г. Челябинск |
|
03 июня 2014 г. |
Дело N А47-3312/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Ермолаевой Л.П., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского хозяйства Пахомова Сергея Васильевича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.03.2014 по делу N А47-3312/2013 (судья Калашникова А.В.).
В заседании приняли участие представители:
крестьянского хозяйства Пахомова Сергея Васильевича - Зиленский Сергей Викторович (доверенность от 27.08.2013);
открытого акционерного общества "Оренбургнефть" - Ахмедов Андрей Гайбилаевич (доверенность от 20.12.2013 N 380).
Крестьянское хозяйство Пахомова Сергея Васильевич (далее - заявитель, КХ Пахомова С.В.) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Муниципальному учреждению Администрации муниципального образования Курманаевский район (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконными действий Администрации по снятию участков с кадастрового учета и обязании восстановить положение, существовавшее до нарушения права заявителя на получение в аренду земельных участков, а именно: обязать Администрацию в двухнедельный срок со дня представления кадастровых паспортов принять решение о предоставлении в аренду заявителю и направить ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта в отношении следующих земельных участков:
- земельный участок площадью 2160809,0 кв. м., аннулированный кадастровый номер 56:16:0000000:1401, в границах указанных в кадастровым паспорте, с местоположением: Оренбургская область, Курманаевский район, с/с Лабазинский, участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:16:0, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения- N 1, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;
- земельный участок площадью 1140883,0 кв. м. аннулированный кадастровый номер 56:16:1210001:9 в границах указанных в кадастровым паспорте,с местоположением: Оренбургская область, Курманаевский район, с/с Лабазинский, участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:16:1210001, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения- N 1, разрешенное использование-для сельскохозяйственного производства;
- земельный участок площадью 965977,0 кв.м. аннулированный кадастровый номер 56:16:0000000:1400 в границах указанных в кадастровым паспорте, с местоположением: Оренбургская область, Курманаевский район, с/с Лабазинский, участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:16:0, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения- N 1, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Кроме того, заявитель просил признать незаконными действия заинтересованного лица по непредоставлению в аренду вышеназванных земельных участков заявителю и обязании в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении в аренду заявителю земельных участков заключить с заявителем договор аренды вышеназванных земельных участков (требования изложены с учетом изменения их предмета заявителем, принятого судом первой инстанции (т. 5 л.д. 44-47, а также выделения в отдельное производство части требований, касающихся земельного участка с кадастровым N 56:16:1215001:3 определением суда первой инстанции от 19.02.2014, т. 6 л.д. 83-84).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Федеральное государственного бюджетного учреждения "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области (далее - Кадастровая палата), открытое акционерное общество "Оренбургнефть" (далее - ОАО "Оренбургнефть").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.03.2014 (резолютивная часть оглашена 25.02.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе КХ Пахомова С.В. (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на необоснованность и несоответствие статье 79 Земельного кодекса Российской Федерации вывода суда первой инстанции о приоритете использования земельных участков для освоения недр, поскольку такой подход исключает эксплуатацию земель сельскохозяйственного назначения. Указывает на отсутствие заявлений ОАО "Оренбургнефть" на предоставление в аренду земельных участков при наличии лицензии на недропользование, а также оформлении названным обществом договоров аренды земельных участков N 1160 от 05.09.2012 и N 159 от 31.01.2013 после обращения Пахомова С.В. Кроме того, у ОАО "Оренбургнефть" не возникает преимущественного права на получение в аренду земельных участков для эксплуатации трубопроводов, дорог, коммуникаций, которые не являются объектами недвижимости, а земельные участки под объектами недвижимого имущества не были включены в состав испрашиваемых земельных участков.
Также заявитель полагает неправильным вывод суда первой инстанции о пропуске им срока обращения в суд, исчисляемого с даты аннулирования заявок общества с ограниченной ответственностью "АПК им. Зорина" на предоставление земельных участков в аренду - 07.03.2013, в силу чего предприниматель стал единственным претендентом на получение земельных участков и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в мае 2013 года.
ОАО "Оренбургнефть" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заинтересованное лицо и третьи лица, за исключением ОАО "Оренбургнефть", не явились. Заинтересованным лицом направлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В отсутствие возражений представителей истца и третьего лица и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании участвующие в деле лица поддержали доводы и возражения на апелляционную жалобу, соответственно.
В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 16 часов 00 минут 29.05.2014.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, во исполнение вступившего в законную силу решения Курманаевского районного суда Оренбургской области от 02.02.2010 о понуждении к постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся в распоряжении муниципального образования Курманаевский район из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах муниципальных образований: Грачевский, Костинский, Курманаевский, Катушинский, Лабазниский, Михайловский, Покровский, Сергеевский сельсоветы (т. 2 л.д. 23-28), администрацией Курманаевского района Оренбургской области был издан ряд постановлений об утверждении границ и образовании земельных участков.
Постановлением администрации Курманаевского района Оренбургской области от 23.05.2012 N 491-п утверждены границы и образован земельный участок площадью 1 140 883,0 кв. м. с местоположением: Оренбургская область, Курманаевский район, с/с Лабазинский, участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:16:1210001, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения - N 1, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства (т. 1 л.д. 111).
Из кадастровой выписки о земельном участке усматривается, что указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 15.06.2012 на основании заявления и межевого плана, выполненного кадастровым инженером С.В.Савельевым с присвоением кадастрового номера 56:16:1210001:9 и снят с кадастрового учета 18.03.2013 по заявлению представителя администрации муниципального образования Курманаевский район Оренбургской области, решениями Кадастровой палаты от 15.06.2012 и 18.03.2013, соответственно( л.д. 65 т.1, л.д. 123, 130 т.3).
Постановлением администрации Курманаевского района Оренбургской области от 23.05.2012 N 492-п утверждены границы и образован земельный участок площадью 2 160 809,0 кв. м. в границах, с местоположением: Оренбургская область, Курманаевский район, с/с Лабазинский, участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:16:0, категория земель-земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения- N1, разрешенное использование -для сельскохозяйственного производства (т. 1 л.д. 113).
Из кадастровой выписки о земельном участке усматривается, что указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 08.06.2012 на основании заявления и межевого плана, выполненного кадастровым инженером С.В.Савельевым с присвоением кадастрового номера 56:16:0000000:1401 и снят с кадастрового учета 13.03.2013 по заявлению представителя администрации муниципального образования Курманаевский район Оренбургской области, решениями Кадастровой палаты от 08.12.2012 и 13.03.2013, соответственно (т. 1 л.д. 64, т. 3 л.д. 85, 92).
Постановлением администрации Курманаевского района Оренбургской области от 23.05.2012 N 493-п утверждены границы и образован земельный участок площадью 965977,0 кв.м. с местоположением: Оренбургская область, Курманаевский район, с/с Лабазинский, участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:16:0, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения- N 1, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства (т. 1 л.д. 114).
Из кадастровой выписке о земельном участке усматривается, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 05.06.2012 на основании заявления и межевого плана, выполненного кадастровым инженером С.В.Савельевым с присвоением кадастрового номера 56:16:0000000:1400 и снят с кадастрового учета 13.03.2013 по заявлению представителя администрации муниципального образования Курманаевский район Оренбургской области, решениями Кадастровой палаты от 05.06.2012 и 21.03.2013, соответственно (т. 1 л.д. 66, т. 3 л.д. 153, 160).
29.06.2012 в газете Оренбуржье от 29.06.2012 N 103 (4680) и газете Курманаевского района Оренбургской области "Знамя труда" от 04.07.2012 N 51 (10761) было опубликовано извещение о предоставлении земельного участка в аренду сроком от 5 до 49 лет с кадастровым номером 56:16:0000000:1401 и 56:16:1210001:9. Извещение о предоставлении земельного участка в аренду сроком от 5 до 49 лет с кадастровым номером 56:16:0000000:1400 опубликовано в газете Оренбуржье от 13.07.2012 г. N 112 (4689) и газете Курманаевского района Оренбургской области "Знамя труда" от 11.07.2012 г. N 53 (10763) (т. 1 л.д. 61-66).
Указанные публикации были инициированы Пахомовым С.В., что следует из представленных редакцией сведений (т. 1 л.д. 67-73). В тексте публикаций был установлен 30-дневный срок для направления заявлений в отдел землеустройства и земельных отношений.
16.07.2012 в администрацию муниципального образования Курманаевский район Оренбургской области поступило заявление крестьянского хозяйства Пахомова С.В. о предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельных участков с кадастровыми номерами 56:16:0000000:1401 и 56:16:1210001:9 (т. 1 л.д. 40).
18.07.2012 в администрацию муниципального образования Курманаевский район Оренбургской области поступило заявление крестьянского хозяйства Пахомова С.В. о предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельных участков с кадастровым номером 56:16:0000000:1400 (т. 1 л.д. 41).
20.07.2012 с заявлениями о предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельных участков с кадастровыми номерами 56:16:0000000:1401, 56:16:1210001:9, 56:16:0000000:1400 обратилось общество с ограниченной ответственностью "АПК им. Зорина". Заявлением от 07.03.2013 названное общество сообщило Администрации об аннулировании ранее направленных заявлений о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 56:16:1210001:9, 56:16:0000000:1401, 56:16:0000000:1400 (т. 1 л.д. 29-31).
Сведений о проведении процедур, направленных на предоставление вышеназванных земельных участков (до момента снятия их с кадастрового учета) материалы дела не содержат.
Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют сделать вывод о том, что поводом для снятии земельных участков с кадастрового учета послужило поступившее в Администрацию Курманаевского района сообщение ОАО "Оренбургнефть" от 02.07.2012 о нахождении на земельных участках с кадастровыми номерами 56:16:1210001:9, 56:16:0000000:1401, 56:16:0000000:1400 существующих, а также проектируемых объектов инфраструктуры ОАО "Оренбургнефть" Моргуновского, Герасимовского, Тананыкинского месторождений нефти и Бузулукской площади. ОАО "Оренбургнефть" просило провести уточнение границ земельных участков с учетом расположенных и проектируемых объектов и воздержаться от сдачи в аренду данных земельных участков. Общество указало на необходимость согласования с недропользователем (ОАО "Оренбургнефть") границ формируемых земельных участков в пределах лицензионных участков и предлагать это право недропользователю до момента их предоставления сельхозпроизводителям (т. 1 л.д. 60).
15.03.2013 администрацией в адрес С.В. Пахомова направлено письмо N 755, в котором сообщено, что земельные участки с кадастровыми номерами 56:16:1210001:9, 56:16:0000000:1401, 56:16:0000000:1400 сняты с кадастрового учета и будут предоставлены в аренду после повторной постановки на кадастровый учет (т. 1 л.д. 28).
Полагая, что незаконные действия заинтересованного лица препятствуют реализации права на получение земельных участков в аренду единственным подавшим заявление лицом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил, что испрашиваемые КХ Пахомова С.В. земельные участки расположены в границах Бобровского и Бузулукского лицензионного участка, предоставленных ОАО "Оренбургнефть" на основании лицензии на право пользование недрами. Установив, что такие земельные участки подлежат предоставлению на установленных земельным законодательством условиях недропользователю, суд пришел к выводу о приоритете использования земельных участков для целей геологического освоения и добычи полезных ископаемых и осуществления формирования спорных земельных участков с нарушением прав ОАО "Оренбургнефть".
В отношении земельного участка с аннулированным кадастровым номером 56:16:1210001:9 суд дополнительно установил нарушение требований ветеринарного законодательства, по причине расположения в его пределах скотомогильника.
При оценке требований заявителя направленных на предоставление земельных участков в аренду судом первой инстанции было установлено наличие заявок двух лиц, что влечет необходимость проведения торгов по продаже права аренды, несмотря на последующий отзыв второй заявки.
Основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований также явился пропуск заявителем срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исчисляемого с даты истечения месячного срока с даты подачи заявлений от 16.07.2012 и 18.07.2012 о предоставлении земельных участков в аренду.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В настоящем деле КХ Пахомова С.В. заявлены требования о признании несоответствующими закону действий Администрации по снятию трех земельных участков с кадастрового учета и бездействию по предоставлению их в аренду для целей сельскохозяйственного производства.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (за исключением предусмотренных пунктом 4 указанной нормы).
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Приведенные положения позволяют сделать вывод о том, что нормы Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривающие особенности, связанные с порядком предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к соответствующим положениям иных правовых актов, в т.ч. и по отношению к Закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда N 7865/13 от 19.11.2013).
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен в статье 12 Федерального Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Указанной нормой права определена последовательность действий заинтересованных субъектов в получении соответствующего земельного участка и принятия решения уполномоченным органом по вопросу такого предоставления.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 4 статьи 12 указанного закона).
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что в качестве юридического лица крестьянское хозяйство Пахомова С.В. зарегистрировано до подачи соответствующего заявления о предоставлении земельного участка. Таким образом, заявитель как глава крестьянского (фермерского) хозяйства наделен правом на получение земельного участка на основании специального порядка, установленного Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
При оценке соответствия требованиям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подготовленных Пахомовым С.В. (по его заданию) документов для осуществления государственного кадастрового учета, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон о кадастре). Правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленном законом, а также прекращения существования объекта недвижимости (статья 1 названного закона).
В соответствии с частью 9 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случаях, установленных настоящим Законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер.
К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Закона о кадастре, в соответствии с которыми внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Временный характер сведения утрачивают со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Материалами дела подтверждено, что сведения о государственной регистрации вещных прав или государственной регистрации аренды на спорные земельные участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Согласно части 3 статьи 20 Закона о государственном кадастре с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о кадастре в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с толкованием, приведенным в Определении Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 N 1773-О положения земельного законодательства, предусматривающие возможность для собственников земельных участков отменить или изменить свои решения об их преобразовании (выделе, разделе и т.д.) и аннулировать кадастровые сведения об образуемых участках, до момента возникновения права собственности на образованные земельные участки, само по себе не может рассматриваться в качестве нарушения конституционных принципов.
Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким образом, Администрация как орган, полномочный распоряжаться на территории муниципального образования земельными участками, собственность на которые не разграничена, вправе обратиться с соответствующим заявлением о снятии с кадастрового учета земельных участков, в отношении которых не было принято решение о предоставлении и соответственно не были совершены сделки и государственная регистрация прав (обременений).
Следовательно, оспоренные КХ Пахомова С.В. действия совершены органом местного самоуправления в пределах своих полномочий.
Злоупотребления правом Администрацией не допущено, поскольку как следует из имеющихся в деле материалов, КХ Пахомова С.В. и ОАО "Оренбургнефть" претендуют на совпадающиеся части земельных участков (таблица соотношения на л.д. 3 т.6).
Исходя из имеющиеся в материалах дела доказательств, ОАО "Оренбургнефть" представлены лицензии на право пользования недрами границах Бобровского и Бузулукского лицензионного участка сроком до 2037 года (т. 4 л.д. 2-32).
Письмом от 02.07.2012 ОАО "Оренбургнефть" проинформировало Администрацию о расположении существующих и проектируемых объектов инфраструктуры в границах сформированных земельных участков и предложило провести уточнение границ до решения вопроса о предоставлении спорных земельных участков в аренду (т.1 л.д.60).
В силу статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр, получивший горный отвод, имеет право осуществлять в его границах пользование недрами. Условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых предусмотрены статьей 25.1 названного закона, согласно которой земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
В силу пункта 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Содержание приведенных норм не определяет приоритета использования земельных участков для целей добычи полезных ископаемых, и позволяет сделать вывод о том, что наличие лицензии на право пользования недрами, до заключения договора аренды земельным участком, влечет право ОАО "Оренбургнефть" на использование недр, а не земельным участком, под которым они расположены.
Вместе с тем, у ОАО "Оренбургнефть" имеется право на получение земельного участка в аренду, которое как следует из пункта 1.4 соглашения об условиях пользования недрами (приложение к лицензии) было предварительно получено от Администрации Курманаевского района и ограничено лишь сроком действия лицензии (т.4 л.д. 22).
Акт выбора земельных участков под строительство скважин на Моргуновском месторождении, оформленный 20.12.2012, а также иные документы об оформлении прав на земельные участки третьим лицом, свидетельствует о реализации ОАО "Оренбургнефть" права на получение аренду земельных участков для строительства скважин территориально совпадающих с расположением сформированных крестьянским хозяйством (т. 6 л.д. 26, таблица соотношения т. 6л.д. 3). Само по себе исключение из сформированных участков площадей, непосредственно занятых скважинами не исключает права ОАО "Оренбургнефть" на формирование земельных участков, необходимых для их эксплуатации и размещения объектов инфраструктуры.
Довод апеллянта о том, что указанное действие не было реализовано на дату обращения КХ Пахомова С.В. с заявлением о предоставлении земельных участков и их формирования не может быть признан обоснованным, поскольку само по себе такое обращение не влечет возникновения у заявителя безусловных прав на предоставление земельных участков. Из имеющихся в деле доказательств следует, что до 07.03.2013 (отзыва заявки ООО "АПК им. Зорина") КХ Пахомова С.В. являлось лишь одним из претендентов на получение земельных участков в аренду.
В свою очередь, на указанную дату (с который заявитель связывает возникновение своих прав на земельные участки, что следует из доводов апелляционной жалобы относительно пропуска срока на обжалования по настоящему делу), ОАО "Оренбургнефть" уже была выражена воля на получение земельных участков (письмо от 02.07.2012).
Ввиду отсутствия предусмотренной законом обязанности органа местного самоуправления осуществить предоставление земельного участка лицу, осуществившему работы по его формированию в конкретных фактических обстоятельствах спроса на земельный участок нескольких претендентов, названное исключает совокупность условий предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований заявителя в части оспаривания действий органа местного самоуправления, касающихся снятия земельных участков с кадастрового учета.
Кроме названного, судебной коллегией учтено отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о наличии достаточного для формирования земельных участков описания их границ в тексте постановлений администрации Курманаевского района Оренбургской области от 23.05.2012 N 491-п, 492-п, 493-п об утверждены границы и образован спорных земельных участков (т.1 л.д. 112-114). В числе приложений к постановлениям не указано на наличие схемы расположения земельных участков, что исключает оценку предоставленных кадастровым инженером схем (т.1 л.д. 112-115) в качестве утвержденных органом местного самоуправления. Их наличие, как и намерения на осуществление распорядительных действий по предоставлению земельных участков в аренду, опровергалось представителями ответчика в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, в том числе путем предоставления доказательств об осуществлении публикации о предоставлении земельных участков в аренду заявителем.
Ссылки апеллянта на положения статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации подлежат отклонению. В силу указанной нормы имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения. Доказательств того, что снятые с кадастрового учета земельные участки сельскохозяйственного назначения относились именно к таким угодьям, в материалы дела не представлено.
Оснований для признания незаконными действий Администрации по непредоставлению спорных земельных участков в аренду и возложению соответствующих обязанностей по принятию решения и заключению договоров аренды земельных участков, также не имеется.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона о кадастре, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. Согласно статье 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости.
Исходя из приведенных выше положений в результате действий, связанных с постановкой на кадастровый учет объекта недвижимости, земельный участок приобретает свойства индивидуально-определенной вещи, которая может быть вовлечена в гражданский оборот.
Учитывая, что в силу статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации предметом договора аренды могут являться индивидуально-определенные земельные участки, до осуществления кадастрового учета предоставление земельных участков в аренду невозможно. Таким образом, требования КХ Пахомова С.В. в этой части, заявленные после аннулирования кадастровых сведений об испрашиваемых участках и до осуществления новых кадастровых работ, следует признать преждевременными.
При этом, из содержания письма Администрации от 15.03.2013 N 755, в котором сообщено, что земельные участки с кадастровыми номерами 56:16:1210001:9, 56:16:0000000:1401, 56:16:0000000:1400 сняты с кадастрового учета и будут предоставлены в аренду после повторной постановки на кадастровый учет (т. 1 л.д. 28), усматривается отсутствие разногласий сторон по названному вопросу.
Кроме того, приведенное выше обоснование существующих у ОАО "Оренбургнефть" прав на предоставление земельных участок в целью освоения недр и оформление им договоров аренды N 1160 от 05.09.2012, N159 от 31.01.2013 (т. 6 л.д. 13-25) исключает удовлетворение требований КХ Пахомова С.В. направленных на получение в аренду земельных участков в том виде, в каком они существовали до аннулирования сведений об осуществлении кадастрового учета.
Поскольку приведенные основания исключают удовлетворение заявленных КХ Пахомова С.В. требований, иные доводы апеллянта, включая довод о допущенном Администрацией неправомерном бездействии начиная с аннулирования заявки о предоставлении тех же земельных участков обществом с ограниченной ответственностью "АПК им. Зорина" (с 07.03.2013) не имеют самостоятельного правового значения.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для физических лиц - 200 рублей; для организаций - 2 000 рублей.
Согласно подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов уплачивается 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Поскольку подателем апелляционной жалобы по платежному поручению N 51967 от 10.04.2014 произведена уплата государственной пошлины в сумме 2000 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.03.2014 по делу N А47-3312/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу крестьянского хозяйства Пахомова Сергея Васильевича - без удовлетворения.
Возвратить крестьянскому хозяйству Пахомова Сергея Васильевича из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 51967 от 10.04.2014 за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-3312/2013