г. Самара |
|
20 мая 2014 г. |
Дело N А55-26885/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Акимовой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя апелляционной жалобы Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - Безруков А.А., представитель по доверенности N 9 от 09.01.2014 г.;
от ответчика ООО "АЛЬФА-ОКТАН" - Фролов С.В., представитель по выписке N 651 от 04.02.2014 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 мая 2014 года в зале N 6 дело по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.02.2014, принятое по делу N А55-26885/2013 (судья Шабанов А.Н.),
по иску Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, (ОГРН 1046300456234; ИНН 6315800805),
к обществу с ограниченной ответственностью "АЛЬФА-ОКТАН", г. Самарская область, Ставропольский край, с. Зеленовка, (ОГРН 1026303954566; ИНН 6382012091),
об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось с иском в Арбитражный суд Самарской области к обществу с ограниченной ответственностью "АЛЬФА-ОКТАН", об обязании разработать и представить в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы по договору аренды лесного участка N 42/14 от 23.01.2008 в тридцатидневный срок со дня вступления решения в силу; обязании представить в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования лесную декларацию по договору аренды лесного участка N 42/14 от 23.01.2008 в тридцатидневный срок со дня вступления решения в силу.
Истцом представлено дополнение к исковому заявлению и уточнение исковых требований, просит досрочно расторгнуть договор аренды лесного участка N 42/14 от 23.01.2008, заключенный с Обществом с ограниченной ответственностью "АЛЬФА-ОКТАН".
Согласно статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции отказал в принятии уточнений.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.02.2014, по делу N А55-26885/2013 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, требование удовлетворить.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области апелляционную жалобу поддержал, решение суда считает незаконным и необоснованным, просил его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ООО "АЛЬФА-ОКТАН" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителей сторон, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, между Департаментом лесного хозяйства Самарской области, как арендодателем, и ООО "АЛЬФА-ОКТАН", как арендатором, был заключен договор аренды лесного участка N 42/14 от 23.01.2008, по условиям которого, арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок из земель лесного фонда с кадастровым номером 63:32:182401:03, имеющий местоположение: Самарская область, Ставропольское лесничество, Федоровское участковое лесничество, квартал N 13, общей площадью 0,12 га, предоставляемый для осуществления рекреационной деятельности. Согласно п. 20 договора, срок его действия устанавливается с 23.01.2008 по 05.05.2051.
Указанный договор зарегистрирован в установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке и в порядке, предусмотренном статьями 131, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34 "О реорганизации департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области" департамент реорганизован путем присоединения к министерству, и последнее, как правопреемник департамента лесного хозяйства Самарской области, является надлежащим полномочным лицом на предъявление данных требований.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 28.04.2011 N 165 в постановление Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34 были внесены изменения, министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области переименовано в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
По смыслу статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу новый собственник имущества становится стороной договора аренды. Данный вывод согласуется с положениями статей 382 и 387 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающих перемену лиц в обязательстве на основании закона.
Истец указывает, что в ходе планово-выездных проверок по соблюдению лесного законодательства на спорном лесном участке, предоставленному по договору N 42/14 от 23.01.2008, были выявлены нарушения ответчиком статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации, не разработан и не представлен проект освоения лесов, что нашло свое отражение в актах проверок, также исполнительный орган общества был привлечен к административной ответственности за нарушение лесного законодательства.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции обосновано отказал в иске, поскольку истцом не доказаны обстоятельства послужившими основанием для обращения истца в суд.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что исходя из положений статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).
Таким образом, ссылка ответчика о пропуске истцом срока исковой давности обоснованно не принята судом первой инстанции.
Подпунктами а), б) пункта 13 договора N 42/14 от 23.01.2008 предусмотрена обязанность арендатора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Проект освоения лесов, при условии его легализации, является обязательным к применению, как хозяйствующими субъектами, так и органами, наделенными административно-властными полномочиями.
Со ссылками на нормы статей 26, 81-84, 88, 89, 24 Лесного кодекса Российской Федерации необходимым условием для подготовки и подачи лесной декларации является наличие у лесопользователя разработанного и прошедшего государственную экспертизу проекта освоения лесов.
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 N 545.
В соответствии с пунктом 3 Порядка целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.
Пунктом 7 Порядка установлено, что экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок до 30 дней с даты поступления материалов. Срок проведения экспертизы может быть продлен в зависимости от содержания проекта освоения лесов, но не более чем на 10 дней.
В соответствии с пунктом 9 Порядка экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным.
В материалы дела представлено письмо ответчика N 55 от 24.10.2013, с просьбой согласовать проект освоения лесного участка из земель лесного фонда, местоположение: Самарская область, Ставропольское лесничество, Федоровское участковое лесничество, квартал N 13. При этом суд первой инстанции верно указал, что истец доказательств положительного либо отрицательного рассмотрения предоставленного проекта на день рассмотрения спора в суде не представил.
Пунктом 1 статьей 24 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком, что также отражено в пункте 2 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки".
Таким образом, предъявляя иск истец не доказал в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства послужившими основанием исковых требований.
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и опровергаются представленными доказательствами по делу.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 19.02.2014, по делу N А55-26885/2013, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19.02.2014, по делу N А55-26885/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26885/2013