город Ростов-на-Дону |
|
29 мая 2014 г. |
дело N А53-26766/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Гуденица Т.Г., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щегровой Н.А.
при участии:
от Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Красносадовского сельского поселения: представителя Ефименко Владимира Владимировича по доверенности от 26.05.2014;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области: представителя Соловьевой Натальи Юрьевны по доверенности от 18.2.2013 N 376,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Красносадовского сельского поселения
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.03.2014 по делу N А53-26766/2013
принятое в составе судьи Смольковой А.В.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Красносадовского сельского поселения
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
при участии третьего лица: Администрации Красносадовского сельского поселения Азовского района Ростовской области
о признании отказа в государственной регистрации незаконным
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Красносадовского сельского поселения (далее - МУП ЖКХ Красносадовского сельского поселения, предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - Управление Росреестра по Ростовской области, управление, заинтересованное лицо) о признании отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения, выраженного в сообщении от 22.11.2013 N N02/214/2013-563, незаконным и необоснованным; обязании зарегистрировать право хозяйственного ведения на здание бани, расположенное по адресу: Ростовская область, Азовский район, пос. Красный Сад, ул.Садовая, 22.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация Красносадовского сельского поселения Азовского района Ростовской области (далее - администрация, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 03.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение суда мотивировано тем, что заявителем на регистрацию не представлен документ, подтверждающий передачу заявленного к регистрации недвижимого имущества муниципального образования Красносадовского сельского поселения к МУП ЖКХ Красносадовского сельского поселения. Поскольку документы, представленные заявителем на государственную регистрацию права собственности, не соответствовали требованиям законодательства, оспариваемый отказ в регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество является правомерным.
Не согласившись с данным судебным актом, МУП ЖКХ Красносадовского сельского поселения обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.03.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы предприятие указывает, что для регистрации права хозяйственного ведения на спорный объект им предоставлены все необходимые документы. Отсутствие как самостоятельного распорядительного акта собственника имущества о передаче объекта недвижимости - здания бани в хозяйственное ведение, не может служить основанием для отказа в государственной регистрации права при наличии документов, в совокупности подтверждающих факт передачи имущества в хозяйственное ведение предприятия.
Представитель предприятия в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель управления в судебном заседании против апелляционной жалобы возражал, считал решение суда законным обоснованным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела установлено, что решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.03.2012 МУП ЖКХ Красносадовского сельского поселения признано банкротом, в отношении предприятия открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Бахвалов Сергей Васильевич.
На основании распоряжения Главы Красносадовского сельского поселения Азовского района Ростовской области от 30.11.2007 N 86 в хозяйственное ведение МУП ЖКХ Красносадовского сельского поселения передано, в том числе здание бани, литер Г, площадью 94,7 кв.м., инвентарный номер 9375, расположенное по адресу: Ростовская область, Азовский район, пос. Красный сад, ул. Садовая, N 22.
МУП ЖКХ Красносадовского сельского поселения 08.10.2013 обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о регистрации права хозяйственного ведения на вышеназванный объект.
С заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения предприятие представило следующие документы: решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.03.2012, определение Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2013, копию распоряжения Главы Красносадовского сельского поселения Азовского района Ростовской области от 30.11.2007 N 86, что подтверждается распиской управления о получении документов от 08.10.2013 (т. 1 л.д. 18).
Согласно уведомлению управления от 25.10.2013 N 02/214/2013-563 государственная регистрация права хозяйственного ведения МУП ЖКХ Красносадовского сельского поселения на здание бани, литер Г, площадью 94,7 кв.м., инвентарный номер 9375, расположенное по адресу: Ростовская область, Азовский район, пос. Красный сад, ул. Садовая, N 22, была приостановлена на один месяц в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N122-ФЗ). Управление указало на то, что в нарушение статьи 18 Закона N 122 - ФЗ заявителем представлена одна копия распоряжения Главы Красносадовского сельского поселения Азовского района Ростовской области от 30.11.2007 N 86. Не представлены документы, на основании которых осуществлялась передача заявленного к регистрации недвижимого имущества от муниципального образования Красносадовское сельское поселение к предприятию. МУП ЖКХ Красносадовского сельского поселения было предложено представить указанные документы.
Решением управления, изложенном в сообщении об отказе в государственной регистрации права от 22.11.2013, предприятию было отказано в государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорный объект недвижимости на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" со ссылкой на, изложенные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 25.10.2013, обстоятельства (т. 1, л.д. 34-35).
Не согласившись с решением управления, МУП ЖКХ Красносадовского сельского поселения обжаловало отказ в государственной регистрации права хозяйственного ведения на здание бани, литер Г, площадью 94,7 кв.м., инвентарный номер 9375, расположенное по адресу: Ростовская область, Азовский район, пос. Красный сад, ул. Садовая, N 22, в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили действие (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, решение управления может быть признано незаконным только при наличии совокупности двух условий: несоответствия данного акта закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие двух соответствующих условий применительно к настоящему делу суд апелляционной инстанции находит не доказанным.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе их возникновение, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с пунктом 1 статьи 13 которого государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
В силу пункта 1, 2 статьи 16 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основанием для государственной регистрации прав, являются, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество (п. 1 ст. 17 названного Закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ предусмотрена необходимость приостановления государственной регистрации прав при возникновении у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав.
Государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав (пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
На основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 указанного Федерального закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Абзац 2 пункта 3 статьи 9, абзац 3 пункта 1 статьи 13 и абзац 11 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Из материалов дела усматривается, что для регистрации права хозяйственного ведения на здание бани, литер Г, площадью 94,7 кв.м., инвентарный номер 9375, расположенное по адресу: Ростовская область, Азовский район, пос. Красный сад, ул. Садовая, N 22 предприятие представило: решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.03.2012, определение Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2013, копию распоряжения Главы Красносадовского сельского поселения Азовского района Ростовской области от 30.11.2007 N 86.
Пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" установлено, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Моментом возникновения права хозяйственного ведения у унитарного предприятия закон считает момент передачи ему имущества собственником, если иное не установлено законом, другими правовыми актами или решением собственника. Передача осуществляется после принятия собственником решения о закреплении за предприятием имущества в хозяйственное ведение (пункт 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для возникновения у унитарного предприятия права хозяйственного ведения на имущество (в случае закрепления его собственником) необходимо наличие юридического состава: решения собственника о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения и факта передачи имущества собственником унитарному предприятию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 224 Гражданского кодекса Российской Федерации передачей признается вручение вещи приобретателю, а вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
В обоснование обстоятельства закрепления имущества на праве хозяйственного ведения заявитель ссылается на то, что распоряжением Главы Красносадовского сельского поселения Азовского района Ростовской области от 30.11.2007 N 86 в хозяйственное ведение МУП ЖКХ Красносадовского сельского поселения передано здание бани балансовой стоимостью 18000 рублей, находящееся по адресу: п.Красный Сад, ул. Садовая, 22.
Факт передачи имущества из владения Красносадовского сельского поселения Азовского района Ростовской области и его передачи в хозяйственное ведение предприятия какими-либо доказательствами не подтвержден. Доказательств фактического владения спорным имуществом на момент составления оспариваемого распоряжения МУП ЖКХ Красносадовского сельского поселения не представлено.
При таких обстоятельствах указанное распоряжение не является достаточным документом, подтверждающим основание возникновения у предприятия права хозяйственного ведения на спорный объект недвижимого имущества.
Поскольку предприятием не представлены доказательства возникновения права хозяйственного ведения на здание бани, литер Г, площадью 94,7 кв.м., инвентарный номер 9375, расположенное по адресу: Ростовская область, Азовский район, пос. Красный сад, ул. Садовая, N 22, управление обоснованно отказало заявителю в государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорное недвижимое имущество.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах.
Обществом с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения представлена одна копия распоряжения Главы Красносадовского сельского поселения Азовского района Ростовской области от 30.11.2007 N 86.
Непредставление в регистрирующий орган необходимого количества экземпляров актов органов местного самоуправления является самостоятельным основанием для отказа.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.03.2014 по делу N А53-26766/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-26766/2013