Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2014 г. N 08АП-9239/12
Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции изменено
город Омск |
|
23 мая 2014 г. |
Дело N А46-15465/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9239/2012) Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2012 по делу N А46-15465/2012 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Омской области (ОГРН 1105500000781, ИНН 5507400647) к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании недействительными ненормативных правовых актов; признании недействительной постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110210:594, 55:36:000000:1541, 55:36:110210:593, обязании снять с кадастрового учёта указанные земельные участки,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, общества с ограниченной ответственностью "ГеоПартнер", общества с ограниченной ответственностью "ГеоТоп", Малова Сергея Васильевича,
при участии в судебном заседании представителей:
от Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Омской области - Лаврова О.А. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности N 1 от 04.02.2013 сроком действия три года); Лизгунов О.Л. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности N 5 от 11.04.2014 сроком действия один год);
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска - Якимова Т.Ю. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N 39 от 14.08.2013 сроком действия один год);
от Администрации г. Омска - Дымура О.И. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N Исх-АГ/24-1696 от 10.04.2014 сроком действия один год);
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Жилинская О.И. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности N 55/2013-01 от 18.02.2013 сроком действия три года);
от Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска - Унжакова И.С. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N Исх-ДИО/716 от 22.01.2014 сроком действия один год);
от общества с ограниченной ответственностью "ГеоПартнер" - Мотос А.А. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности б/н от 28.11.2012 сроком действия три года);
от общества с ограниченной ответственностью "ГеоТоп" - Мотос А.А. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности б/н от 28.11.2012 сроком действия три года);
от Малова Сергея Васильевича - Панькин В.С. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности N 55 АА 0489972 от 27.08.2012 сроком действия три года),
установил:
06.04.2012 Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Омской области (далее - заявитель, РО ДОСААФ России по Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска, обществу с ограниченной ответственностью "ГеоПартнёр" (далее - ООО "ГеоПартнёр"), обществу с ограниченной ответственностью "ГеоТоп" (далее - ООО "ГеоТоп") о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании недействительной постановки на кадастровый учёт земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110210:594, 55:36:110210:587, 55:36:110210:593 и обязании снять с кадастрового учёта указанные земельные участки.
Одновременно с заявленными требованиями РО ДОСААФ России по Омской области в целях обеспечения исковых требований просило наложить запрет компетентным органам на предоставление, заключение и регистрацию договоров аренды, купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110210:594, 55:36:110210:587, 55:36:110210:593.
Впоследствии, в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заявитель уточнил заявленные требования и просил:
1. признать недействительным распоряжение директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 06.12.2011 N 1236-р об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории южнее строения N 2 по ул. 3-я Островская в Кировском АО г. Омска;
2. признать недействительным распоряжение начальника Главного управлению по земельным ресурсам Омской области от 19.01.2012 N 40-р о предварительном согласовании места размещения многофункционального культурно-развлекательного комплекса южнее строения N 2 по ул. 3-я Островская в Кировском АО г. Омска;
3. признать недействительным распоряжение начальника Главного управлению по земельным ресурсам Омской области от 07.03.2012 N 415-р о предоставлении ООО "ГеоПартнёр" в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена на территории города Омска;
4. признать недействительным распоряжение директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 13.12.2011 N 1256-р об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории восточнее строения N 2 по ул. 3-я Островская в Кировском АО г. Омска;
5. признать недействительным распоряжение начальника Главного управлению по земельным ресурсам Омской области от 28.02.2012 N 338-р о предварительном согласовании места размещения многофункционального культурно-развлекательного комплекса восточнее строения N 2 по ул. 3-я Островская в Кировском АО г. Омска;
6. признать недействительным распоряжение начальника Главного управлению по земельным ресурсам Омской области от 19.01.2012 N 39-р о предварительном согласовании места размещения гостиницы севернее строения N 2 по ул. 3-я Островская в Кировском АО г. Омска;
7. признать недействительным распоряжение директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 06.12.2011 N 1237-р об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории размещения гостиницы севернее строения N 2 по ул. 3-я Островская в Кировском АО г. Омска;
8. признать недействительным распоряжение начальника Главного управлению по земельным ресурсам Омской области от 01.12.2011 N 1836-р о предварительном согласовании места размещения салона для строительства салона по продаже автотранспортных средств западнее строения N 2а/4 по ул. 3-я Островская в Кировском АО г. Омска;
9. признать недействительным распоряжение директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 04.10.2011 N 988-р об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории западнее строения N 2а/4 по ул. 3-я Островская в Кировском АО г. Омска;
10. признать недействительной постановку на кадастровый учёт земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:110210:594 площадью 8223, кв.м., 55:36:110210:593 площадью 5264 кв.м., 55:36:110210:1541 площадью 1275 кв.м.;
11. обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области) снять с кадастрового учёта земельные участки с кадастровыми номерами: 55:36:110210:594, 55:36:110210:593, 55:36:110210:1541.
Определением от 23.04.2012 заявление РО ДОСААФ России по Омской области (с учётом уточнений) было принято судом первой инстанции к производству.
Кроме того, суд, частично удовлетворив ходатайство заявителя о принятии обеспечительных мер, определил: запретить Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области производить государственную регистрацию перехода права собственности, в том числе обременений (аренда) на земельные участки: с кадастровым номером 55:36:110210:594, площадью 8223 кв.м., местоположение установлено южнее строения, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. 3-я Островская, дом 2; с кадастровым номером 55:36:110210:593, площадью 5264 кв.м., местоположение установлено севернее строения, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. 3-я Островская, дом 2; запретить филиалу филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области осуществлять снятие с кадастрового учёта: земельного участка с кадастровым номером 55:36:110210:594, площадью 8223 кв.м., местоположение установлено южнее строения, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. 3-я Островская, дом 2; земельного участка с кадастровым номером 55:36:110210:593, площадью 5264 кв.м., местоположение установлено севернее строения, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. 3-я Островская, дом 2, площадью 5264 кв.м., западнее строения N 2а/4 по улице 3-я Островская в Кировском административном округе г. Омска.
Определением от 28.06.2012 суд первой инстанции, удовлетворив ходатайство заявителя, исключил из числа заинтересованных лиц по настоящему делу и привлёк к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, ООО "ГеоПартнёр", ООО "ГеоТоп", а также привлёк к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Малова Сергея Васильевича.
Кроме того, определением от 11.07.2012 Арбитражный суд Омской области, удовлетворив устное ходатайство заявителя, привлёк к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
В ходе судебного разбирательства от представителя РО ДОСААФ России по Омской области поступило письменное ходатайство об уточнении заявленных требований, в соответствии с которым РО ДОСААФ России по Омской области просил пункты 10, 11 читать в следующей редакции:
10. признать недействительной постановку на кадастровый учёт земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:110210:594 площадью 8223, кв.м., 55:36:110210:593 площадью 5264 кв.м., 55:36:000000:1541 площадью 1275 кв.м.;
11. обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" снять с кадастрового учёта земельные участки с кадастровыми номерами: 55:36:110210:594, 55:36:110210:593, 55:36:000000:1541.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.09.2012 по делу N А46-15465/2012 в удовлетворении заявленных РО ДОСААФ России по Омской области требований отказано в полном объёме. Также арбитражный суд отменил принятые определением от 23.04.2012 обеспечительные меры.
Не согласившись с принятым судебным актом, РО ДОСААФ России по Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счел установленными, просит отменить решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2012 по делу N А46-15465/2012 полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных РО ДОСААФ России по Омской области требований.
Так, в обоснование своих доводов податель жалобы указал, что решением исполнительного комитета Омского городского Совета депутатов трудящихся N 301-5 от 29.06.1965 Омскому областному комитету ДОСААФ отведен земельный участок площадью 6 Га на левом берегу р. Иртыш в Кировском районе под строительство спортивных сооружений по техническим видам спорта. Позднее, решением исполнительного комитета Омского городского Совета депутатов трудящихся N 373-7 от 16.08.1972 "О разрешении областному комитету ДОСААФ провести проектно-изыскательские работы для завершения строительства спортивных зданий и сооружений и комплексного благоустройства участка на левом берегу Иртыша, Кировского района" решено: разрешить областному комитету ДОСААФ провести проектно-изыскательские работы для окончания строительства зданий и сооружений и комплексного благоустройства участка на левом берегу Иртыша, Кировского района. Из указанного решения следует, что южная граница земельного участка примыкает к дамбе Ленинградского моста, восточная - к спортивным сооружениям радиозавода им. Попова, западная - к дороге (улица 3-я Островская), северная - к сборному пункту облвоенкомата.
Поскольку, как считает заявитель, данные решения исполнительного органа власти были исполнены и не отменены, постольку вся площадь отведенного решениями земельного участка правомерно используется РО ДОСААФ России по Омской области.
Тем не менее, обратившись в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в мае и повторно в июне 2012 года в филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области для постановки на кадастровый учет земельного участка, заявитель получил отказ в осуществлении кадастрового учета, так как в границах заявленного земельного участка уже имеются сформированные и поставленные на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:110210:594, 55:36:110210:593, 55:36:000000:1541 на основании оспариваемых ненормативных правовых актов.
Податель жалобы указал на наличие в материалах дела двух экспертных заключений, имеющих противоположные доводы относительно пересечения/не пересечения спорных земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110210:594, 55:36:110210:593, 55:36:000000:1541 с отведенным заявителю земельным участком. В связи с чем, РО ДОСААФ России по Омской области в суде первой инстанции было заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы. Однако определением Арбитражного суда Омской области от 03.09.2012 суд необоснованно, как полагает податель жалобы, отказал в удовлетворении заявленного ходатайства о назначении судебной экспертизы, и вынес решение, принимая во внимание экспертное заключение, представленное ООО "ГеоТоп", не дав правовой оценки экспертному заключению, представленному заявителем.
РО ДОСААФ России по Омской области ссылается на то, что судом первой инстанции не дана правовая оценка решению исполнительного комитета Омского городского Совета депутатов трудящихся N 373-7 от 16.08.1972 относительно того, является ли данный документ правоустанавливающим или нет. Равно как судом не дана правовая оценка представленным в материалы дела: плану отвода земельного участка ДОСААФ под строительство общежития в Кировском районе, протоколу заседания исполнительного комитета Омского городского Совета депутатов трудящихся от 15.08.1972 и приложению к архитектурно-планировочному заданию на проектно-изыскательские работы по проекту общежития и комплексному благоустройству территории ДОСААФ на левом берегу р. Иртыш.
В апелляционной инстанции заявитель пояснил, что обращался с заявлением для постановки на кадастровый учет земельного участка, с учетом фактического землепользования отведенного ему земельного участка.
РО ДОСААФ России по Омской области считает ошибочными выводы суда первой инстанции об отсутствии оформленных прав на объекты недвижимости, расположенные на отведенном заявителю земельном участке (учебно-спортивная площадка), поскольку указанный объект недвижимости расположен на земельном участке, в отношении которого приняты обжалуемые распорядительные документы (распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 13.12.2011 N 1256-р и распоряжение Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 28.02.2012 N 338-р).
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу заявителя Малов С.В. выразил свое несогласие с доводами подателя жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным, и не подлежащим отмене или изменению.
Одним из доводов третьего лица является следующее: решением от 29.06.1965 N 301-5 земельный участок площадью 6 Га на левом берегу р. Иртыш в Кировском районе отведен Омскому областному комитету ДОСААФ, однако доказательств того, что РО ДОСААФ России по Омской области является его правопреемником в материалах дела отсутствуют.
От Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, представителя Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, представителя ООО "ГеоТоп" и ООО "ГеоПартнер", Главного управления по земельным ресурсам Омской области также поступили отзыв на апелляционную жалобу, в которых они просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Также в ходе рассмотрения апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции третьи лица представили дополнения к отзывам, а заявитель - возражения на них.
Определением суда апелляционной инстанции от 29.12.2012 ходатайство РО ДОСААФ России по Омской области о назначении экспертизы удовлетворено, производство по делу N А46-15465/2012 приостановлено в связи с назначением землеустроительной экспертизы по определению местонахождения земельных участков и возможного пересечения их границ.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 производство по апелляционной жалобе РО ДОСААФ России по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2012 по делу N А46-15465/2012 возобновлено.
Представитель РО ДОСААФ России по Омской области заявил ходатайство о замене стороны по делу, а именно: просил заменить Главное управление по земельным ресурсам Омской области в порядке процессуального правопреемства на Администрацию города Омска и Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
Определением от 10.06.2013 по делу N А46-15465/2012 апелляционный суд произвел замену заинтересованного лица по делу N А46-15465/2012 - Главного управления по земельным ресурсам Омской области в порядке процессуального правопреемства на Администрацию города Омска и Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу РО ДОСААФ России по Омской области было заявлено ходатайство о назначении повторной землеустроительной экспертизы по определению местонахождения спорных земельных участков и возможного пересечения их границ.
Определением от 10.10.2013 по делу N А46-15465/2012 суд апелляционной инстанции удовлетворил указанное ходатайство, назначил комплексную землеустроительную экспертизу по определению местонахождения земельных участков и возможного пересечения их границ, производство по делу приостановил.
В связи с поступлением письма открытого акционерного общества "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ N 01-09/896 от 08.11.2013, суд апелляционной инстанции определением от 22.11.2013 производство по апелляционной жалобе РО ДОСААФ России по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2012 по делу N А46-15465/2012 возобновил для разрешения в судебном заседании вопросов, связанных с рассмотрением заявления об организации экспертизы.
Определением от 18.12.2013 по делу N А46-15465/2012 Восьмой арбитражный апелляционный суд возложил на Попова Андрея Владимировича обязанность по организации проведения экспертизы и изготовления заключения экспертов; предоставил в распоряжение экспертов материалы дела N А46-15465/2012 в 11 томах, ответственность за сохранность материалов дела возложил на Попова Андрея Владимировича; указал на необходимость в срок до 12 февраля 2014 года предоставить заключение экспертов; приостановил производство по апелляционной жалобе Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2012 по делу N А46-15465/2012.
В канцелярию Восьмого арбитражного апелляционного суда поступило экспертное заключение от 15.03.2014.
В связи с устранением обстоятельств, вызвавших приостановление производства по апелляционной жалобе (регистрационный номер 08АП-9239/2012) РО ДОСААФ России по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2012 по делу N А46-15465/2012, определением суда апелляционной инстанции от 10.04.2014 производство по апелляционной жалобе возобновлено. Апелляционная жалоба РО ДОСААФ России по Омской области назначена к рассмотрению на 15.05.2014 на 10 час. 30 мин.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 15.05.2014 представители РО ДОСААФ России по Омской области поддержали требования, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на отзывы, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, ООО "ГеоПартнер", ООО "ГеоТоп", Малова С.В. с доводами апелляционной жалобы не согласны, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель Администрации г. Омска считает, что апелляционная жалоба в части наложения границ должна быть удовлетворена, в связи с заключением эксперта.
В судебном заседании 15.05.2014 в порядке статьи 163 АПК РФ протокольными определениями от 15.05.2014 и 19.05.2014 объявлен перерыв до 21.05.2014 до 17 час. 00 мин. Информация о перерыве была размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.
В судебном заседании, возобновленном после перерыва, участвовали те же представители РО ДОСААФ России по Омской области, Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, Малова С.В., поддержали ранее изложенные процессуальные позиции.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к ней, отзывы на нее и дополнения к отзывам, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
20.06.1965 Исполнительный комитет Омского городского Совета депутатов трудящихся принял решение N 301-5 об отводе земельного участка площадью 6 га Омскому областному комитету ДОСААФ под строительство спортивных сооружений по техническим видам спорта на левом берегу р. Иртыш в Кировском районе.
В соответствии с решением Исполнительного комитета Омского городского Совета депутатов трудящихся от 16.08.1972 областному комитету ДОСААФ разрешено провести проектно-изыскательские работы для окончания строительства зданий и сооружений и комплексного участка на левом берегу Иртыша Кировского района.
26.06.1974 Исполнительный комитет Омского городского Совета депутатов трудящихся принял решение об отводе Омскому областному комитету ДОСААФ земельного участка площадью 0,95 га под строительство школы технической подготовки в Кировском районе за счёт изъятия земельных участков и сноса жилых домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности (т. 1, л.д. 125-126).
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 06.12.2011 N 1237-р утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 5264 кв.м. для строительства гостиницы севернее строения N 2 по улице 3-я Островская в Кировском административном округе города Омска.
19.01.2012 Главным управлением по земельным ресурсам Омской области вынесено распоряжение N 39-р:
- утвердить прилагаемый акт о выборе земельного участка для строительства объекта - гостиницы;
- предварительно согласовать место размещения гостиницы севернее строения N 2 по улице 3-я Островская в Кировском административном округе города Омска на формируемом земельном участке, площадью 5264 кв.м., согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждённой распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 06.12.2011 N 1237-р;
- предложить ООО "ГеоТоп" установить границы земельного участка, осуществить его государственный кадастровый учёт. После получения кадастрового паспорта земельного участка обратиться в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства;
- настоящее распоряжение действует в течение трёх лет с момента его принятия.
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 06.12.2011 N 1236-р утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 8223 кв.м. для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса южнее строения N 2 по улице 3-я Островская в Кировском административном округе города Омска.
19.01.2012 Главным управлением по земельным ресурсам Омской области вынесено распоряжение N 40-р:
- утвердить прилагаемый акт о выборе земельного участка для строительства объекта - многофункционального культурно-развлекательного комплекса;
- предварительно согласовать место размещения многофункционального культурно-развлекательного комплекса южнее строения N 2 по улице 3-я Островская в Кировском административном округе города Омска на формируемом земельном участке, площадью 8223 кв.м., согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждённой распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 06.12.2011 N 1236-р;
- предложить ООО "ГеоПартнёр" установить границы земельного участка, осуществить его государственный кадастровый учёт. После получения кадастрового паспорта земельного участка обратиться в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства;
- настоящее распоряжение действует в течение трёх лет с момента его принятия.
На основании заявления ООО "ГеоПатнёр", распоряжения от 19.01.2012 N 40-р Главное управление по земельным ресурсам Омской области вынесло распоряжение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ГеоПартнёр" в аренду сроком на три года земельного участка из земель населённых пунктов, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Омска, с кадастровым номером 55:36:110210:594, площадью 8223 кв.м., местоположение которого установлено южнее строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. 3-я Островская, д. 2, для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса.
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 04.10.2011 N 988-р утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 1275 кв.м. для строительства салона по продаже автотранспортных средств западнее строения N 2а/4 по улице 3-я Островская в Кировском административном округе города Омска.
01.12.2011 Главным управлением по земельным ресурсам Омской области вынесено распоряжение N 1836-р:
- утвердить прилагаемый акт о выборе земельного участка для строительства объекта - салона по продаже автотранспортных средств;
- предварительно согласовать место размещения салона по продаже автотранспортных средств западнее строения N 2а/4 по улице 3-я Островская в Кировском административном округе города Омска на формируемом земельном участке, из земель общего пользования согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждённой распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 04.10.2011 N 988-р;
- предложить Малову Сергею Васильевичу установить границы земельного участка, осуществить его государственный кадастровый учёт. После получения кадастрового паспорта земельного участка обратиться в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства;
- настоящее распоряжение действует в течение трёх лет с момента его принятия.
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 13.12.2011 N 1256-р утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 10300 кв.м. для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса восточнее строения N 2 по улице 3-я Островская в Кировском административном округе города Омска
28.02.2012 Главным управлением по земельным ресурсам Омской области вынесено распоряжение N 338-р:
- утвердить прилагаемый акт о выборе земельного участка для строительства объекта - многофункционального культурно-развлекательного комплекса;
- предварительно согласовать место размещения многофункционального культурно-развлекательного комплекса восточнее строения N 2 по улице 3-я Островская в Кировском административном округе города Омска на формируемом земельном участке согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждённой распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 13.12.2011 N 1256-р;
- предложить ООО "ГеоПатнёр" установить границы земельного участка, осуществить его государственный кадастровый учёт. После получения кадастрового паспорта земельного участка обратиться в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства;
- настоящее распоряжение действует в течение трёх лет с момента его принятия.
Полагая, что земельные участки с кадастровыми номерами: 55:36:110210:594 площадью 8223, кв.м., 55:36:110210:593 площадью 5264 кв.м., 55:36:000000:1541 площадью 1275 кв.м. и земельный участок, местоположение которого установлено восточнее строения N 2 по ул. 3-я Островская в КАО г. Омска, предоставлены третьим лицам с нарушением требований действующего законодательства, что нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями (с учётом уточнений).
10.09.2012 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене в части, исходя из следующего.
Из смысла части 1 статьи 4 АПК РФ следует, что предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ, в случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания действий (бездействия) государственного органа, органов местного самоуправления незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого деяния закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на нее какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Предметом рассмотрения настоящего дела является проверка законности распоряжений Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска и Главного управлению по земельным ресурсам Омской области по предоставлению земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110210:594, 55:36:110210:587, 55:36:110210:593 третьим лицам.
Как считает заявитель, нарушение его права и законных интересов выражается в том, что указанные земельные участки, схемы расположения которых утверждены указанными выше распоряжениями, находятся в границах земельного участка, ранее отведённого заявителю в соответствии с решениями Исполнительного комитета Омского городского Совета депутатов трудящихся от 29.06.1965 N 301-5, от 16.08.1972 N 373-7.
Вместе с тем, третьи лица в своих отзывах на апелляционную жалобу указали на отсутствие доказательств того, что РО ДОСААФ России по Омской области является правопреемником Омского областного комитета ДОСААФ, которому был отведен рассматриваемый земельный участок.
Однако, суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными доводами третьих лиц, в силу следующего.
РО ДОСААФ России по Омской области, являясь общественной организацией, действует на основании Устава.
Так, в силу пункта 1.2. Устава ДОСААФ России ДОСААФ России создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2009 N 973 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" и решением IX внеочередного (преобразовательного) съезда Общероссийской общественной организации "Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ)" - I Съезда ДОСААФ России от 17.12.2009 путем реорганизации РОСТО (ДОСААФ) в форме преобразования и является правопреемником РОСТО (ДОСААФ), Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР) на территории Российской Федерации, которое являлось правопреемником Всесоюзного добровольного Общества содействия авиации (Досав), Всесоюзного добровольного Общества содействия армии (Досарм), Всесоюзного добровольного Общества содействия военно-морскому флоту (Досфлот), которые являлись правопреемниками добровольного Общества "Осоавиахим" (т. 6 л.д. 1-47).
При этом пунктом 2.6. Устава ДОСААФ России предоставлено право создавать в субъектах Российской Федерации региональные, местные и первичные отделения ДОСААФ России, образовательные учреждения (подразделения), военно-патриотические, авиационные, авиационно-спортивные, спортивно-технические, спортивные и иные учреждения и организации.
В пунктах 3.1., 3.2. Устава закреплено, что ДОСААФ России осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации и строится по территориальному принципу. В структуру ДОСААФ России входят региональные, местные и первичные отделения ДОСААФ России. Структурные подразделения (отделения) ДОСААФ России действуют на основании настоящего Устава ДОСААФ России и не вправе принимать свои уставы. Региональные и местные отделения ДОСААФ России могут приобретать права юридического лица с момента их государственной регистрации.
Следовательно, Омский областной комитет ДОСААФ являлся самостоятельным юридическим лицом.
В приложении к постановлению Совета Министров СССР от 20.08.1951 N 3060, отражена структура ДОСААФ СССР, согласно которой органами автономных республик, краев и областей являются: 1) Республиканская, краевая, областная конференция; 2) Республиканский, краевой, областной комитет; 3) Республиканская, краевая, областная ревизионная комиссия.
Из пункта 53 Устава ДОСААФ СССР, утвержденного X Всесоюзным съездом ДОСААФ СССР, усматривается, что центральный комитет ДОСААФ СССР, ЦК ДОСААФ союзных республик, краевые, областные, окружные, городские, районные комитеты, создаваемые ЦК ДОСААФ СССР, ЦК ДОСААФ союзных республик, краевыми и областными комитетами Общества, имеющие обособленное имущество и находящиеся на самостоятельном балансе, являются юридическими лицами. В соответствии с действующим законодательством в числе прочего им предоставлено право распоряжаться имуществом и средствами (т. 5 л.д. 118-126).
Постоянно действующим руководящим органом ЦК ДОСААФ и руководящими органами структурных подразделений являются выборные органы, т.е. комитеты, которые от имени организаций ДОСААФ СССР осуществляют права юридического лица (пункт 10 Устава).
Таким образом, спорный земельный участок предоставлялся именно юридическому лицу - Омскому областному комитету ДОСААФ.
Согласно выписки из протокола от 25.09.1991, на организационном съезде по созданию Российской оборонной спортивно-технической организации постановлено образовать ДОСААФ автономных республик, краев и областей на территории РСФСР Российскую оборонную спортивно-техническую организацию (ОСТО РСФСР); ОСТО РСФСР считать правопреемником организаций ДОСААФ на территории РСФСР (т. 5 л.д. 117). На съезде также был утвержден Устав Российской оборонной спортивно-технической организации (ОСТО РСФСР), зарегистрирован 22.10.1994 в Министерстве юстиции РСФСР (т. 5 л.д. 115).
На основании принятого съездом решения была проведена реорганизация всех Обществ ДОСААФ на территории РСФСР, в том числе и в Обществах Омской области, что также подтверждается выпиской из протокола заседания правления Российской оборонной спортивно-технической организации от 21.11.1991 (т. 6 л.д. 62) и постановлением VII Пленума Омского областного комитета ДОСААФ от 26.11.1991 (т. 5 л.д. 101-104), которым Омский областной комитет ДОСААФ был преобразован в Омский областной Совет оборонной спортивно-технической организации.
Согласно Уставу Омской областной оборонной спортивно-технической организации, зарегистрированного отделом юстиции 27.10.1992 (т. 6 л.д. 53-61), данная организация является правопреемником областной организации ДОСААФ, входит в состав Российской ОСТО РФ и осуществляет свою деятельность на территории области.
В силу пункта 35 названного Устава Омская областная оборонная спортивно-технической организация является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, которое находится на самостоятельном балансе, за исключением имущества, предоставленного Советам ОСТО во временное пользование.
25.12.1992 постановлением I Всероссийской конференции оборонной спортивно-технической организации было принято решение о внесении изменений в Устав, согласно которым Российская оборонная спортивно-техническая организация стала наименоваться РОСТО (т. 5 л.д. 116).
Впоследствии, как усматривается из выписки из протокола IV съезда РОСТО от 15.10.2003 (т. 5 л.д. 109-110), аббревиатура РОСТО, была дополнена в скобках аббревиатурой ДОСААФ. Юридические и имущественные права РОСТО (ДОСААФ) подтверждены Указами Президента РФ от 23.07.1993 N 1053 и от 09.09.1994 N 1845, постановлениями Правительства РФ от 11.10.1993 N 1042 и от 26.10.2000 N 809.
Постановлением IX внеочередного (преобразовательного) съезда Общероссийской общественно-государственной организации "Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ)" - I съезда Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" от 17.12.2009 постановлено: "Преобразовать Общероссийскую общественно-государственную организацию "Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ)" в Общероссийскую общественно-государственную организацию "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (т. 5 л.д. 100). Кроме того, на указанном съезде по вопросу N 6 принято решение о реорганизации региональных и местных организации РОСТО (ДОСААФ) путем преобразования их в региональные и местные отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (т. 5 л.д. 98-99).
На основании указанных постановлений 12.01.2010 на VIII-й внеочередной конференции Омской областной общественной организации "Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ)" - 1-й конференции Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Омской области принято постановление о реорганизации в форме преобразования Омской областной общественной организации "Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ)" в Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Омской области. Признать Региональное отделение ДОСААФ России Омской области правопреемником Омской областной общественной организации РОСТО (ДОСААФ) (т. 5 л.д. 95-97).
Как следует из материалов дела, РО ДОСААФ России по Омской области зарегистрирована 18.05.2010 в Едином государственном реестре юридических лиц, внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1105500000781 (т. 5 л.д. 127-129).
Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с доводами заявителя о доказанности правопреемственности от ДОСААФ СССР к ДОСААФ России в целом и, соответственно, в части касающейся структурных подразделений, в том числе регионального отделения.
Согласно пункту 3 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежащее юридическому лицу право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства в случае реорганизации юридического лица.
Следовательно, РО ДОСААФ России Омской области является надлежащим лицом для предъявления рассматриваемых требований, поскольку его правопредшественнику отводились земельные участки решениями исполнительного комитета Омского городского Совета депутатов трудящихся N 301-5 от 29.06.1965 и другими решениями.
Доводы третьих лиц в указанной части подлежат отклонению.
Из заявления РО ДОСААФ России Омской области следует, что земельные участки с кадастровыми номерами: 55:36:110210:594 площадью 8223, кв.м., 55:36:110210:593 площадью 5264 кв.м., 55:36:000000:1541 площадью 1275 кв.м. находятся в границах земельного участка, ранее отведённого решениями Исполнительного комитета Омского городского Совета депутатов трудящихся от 29.06.1965 N 301-5, от 16.08.1972 N 373-7.
Для проверки доводов заявителя в рассматриваемой части судом апелляционной инстанции была назначена землеустроительная экспертиза по определению местонахождения земельных участков и возможного пересечения их границ.
Как усматривается из материалов дела, начальником отдела изыскательских работ ОАО "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ Западно-Сибирский филиал Зуевским Валерием Михайловичем выполнена землеустроительная экспертиза по определению местонахождения земельных участков и возможного пересечения их границ.
Впоследствии, у третьих лиц (ООО "ГеоТоп", ООО "ГеоПартнер", Малова СВ.) возникли сомнения относительно достоверности сведений, указанных в экспертном заключении, выполненным экспертом Зуевским В.М., а также указанием третьих лиц в письменных дополнениях к отзыву на недостаточную ясность и полноту заключения эксперта при ответе на поставленные судом вопросы.
В судебном заседании, состоявшемся 12.09.2013, допрошен эксперт Зуевский В.М. и руководитель экспертной организации ОАО "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ Западно-Сибирский филиал Осинцева Татьяна Владимировна.
Допрошенный в судебном заседании суда апелляционной инстанции эксперт Зуевский В.М., предупрежденный об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, за отказ или уклонение от дачи показаний по статьям 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации, пояснил, что самостоятельно материалы для экспертизы не собирал, измерения проводились геодезической группой, а исследование проведено экспертом на основании проекта застройки, изготовленного организацией "Омскгражданпроект" (т. 8 л.д. 60) и на основании сопоставления схемы проекта и снимка, сделанного экспертом.
То есть фактические замеры в рамках означенной экспертизы производились работниками ОАО "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ Западно-Сибирский филиал, которые не были включены в состав экспертов, что также подтвердила руководитель данной экспертной организации Осинцева Т.В.
В связи с чем, результаты землеустроительной экспертизы по определению местонахождения земельных участков и возможного пересечения их границ, подготовленные экспертом Зуевским В.М. апелляционным судом не могут быть приняты во внимание.
Как указывалось ранее, определением суда апелляционной инстанции от 10.10.2013 по делу N А46-15465/2012, назначена комплексная землеустроительная экспертиза по определению местонахождения земельных участков и возможного пересечения их границ.
При этом апелляционной суд считает необходимым отметить, что заявитель ходатайствовал об исключении из перечня вопросов, поставленных перед экспертами вопроса под номером 3 "Определить местонахождение кордодрома. 1978 года постройки, расположенного по адресу г. Омск. ул. 3-я Островская, 2. площадью 502.5 кв.м.. инвентарный номер 160001691, литера ГЖ относительно земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110210:594, 55:36:110210:593, 55:36:000000:1541. В случае наложения, пересечения границ между ними определить площадь их пересечения" (т.10 л.д. 144-145).
Согласно экспертному заключению от 15.03.2014, подготовленному экспертами Поповым А.В., Есиным А.С. и Столыпиным А.Ю. по результатам комплексной землеустроительной экспертизы по определению местонахождения земельных участков и возможного пересечения их границ, в материалах дела отсутствуют документы и данные об отводе или предоставлении земельного участка Омскому областному комитету ДОСААФ в решениях горисполкома, принятых после 1972 года, что не позволяет однозначно ответить на вопрос о предоставлении Омскому областному комитету ДОСААФ земельного участка, границы которого определены в приложении к проекту решения об отводе (т.3 л.д. 3).
Действительно, единственным доказательством отвода земельного участка Омскому областному комитету ДОСААФ является план отвода земельного участка, утвержденный 07.01.1966 Главным архитектором г. Омска во исполнение решения Горисполкома от 29.06.1965 N 301-5, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Согласно решению Исполнительного комитета Омского городского Совета депутатов трудящихся от 29.06.1965 N 301-5, Омскому областному комитету ДОСААФ был отведен земельный участок площадью 6 га на левом берегу р. Иртыш в Кировском районе под строительство спортивных сооружений по техническим видам спорта.
Однако из имеющей в материалах дела схемы размещения участка ДОСААФ в Кировском районе (т.1 л.д. 20), приложенной к названному решению, невозможно установить границы участка земельного участка площадью 6 га, предоставленного ДОСААФ под строительство спортивных сооружений по техническим видам спорта. Кроме того, из содержания названного решения невозможно установить точные координаты означенного земельного участка.
По убеждению апелляционной коллегии, указания в означенном решении на местоположение земельного участка - Левый берег р. Иртыш, и площадь - 6 га, не достаточно для идентификации предоставленного ДОСААФ 29.06.1965 земельного участка со спорными.
Относительно доводов подателя жалобы о том, что решение Исполнительного комитета Омского городского Совета депутатов трудящихся от 16.08.1972 N 373-7 является доказательством отвода спорного земельного участка, суд апелляционной инстанции поясняет следующее.
Статьей 12 Земельного кодекса РСФСР 1970 года было предусмотрено, что отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей. При этом земельные участки из земель городов предоставляли исполнительные комитеты городских Советов народных депутатов (статья 13 Земельного кодекса РСФСР 1970 года).
Аналогичные требования содержались в положениях статей 9 и 10 "Основ земельного законодательства Союза ССР и Союзных республик" от 13.12.1968, которыми предусматривалось, что земля предоставляется только в бессрочное (постоянное) или временное пользование в порядке отвода на основании решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов.
В силу статьи 18 Земельного кодекса РСФСР право землепользования удостоверялось государственными актами на право пользования землей, которые выдавались исполнительными комитетами районных, городских Советов народных депутатов.
Аналогичные нормы содержала действовавшая в спорный период статья 10 Основ земельного законодательства Союза ССР и Союзных Республик, утвержденных Законом СССР от 13.12.1968 (в редакции от 02.12.1987).
Постановлением Совета Министров СССР от 06.03.1975 N 199 "О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей" утверждена единая для СССР форма государственного акта на право пользования землей.
В силу пункта 4 статьи 122 Земельного кодекса РСФСР, землеустройство включало в том числе, отвод и изъятие земельных участков. В процессе землеустройства составлялись землеустроительные проекты, а также документы на право пользования землей, предусмотренные статьями 18 и 19 Кодекса.
Землеустроительный процесс состоит из подготовительных работ, составления проекта землеустройства, рассмотрения и утверждения проекта, перенесения проекта в натуру (на местность), оформления и выдачи землеустроительных документов, осуществления авторского надзора за выполнением проекта землеустройства (статья 123 Земельного кодекса РСФСР).
Согласно положениям пункта 4 Положения о главном архитекторе города, утвержденное Приказом Госгражданстроя от 14.03.1972 N 34 отвод земельного участка подлежал утверждению главным архитектором города.
Между тем, решение Исполнительного комитета Омского городского Совета депутатов трудящихся от 16.08.1972 N 373-7 не подписано составившими его лицами и не утверждено Главным архитектором города, следовательно, не может являться доказательством отвода земельного участка.
Более того, из смысла самого решения от 16.08.1972 N 373-7 следует, что данный документ не является отводом земельного участка, а касается продолжения проектно-изыскательских работ.
Не является решением об отводе и приложение к архитектурно-планировочному заданию, разработанному группой генплана отдела по делам строительства и архитектуры г. Омска.
Более того, разработка проектной документации является прямым подтверждением того, что решение Горисполкома от 16.08.1972 не являлось решением об отводе земельного участка, а представляло собой распорядительный акт о завершении разработки проекта строительства, оценка которого могла бы стать основанием для отвода в будущем.
Так, в проекте строительства общежития (т. 3 л.д. 12) указано на совершение последующих действий, а именно на:
- оформление архитектурно-планировочного задания;
- определение красных линий и красных отметок при проектировании с учетом проектных решений проекта детальной планировки левобережной части центра города;
- разработку генерального плана территории в границах, указанных на приложении к архитектурно-планировочному заданию, включая участок ДОСААФ.
Ссылка подателя жалобы на протокол от 15.08.1972 (т. 3 л.д. 145) судом апелляционной инстанции не может быть принята во внимание, поскольку данный протокол не может заменить собой решение об отводе. Кроме того, в указанный день слушали и другие вопросы об отводе, следовательно, из данного документа не следует, что принималось решение об отводе спорного участка.
И, как верно заметили третьи лица, свидетельства ранее состоявшихся отводов должны были отразиться в более поздних документах об отводе, как это следует в отношении всех остальных решений об отводе (решение N 306-15 от 26.06.1974, N 231 от 14.07.1980, N 486 от 15.09.1986).
Как усматривается из экспертного заключения от 15.03.2014, эксперты обратили внимание на то, что в имеющихся копиях решений исполнительного комитета Омского городского совета трудящихся отсутствуют упоминания об отводе в границах, на которых настаивает заявитель, ссылаясь на решение N 373-7 от 16.08.1972.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства наложения, пересечения границ кордодрома и других объектов, расположенных по адресу г. Омск, ул. 3-я Островская, 2, с земельными участками с кадастровыми номерами 55:36:110210:594, 55:36:110210:593, 55:36:000000:1541. Более того, заявителем исключен данный вопрос из перечня вопросов, поставленных перед экспертами.
При этом, согласно материалам дела, по договору аренды N ДГУ/12-2599-К-35 от 16.03.2012, заключенному между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области (арендодатель) и Маловым Сергеем Васильевичем (арендатор), земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1541, государственная собственность на который не разграничена на территории города Омска, относящийся к категории земель населённых пунктов, предоставлен Малову С.В. в аренду (т.9 л.д.130-133).
Из пояснений Малова С.В., данных в суде апелляционной инстанции, следует, что за ним зарегистрировано право собственности на объект, расположенный на данном участке.
С учетом положений пункта 1 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
В рассматриваемом случае земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1541, государственная собственность на который не разграничена на территории города Омска, относящийся к категории земель населённых пунктов, предоставлен Малову С.В. в аренду на основании указанного выше договора. Указанный договор аренды N ДГУ/12-2599-К-35 от 16.03.2012 зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области 27.03.2012 за N 55-55-01/059/2012-624.
Пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что исходя из вышеприведенных правовых норм и разъяснений зарегистрированное право на земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1541 может быть оспорено только в судебном порядке, причем не в порядке главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о правомерности выводов суда первой инстанции относительно земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110210:594, 55:36:110210:593, 55:36:000000:1541, доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами подателя жалобы о том что, отказав в удовлетворении ходатайства заявителя о назначении судебной экспертизы, допустил нарушения норм процессуального права.
При наличии противоречивых сведений, содержащихся в документах, представленных сторонами по делу, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, либо по своей инициативе в соответствии со статьей 82 АПК РФ назначает экспертизу с целью разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанций установлены противоречия между представленными РО ДОСААФ России по Омской области и ООО "ГеоТоп" экспертными заключениями.
Так, согласно экспертному заключению заявителя, спорные земельные участки расположены на земельном участке заявителя, ранее отведенного Омскому областному комитету ДОСААФ решениями исполнительного комитета Омского городского Совета депутатов трудящихся N 301-5 от 29.06.1965 и N 373-7 от 16.08.1972, а из экспертного заключения, представленного ООО "ГеоТоп", следует, что указанные земельные участки не пересекают границы земельного участка заявителя.
Указанные противоречия являются существенными и, в силу норм статьи 82 АПК РФ, суду следовало удовлетворить заявленное РО ДОСААФ России по Омской области ходатайство о назначении судебной землеустроительной экспертизы по определению местонахождения земельных участков и возможного пересечения их границ.
Ранее указывалось, что судом апелляционной инстанции была назначена комплексная землеустроительная экспертиза по определению местонахождения земельных участков и возможного пересечения их границ, по результатам которой 15.03.2014 составлено экспертное заключение.
Эксперты, произведя все необходимые камеральные геодезические работы, сформировав схему расположения земельных участков, с указанием границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:110210:587 и учебно-спортивной площадки площадью 8 239,8 кв. м, принадлежащей РО ДОСААФ России Омской области на основании свидетельства о государственной регистрации права N 55 АГ 157775 (т.5 л.д.28), пришли к выводу о их пересечении. Площадь пересечения указанной площадки с границами земельного участка с кадастровым номером 55:36:110210:587 составляет 8168 кв.м.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, а также федеральными законами.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", исключительное право на приватизацию земельных участков, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами. Данное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Данная позиция подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О.
Из материалов дела следует, оспариваемым распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 13.12.2011 N 1256-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории восточнее строения N 2 по улице 3-я Островская в Кировском административном округе для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса. Согласно данной схеме площадь участка составила 10 300 кв.м. и в его границы включен ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 55:36:110210:587 (т. 1 л.д. 46-47).
Впоследствии, оспариваемым распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 28.02.2012 N 338-р о предварительном согласовании места размещения многофункционального культурно-развлекательного комплекса восточнее строения N 2 по ул. 3-я Островская в Кировском АО г. Омска утвержден акт о выборе земельного участка для строительства объекта - многофункционального культурно-развлекательного комплекса, предварительно согласовано место его размещения и ООО "ГеоПартнер" предложено установить границы земельного участка, осуществить его государственный кадастровый учет.
Однако на момент принятия оспариваемых распоряжений, заинтересованные лица не приняли во внимание расположение на рассматриваемом земельном участке объекта недвижимого имущества - учебно-спортивной площадки площадью 8 239,8 кв. м, собственником которого является РО ДОСААФ России Омской области на основании свидетельства о государственной регистрации права от 11.02.2010 N 55 АГ 157775 (т.5 л.д.28).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11, статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации не допускает возможности предоставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, лицу, не являющемуся собственником этого объекта.
Кроме того, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае первым этапом в процедуре предоставления ООО "ГеоПартнер" рассматриваемого земельного участка является выбор земельного участка и принятие компетентным органом в порядке, установленном в статье 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта.
Из системного толкования статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что испрашиваемый земельный участок должен быть свободен от строений и прав третьих лиц; законодательством не установлена обязанность публичного собственника осуществить в целях предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта раздел сформированного земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие другим лицам, а также сформированных участков, предоставленных в аренду другим лицам.
Как видно из материалов дела, испрашиваемый ООО "ГеоПартнер" земельный участок не был свободен от строений, поскольку на нем расположена учебно-спортивная площадка площадью 8 239,8 кв. м, собственником которого является РО ДОСААФ России Омской области, следовательно, процедура предоставления этого участка для строительства по правилам статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации не применима.
Таким образом, на момент принятия оспариваемых распоряжений от 13.12.2011 N 1256-р и от 28.02.2012 N 338-р на земельном участке с кадастровым номером 55:36:110210:587 находился объект недвижимости, в отношении которого заинтересованное лицо не могло не знать, что он не принадлежит ООО "ГеоПартнер", следовательно, оспариваемые распоряжения не соответствуют указанным выше нормам Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, заявленные РО ДОСААФ России Омской области требования в данной части подлежат удовлетворению, а распоряжение директора Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 13.12.2011 N 1256-р об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории восточнее строения N 2 по ул. 3-я Островская в Кировском АО г. Омска и распоряжение начальника Главного управлению по земельным ресурсам Омской области от 28.02.2012 N 338-р о предварительном согласовании места размещения многофункционального культурно-развлекательного комплекса восточнее строения N2 по ул. 3-я Островская в Кировском АО г. Омска - признанию недействительными.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 10.09.2012 по делу N А46-15465/2012 в указанной части, в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ), и принятием в данной части нового судебного акта.
Апелляционная жалоба РО ДОСААФ России Омской области подлежит удовлетворению в данной части.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления и апелляционной жалобы в связи с частичным удовлетворением требований РО ДОСААФ России Омской области, суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ относит на Администрацию города Омска и Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, с которых в пользу заявителя подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 500 руб. с каждого.
РО ДОСААФ России Омской области при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 03.10.2012 N 419 (т.7 л.д. 46) была уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., то есть в большем размере, чем это предусмотрено подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Помимо государственной пошлины распределению между сторонами подлежат судебные издержки в виде доплаты денежной суммы, подлежащей выплате экспертной организации за проведение экспертизы (статья 106 АПК РФ).
В соответствии с главой 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7 "Об утверждении регламента арбитражных судов" в целях реализации положений статей 94, 106 - 110 АПК РФ в каждом арбитражном суде открывается депозитный счет (пункт 124). На депозитный счет вносятся суммы лицами, заявившими ходатайство об участии в деле эксперта (экспертов) или о вызове свидетелей, которым производится выплата вознаграждения за счет зачисленных на депозитный счет средств (пункт 125).
В силу части 1 статьи 108 АПК РФ денежные суммы, подлежащие выплате экспертам и свидетелям, вносятся на депозитный счет арбитражного суда лицом, заявившим соответствующее ходатайство.
Как следует из материалов дела, РО ДОСААФ России Омской области перечислено на депозитный счет Восьмого арбитражного апелляционного суда за проведение экспертизы 41 700 руб. платежным поручением от 27.12.2012 N 266 (т. 8 л.д. 40), 50 000 руб. платежным поручением от 24.12.2012 N 264 (т. 8 л.д. 34) и 25 000 руб. платежным поручением от 26.11.2012 N 493 (т. 7 л.д. 83)
В Восьмой арбитражный апелляционный суд поступило экспертное заключение от 15.03.2014.
Согласно выставленному экспертным учреждением счету N 2 от 20.05.2014 стоимость экспертизы по делу N А46-15465/2012 составила 274 938,40 руб.
В силу частей 1, 2 статьи 109 АПК РФ денежные суммы, причитающиеся экспертам, свидетелям и переводчикам, выплачиваются с депозитного счета арбитражного суда по выполнении ими своих обязанностей.
Согласно пункту 126 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7 "Об утверждении регламента арбитражных судов" выплата денежных средств, зачисленных на депозитный счет, производится на основании судебного акта, принятого арбитражным судом.
При изложенных обстоятельствах, с депозитного счета Восьмого арбитражного апелляционного суда обществу с ограниченной ответственностью "Партнер-Стройкомплекс" подлежит перечислению 116 700 руб. за проведение судебной экспертизы.
Недостающую сумму за проведение экспертизы в размере 158 238,40 руб. подлежит взыскать с Администрации города Омска и Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Партнер-Стройкомплекс" по 79 119, 20 руб. с каждого.
Денежные средства, уплаченные РО ДОСААФ России Омской области за проведение экспертизы в сумме 116 700 руб. подлежат взысканию с Администрации города Омска и Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска - по 58 350 руб. с каждого.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 (270), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2012 г. по делу N А46-15465/2012-отменить частично.
Принять по делу в данной части новый судебный акт.
Заявление Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Омской области к Администрации города Омска, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" удовлетворить частично и признать недействительными:
1) распоряжение директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 13.12.2011 N 1256-р об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории восточнее строения N 2 по ул. 3-я Островская в Кировском АО г. Омска;
2) распоряжение начальника Главного управлению по земельным ресурсам Омской области от 28.02.2012 N 338-р о предварительном согласовании места размещения многофункционального культурно-развлекательного комплекса восточнее строения N 2 по ул. 3-я Островская в Кировском АО г. Омска.
В остальной части решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2012 г. по делу N А46-15465/2012-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Перечислить с депозита Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-15465/2012 в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Партнер-Стройкомплекс" (ОГРН 1085543006042, ИНН 5504203190) на счет N 40702810645000001464, Банк получателя - Омское отделение N8634 Сбербанка России г. Омск, БИК 045209673,сч.N 3010181090000000673 сумму 116 700 рублей 00 копеек.
Взыскать с Администрации города Омска, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска судебные расходы в пользу:
А) Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Омской области (ОГРН 1105500000781, ИНН 5507400647) по 60 850 рублей с каждого,
Б) Общества с ограниченной ответственностью "Партнер-Стройкомплекс" (ОГРН 1085543006042, ИНН 5504203190) - по 79 119 рублей 20 копеек с каждого.
Возвратить Региональному отделению Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Омской области из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 419 от 03.10.2012 г. госпошлину в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15465/2012
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4345/15
29.01.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8410/14
24.10.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9106/14
01.09.2014 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8410/14
23.05.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9239/12
29.12.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9239/12
28.12.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9063/12
06.12.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9239/12
15.10.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9239/12
09.10.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9063/12
10.09.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-15465/12