г. Санкт-Петербург |
|
02 июня 2014 г. |
Дело N А56-66835/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Есиповой О.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Шаврова О.В. по доверенности от 19.12.2013
от заинтересованного лица: Белинский Ф.Г. по доверенности от 17.12.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4937/2014) ОАО "Ленэнерго"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2014 по делу N А56-66835/2013(судья Александрова Е.Н.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
об оспаривании постановлений от 28.10.2013 по делу об административном правонарушении N 293-05-Ш/13 и от 28.10.2013 по делу об административном правонарушении N 294-05-Ш/13
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, далее - ОАО "Ленэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул.Смольного, д.3) (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 28.10.2013 по делу об административном правонарушении N 293-05-Ш/13. Заявление общества принято к производству арбитражного суда, делу присвоен номер А56-66835/2013.
Определением суда первой инстанции от 17.12.2013 дело N А56-66835/2013 объединено в одно производство для совместного рассмотрения с делом N А56-69149/2013, в рамках которого заявителем оспаривалось постановление Управления от 28.10.2013 по делу об административном правонарушении N 294-05-Ш/13 с аналогичными обстоятельствами.
Решением от 28.01.2014 суд отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о наличии события и состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действиях заявителя и отсутствии нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе ОАО "Ленэнерго" просит отменить принятое по делу решение, признать незаконными оспариваемые постановления Управления. Податель жалобы указывает на то, что действия Общества при рассмотрении заявок от физических лиц на технологическое присоединение соответствовали требованиям Федерального закона от 26.03.2013 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), а так же Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила). Поскольку объекты заявителей находятся на территории ДНП "Маннергейм Плаза", а технологическое присоединение в силу статьи 1 Закона N 35-ФЗ носит однократный характер, то при получении данных заявок ОАО "Ленэнерго" было обязано проверить информацию о том, не участвовали ли заявители при подаче заявки о технологическом присоединении от некоммерческой организации, что повлекло нарушение установленных сроков. Так же заявитель указывает на то, что совершенные правонарушения не содержат признаков повторности, следовательно, квалификация по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ не является законной.
В судебном заседании представитель ОАО "Ленэнерго" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения жалобы Общества по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Дрозд Татьяна Анатольевна подала в сетевую организацию ОАО "Ленэнерго" заявку от 01.04.2013 N 13-8673 на технологическое присоединение к электрическим сетям. Письмом от 02.04.2013 N ЦРКП/15/2555 ОАО "Ленэнерго" сообщило заявителю о приостановлении рассмотрения его заявки. Проект договора об осуществлении технологического присоединения направлен ОАО "Ленэнерго" Дрозд Т.А. только 26.08.2013 после получения предупреждения Управления от 25.07.2013 N Пд/05/2715-33.
Назаренко Ольга Владимировна также подала в сетевую организацию ОАО "Ленэнерго" заявку от 01.04.2013 N 13-8657 на технологическое присоединение к электрическим сетям. Письмом от 08.04.2013 N ЦРКП/15/2701 ОАО "Ленэнерго" сообщило заявителю о приостановлении рассмотрения его заявки. Проект договора об осуществлении технологического присоединения направлен ОАО "Ленэнерго" Назаренко О.В. 26.08.2013 также только после получения предупреждения Управления от 25.07.2013 N Пд/05/2715-33.
Таким образом, с момента получения обществом заявок Дрозд Т.А. и Назаренко О.В. до направления им проектов договоров прошло 4 месяца и 25 дней, что является нарушением пункта 15 Правил, согласно которому в адрес заявителей сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
По факту нарушения сроков направления проектов договоров Дрозд Т.А. и Назаренко О.В. 14.10.2013 Управлением в отношении Общества составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, N 143 и N 142 соответственно. Обществу вменено в вину нарушение пункта 15 Правил (т.1 л.д.315-318, 334-337).
Постановлениями Управления от 28.10.2013 по делу об административном правонарушении N 293-05-Ш/13 (за нарушение срока направления проекта договора Дрозд Т.А.) и от 28.10.2013 по делу об административном правонарушении N 294-05-Ш/13 (за нарушение срока направления проекта договора Назаренко О.В.) ОАО "Ленэнерго" привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде наложения штрафов в размере 600 000 руб. по каждому постановлению (т.1 л.д.308-312, 328-332).
Считая названные постановления незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отказал ОАО "Ленэнерго" в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо правил подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения, выразившееся в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации) правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и предоставления технических условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо нарушении установленных законодательством сроков представления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо необоснованном отказе в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как следует из пункта 15 Правил (в редакции, действовавшей в спорный период), сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.
В случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
Из материалов дела следует, что обществом допущены нарушения сроков направления проектов договоров Дрозд Т.А. и Назаренко О.В. по заявкам последних от 01.04.2013 на технологическое присоединение к электрическим сетям Общества.
Проекты договоров об осуществлении технологического присоединения направлены ОАО "Ленэнерго" Дрозд Т.А. и Назаренко О.В. только 26.08.2013, после получения предупреждения Управления от 25.07.2013 N Пд/05/2715-33, спустя 4 месяца и 25 дней с даты получения заявок потребителей (т.1 л.д.73).
Довод Общества о том, что нарушение сроков направления проектов договоров было вызвано необходимостью проверки информации о том, участвовали ли заявители в технологическом присоединении при подаче заявки от некоммерческой организации (ДНП "Маннергейм Плаза"), что заняло значительное время, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно им отклонен.
Согласно представленным ОАО "Ленэнерго" в Управление письмам от 10.10.2013 N ЛЭ/06-06/1290, N ЛЭ/06-06/1291 последний ответ на направленные запросы об отсутствии договорных отношений с абонентами ОАО "Ленэнерго" получило 26.06.2013 (т.1 л.д.322-323, 340-341), а проект договора направлен заявителям 26.08.2013 (по истечении 2-х месяцев) с нарушением 30-тидневного срока с момента поступления заявки в сетевую организацию, установленного Правилами.
Факт нарушения обществом Правил технологического присоединения к электрическим сетям, что выразилось в нарушении срока направления проекта договора технологического присоединения, подтверждается материалами дела и установлен судом первой инстанции.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия обстоятельств, препятствующих заявителю в соблюдении сроков, предусмотренных Правилами технологического присоединения, что свидетельствует о наличии его вины в совершении инкриминируемых правонарушений.
При указанных обстоятельствах, антимонопольным органом и судом первой инстанции правомерно установлено наличие состава административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в действиях заявителя.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что последующее аннулирование заявителями своих заявок на технологическое присоединение не освобождает Общество от ответственности за нарушение срока их рассмотрения, поскольку такое аннулирование само по себе не отменяет и не изменяет порядок и срок рассмотрения заявок, предусмотренные Правилами.
Довод заявителя о том, что допущенные нарушения не являются совершенными повторно, поскольку за последний год Общество не привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности за несвоевременную выдачу проекта договора и/или технических условий Дрозд Т.А. и Назаренко О.В., так же рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен.
Суд первой инстанции правомерно указал, что повторность в рассматриваемом случае выражается не в действиях по отношению к конкретным заявителям - Дрозд Т.А. и Назаренко О.В., а в совершении ОАО "Ленэнерго" правонарушения, ответственность за которое предусмотрена одной и той же статьей КоАП РФ.
Статьей 4.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Ленэнерго" привлекалось постановлениями антимонопольного органа от 19.03.2013 N 37-13 по делу N 24-05-Ш/13 и от 19.03.2013 N 38-13 по делу N 25-05-Ш/13 к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ (т.1 л.д.295-306). На дату вынесения оспариваемых постановлений по указанным постановлениям не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, следовательно, суд первой инстанции законно признал правонарушения, установленные антимонопольным органом в рамках рассматриваемых административных дел, совершенными повторно.
Согласно пункту 19.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.
Суд первой инстанции обоснованно не установил нарушений порядка и срока привлечения к административной ответственности при вынесении Управлением оспариваемых постановлений. Так же суд принял во внимание, что данными постановлениями штрафы назначены в минимальном размере санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, что отвечает принципам справедливости и соразмерности назначенного наказания.
В связи с изложенным, суд первой инстанции законно и обоснованно отклонил требования ОАО "Ленэнерго" о признании незаконными оспариваемых постановлений антимонопольного органа.
Апелляционная жалоба Общества не содержит доводы, опровергающие данные выводы суда первой инстанции. Правовая позиция Общества, изложенная в жалобе, сводится к изложению его доводов, озвученных при рассмотрении дела судом первой инстанции и получивших надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте.
Принятое по делу решение соответствует нормам материального и процессуального права, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы ОАО "Ленэнерго" у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 января 2014 года по делу N А56-66835/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-66835/2013