г. Санкт-Петербург |
|
04 июня 2014 г. |
Дело N А56-64911/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Коробейникова Ю.Е. по доверенности от 10.05.2014.
от ответчика: Митрофан А.К. по доверенности от 30.12.2013 N 1-23/2013-66.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6745/2014) ООО "Торговый дом "Ленинградский мачтопропиточный завод" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2014 по делу N А56-64911/2013 (судья Константинова Е.В.), принятое
по заявлению ОООО "Торговый Дом " Ленинградский мачтопропиточный завод"
к Комитету государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Ленинградский мачтопропиточный завод" (187341, Ленинградская область, г. Отрадное, Ленинградское шоссе, д. 1, ОГРН 1044701332180, далее - общество, заявитель, ООО "ТД "ЛМПЗ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области (187342, Санкт-Петербург, ул. Торжковская, д. 4) от 02.10.2013 N 0704-2013/Д, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Решением от 19.02.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Торговый Дом "Ленинградский мачтопропиточный завод" направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, выразившегося в рассмотрении дела в отсутствии общества, не извещенного о дате и месте судебного заседания, просило решение от 19.02.2014 отменить. Податель жалобы также считает, что он не является надлежащим субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку земельный участок, на котором выявлено складирование отходов производства и потребления, передан в субаренду ООО "Никольский завод бетона и металлопроката".
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, признал доводы общества о нарушении судом норм процессуального права обоснованными и, руководствуясь частью 6.1 статьи 268 АПК РФ, пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. В судебном заседании представитель ООО "ТД "Ленинградский мачтопропиточный завод" поддержал поданное заявление, просил отменить постановление Комитета от 02.10.2013 N 0704-2013/Д. Заявитель настаивает, что выявленные в ходе проверки отходы производства и потребления ему не принадлежат, поскольку земельный участок, на котором они обнаружены, передан в субаренду иному лицу.
Представитель административного органа возражал против удовлетворения заявления, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 16.07.2013 N 1-15-0386-13/ВВ Комитетом государственного контроля природопользования и экологической безопасности проведена внеплановая выездная проверка деятельности ООО "Торговый дом "Ленинградский мачтопропиточный завод". Основанием для проведения проверки послужили обращения граждан Язвинского Л.С., Суховей Н.Г. и Ложечниковой М.И. о нарушении ООО "ТД "ЛМПЗ" законодательства в области охраны атмосферного воздуха по адресу: Ленинградская область, Кировский район, г. Отрадное, Ленинградское шоссе, д. 1.
В ходе проведения проверки выявлено место складирования и накопления отходов производства и потребления. Отходы размещены непосредственно на почве и в переполненном контейнерном баке объемом 0,7 м3. Выявленные отходы занимают площадь земельного участка примерно 15 м2. По морфологическому составу отходы представляют собой: бытовые отходы, упаковочная тара из-под продуктов питания и напитков, полиэтиленовые пакеты, ветошь, бой стекла, б/у деревянные паллеты, б/у тара емкостью 300 мл в количестве 2-х штук от масла и нефтепродуктов, используемых для автотранспорта и пр.
Результаты осмотра зафиксированы в акте обследования территории от 05.08.2013 N 1-15-0386-13/ВВ.
Выявленные нарушения послужили Комитету основанием для составления в отношении ООО "ТД "ЛМПЗ" протокола об административного правонарушения N 0757-13/Д от 27.08.2013 и вынесения постановления N 0704-13/Д от 02.10.2013, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде 245 000 руб. штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, выслушав выступления сторон, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч рублей до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 12.07.2011 N 709/11 определил правовую позицию, в соответствии с которой субъектный состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами. Складирование и хранение отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, является накоплением отходов, следовательно, общество, в результате хозяйственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Статьей 11 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (статья 51 данного Закона).
Оспариваемым постановлением в вину ООО "ТД "ЛМПЗ" вменено несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно: складирование отходов производства и потребления по адресу: Ленинградская обл., Кировский район, г. Отрадное, Ленинградское шоссе, д. 1.
Факт выявленного нарушения подтверждается актом обследования территории от 05.08.2013 N 1-15-0386-13/ВВ с фотоматериалами и протоколом об административном правонарушении от 27.08.2013 N 0757-13/Д.
Заявитель, отрицая факт принадлежности ему обнаруженных отходов, утверждает, что территория, на которой выявлено складирование отходов, по договору N АИ-19/2013 от 01.07.2013 передана в аренду ООО "Никольские завод бетона и металлопроката".
В соответствии с пунктом 1.1 данного договора общество - арендодатель передало арендатору - ООО "Никольский завод бетона и металлопроката" за плату во временное пользование земельный участок (кадастровый номер 47:16:02-01-040:0001) общей площадью 212,5, 00 м2, расположенный по адресу: Ленинградская область, Кировский район, г. Отрадное, Ленинградское шоссе, д. 1. Конфигурация и расположение объекта отражены в Приложении N 1 к договору.
Вместе с тем, согласно списку арендаторов, представленному обществом в ходе проверки, ООО "ТД "ЛМПЗ" заключено с ООО "Никольские завод бетона и металлопроката" 2 договора аренды N АИ 16-2013 и N АИ 19-2013, в соответствии с которым арендатору передано в аренду здание шиф. цеха 321,3 мI и земельный участок 170 м2 соответственно.
Таким образом, площадь указанного в списке земельного участка (170 м 2) не соответствует площади, указанной в договоре N АИ-19/2013 от 01.07.2013 (212,5, 00 м2).
Доказательства, позволяющие идентифицировать земельный участок, переданный в аренду, с земельным участком, на котором обнаружено складирование отходов, в материалах дела отсутствуют.
Обществом представлены в материалы дела уведомления от 06.08.2013, которыми организация извещала арендаторов - ООО "ЛИТАРТ", ООО СтройФормат", ИП Сианосяна о необходимости освобождения территорий от твердых бытовых отходов и не недопущения их захламлений.
Однако, уведомление, подтверждающие извещение ООО "Никольские завод бетона и металлопроката" о выявленных на арендуемой территории отходах, общество не представило.
На основании вышеизложенного, апелляционная инстанция, оценив материалы дела в соответствии со статьей 71 АПК РФ, считает, что заявителем не представлено безусловных доказательств, подтверждающих, что обнаруженные в ходе проведения проверки отходы, не принадлежат организации.
Поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ, безусловных доказательств, опровергающих выявленные нарушения, заявителем не представлено, апелляционная инстанция приходит к выводу о доказанности Комитетом события административного правонарушениях в действиях ООО "ТД "ЛМПЗ".
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды и законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в материалы дела не представлено.
Объективных причин, препятствовавших обществу в соблюдении установленных законодательством норм и правил апелляционным судом не установлено, вследствие чего деяние общества в соответствии со статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ является виновным.
При таких обстоятельствах Комитет государственного контроля природопользования пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение административным органом процедуры привлечения лица к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным в полном объеме и его отмене.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом административного органа о соразмерности назначенного Обществу наказания выявленному нарушению.
Санкцией статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении меры наказания административный орган, назначив Обществу штраф в размере 245 000 рублей, не установил и не указал в оспариваемом постановлении основания и наличие обстоятельств, отягчающих ответственность заявителя, которыми административный орган руководствовался при назначении штрафа в почти максимальном размере.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ суд апелляционной инстанции полагает, что применительно к рассматриваемому делу штраф в размере 100 000 рублей соответствует конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).
С учетом этого вывода, постановление N 0704-2013/Д от 02.10.2013 в части штрафа, превышающего 100 000 рублей, подлежит признанию незаконным, в остальной части заявление общества - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 февраля 2014 года по делу N А56-64911/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление N 0704-2013/Д о назначении административного наказания, вынесенного государственным инспектором по охране природы Ленинградской области 02.10.2013 в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Ленинградский мачтопропиточный завод" (187341, Ленинградская область, г. Отрадное, Ленинградское шоссе, д. 1, ОГРН 1044701332180) в части штрафа, превышающего 100 000 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-64911/2013