ул. Красная, 182, в целях осуществления торговли автотранспортными средствами и их соответствующего хранения.
Согласно договору арендатор обязывается, в том числе, оплачивать расходы по вывозу мусора.
При этом в дело представлен договор от 30.01.2011 N 06 между ООО "Инфо-Сервис" (являющимся арендодателем по вышеуказанному договору) и ООО "Чистый город" на вывоз и размещение твердых отходов по адресу: г. Тимашевск, ул. Красная, 182.
Также в деле имеется отчет об образовании отходов за 2012 год, согласно которому в результате деятельности общества образуются отходы IV класса опасности. Отчет подписан руководителем общества и скреплен печатью организации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает вывод об отсутствии в действиях общества состава вмененного ему правонарушения необоснованным и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Между тем апелляционная коллегия считает, что невыполнение вышеуказанных обязанностей, вытекающих из факта образования в результате деятельности общества отходов IV класса опасности (мусор от бытовых помещений), не повлекло за собой возникновение существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Исходя из обстоятельств дела суд пришёл к выводу, что в результате деятельности общества образуются бытовые отходы, которые временно складируются в находящихся на территории организации контейнерах, что установлено самим органом, и впоследствии вывозятся специализированной организацией. В этой связи суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 2.9 КоАП РФ, а также разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", считает возможным признать совершенное правонарушение малозначительным.
Согласно пункту 17 названного постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2014 по делу N А32-23359/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23359/2013