г. Вологда |
|
22 мая 2014 г. |
Дело N А05-2322/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 мая 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарём судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 марта 2014 года по делу N А05-2322/2014 (судья Дмитревская А.А.),
установил:
предприниматель Кологреев Александр Сергеевич (ОГРНИП 305290101100466) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске (ОГРН 102290052182; далее - учреждение, фонд) о признании недействительным решения от 30.01.2014 N 03900214РК0000394.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.03.2014 заявленные требования удовлетворены.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение норм материального права.
Предприниматель в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ответ на письмо учреждения от 25.12.2013 N 52/17 "О нарушении сроков предоставления отчётности за 1, 2, 3, 4-й кварталы 2012 года, 1, 2, 3-й кварталы 2013 года" (лист дела 33) предпринимателем представлен расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по форме РСВ-1 за 1 квартал 2013 года (листы дела 40, 41). В соответствии с этим расчётом сумма начисленных страховых взносов за 1 квартал 2013 года составила 0 руб.
Также предпринимателем представлено заявление от 27.12.2013 о снятии с регистрационного учёта в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации страхователя, производящего выплаты физическим лицам, в связи с прекращением осуществления приёма на работу наёмных работников (лист дела 38). Согласно уведомлению от 27.12.2013 (лист дела 39) Кологреев А.С. снят с данного учёта.
Учреждением проведена камеральная проверка, в акте о которой от 30.12.2013 N 03900230021010 (листы дела 44, 45) фонд указал, что в нарушение пункта 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) предприниматель представил расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2013 года 27.12.2013 при установленном сроке - до 15.05.2013.
В связи с этим учреждением вынесено решение от 30.01.2014 N 03900214РК0000394 (листы дела 48-50) о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 1000 руб.
Не согласившись с данным решением учреждения, Кологреев А.С. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учёта влечёт взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчётного (расчётного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
В силу статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели как производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, таки и не производящие таковых.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Положения данной статьи 15 Закона N 212-ФЗ, как следует из её названия, распространяется на плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда России какую-либо отчётность. Это следует из статей 14, 16 Закона N 212-ФЗ.
Кроме того, в силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, обязанность по представлению расчётов по начисленным и уплаченным страховым взносам возложена на индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Обязанность по представлению этих расчётов предпринимателями, уплачивающими страховые взносы за себя и не являющимися работодателями, отсутствует.
Следовательно, плательщик страховых взносов - предприниматель, являющийся работодателем, обязан представить соответствующий расчёт в указанный срок.
В соответствии с правовой позицией, выработанной и изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дел с участием административных органов необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей. Любая санкция должна применяться с учётом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
В связи с этим при отсутствии обязанности по представлению соответствующих расчётов не имеется оснований и для привлечения к ответственности.
Как указано выше, статус плательщика страховых взносов закон связывает не с постановкой на учёт в качестве такового, а с осуществлением выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
Из пояснений предпринимателя, содержащихся в уточнённом заявлении (лист дела 16), следует, что им 23.03.2011 расторгнут трудовой договор с последним своим наёмным работником, отчётность за 2011 год по форме РСВ-1 он представил в полном объёме.
Доказательств наличия у предпринимателя работников и обязанности по подаче соответствующих расчётов по форме РСВ-1 после 2011 года учреждением в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что нахождение предпринимателя на учёте как работодателя в отсутствие фактических трудовых отношений (либо гражданско-правовых) с физическими лицами и, как следствие, в отсутствие выплат вознаграждений им не может служить основанием для того, чтобы считать этого предпринимателя плательщиком страховых взносов с обязанностью представлять расчёты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Доводы подателя апелляционной жалобы сводятся к тому, что вывод суда об отсутствии у предпринимателя застрахованных лиц не может расцениваться как обстоятельство, исключающее ответственность за несвоевременное предоставление сведений о страховых взносах, поскольку регистрация предпринимателя в качестве страхователя возлагает на него определённые обязанности, в том числе по предъявлению данных о страховых взносах.
Эти доводы являются необоснованными.
Как установлено судом первой инстанции, в период с 23.03.2011 по 27.12.2013 Кологреев А.С. не являлся работодателем, и, соответственно, плательщиком страховых взносов на основании подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ. Поэтому у него не имелось обязанности по сдаче расчётов по форме РСВ-1 после 23.03.2011.
После того как предприниматель прекратил осуществлять выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, он не может относиться к категории плательщиков страховых взносов, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ. Соответственно, на него не могут распространяться положения статьи 15 этого Закона, которой определён порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. После увольнения наёмных работников и, соответственно, прекращения осуществления выплат и вознаграждений в их пользу предприниматель должен быть отнесён к категории плательщиков страховых взносов, которая предусмотрена пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ. Предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда России какую-либо отчётность. Это следует из статей 14, 16 Закона N 212-ФЗ. Никакой специальной процедуры перехода от одной категории плательщиков к другой законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах предприниматель необоснованно и неправомерно привлечён оспариваемым решением учреждения к ответственности по части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ.
В силу изложенного суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, верно оценил представленные сторонами доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 марта 2014 года по делу N А05-2322/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2322/2014