г. Хабаровск |
|
28 мая 2014 г. |
Дело N А73-934/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Ротаря С.Б., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края: Трофимова Е.В., представитель по доверенности от 09.01.2014 N 09-18/1;
от Администрации Полетненского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края: Щур Е.В., представитель по доверенности от 20.05.2014 N 56;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края
на решение от 26.03.2014
по делу N А73-934/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края
к Администрации Полетненского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края
о взыскании пени в сумме 2 698,64 руб.
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края (далее - Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Администрации Полетненского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее - Администрация) о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 698,64 руб.
Решением от 26.03.2014 суд в удовлетворении требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель администрации отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.07.2006 по делу N А73-6657/2006 с Администрации в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации была взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 75 051 руб. за 2005, пени в сумме 1 230,84 руб., а всего 76 281,84 руб.
По вступлении решения от 18.07.2006 по делу N А73-6657/2006 в законную силу 01.09.2006 судом был выдан исполнительный лист на взыскание с Администрации задолженности по страховым взносам и пене в сумме 76 281,84 руб., направленный для исполнения взыскателю ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в районе имени Лазо.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 15.06.2010 по делу N А73-6657/2006 Управлению было отказано в выдаче дубликата исполнительного листа на взыскание с Администрации задолженности по страховым взносам и пене в общей сумме 76 281,84 руб. по тем основаниям, что заявление о выдаче дубликата исполнительного листа было подано Пенсионным фондом в суд по истечении срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.
05.12.2013 Управление направило в адрес Администрации требование от 05.12.2013 N 76 об уплате в срок до 25.12.2013 пени по страховым взносам в сумме 2 698,64 руб., начисленных за период с 01.06.2013 по 05.12.2013 на задолженность по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за 2005 в сумме 52 198 руб., взысканную решением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.07.2006 по делу N А73-6657/2006.
Неисполнение Администрацией указанного требования в установленный срок явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в суд с заявлением о взыскании пени в принудительном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ), в редакции, действовавшей в спорный период, регулирующего спорные правоотношения, Администрация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Пунктом 2 статьи 24 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ установлено, что ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Согласно пункту 1 статьи 23 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ под расчетным периодом понимается календарный год; расчетный период состоит из отчетных;
отчетными периодам признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями (пункт 1 статьи 26 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки (пункт 2 статьи 26 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, что взыскиваемая в настоящем деле пеня в сумме 2 698,64 руб. была начислена Пенсионным фондом за период с 01.06.2013 по 05.12.2013 на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 52 198 руб.
Указанная недоимка является задолженностью Администрации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005.
Между тем, возможность принудительного взыскания недоимки и пеней утрачивается при истечении срока давности взыскания обязательных платежей в судебном порядке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 08.02.2007 N 381-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Открытого акционерного общества "Ростелеком" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения, направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений.
Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В соответствии с положениями статьи 26 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ уплата пеней рассматривается как дополнительная обязанность страхователя, помимо обязанности по уплате страховых взносов, которая исполняется одновременно с обязанностью по уплате взноса либо после исполнения последней.
Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате страховых взносов.
В связи с этим, в случае истечения пресекательного срока взыскания задолженности по страховым взносам, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, и с этого момента не подлежат начислению.
Разграничение процедуры взыскания страховых взносов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
Следовательно, пени, начисленные на недоимку прошлых периодов, возможность принудительного взыскания которой утрачена, не могут быть взысканы со страхователя.
В соответствии со статьей 2 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Аналогичные положения предусмотрены в статье 25 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ, пунктом 1 которой определено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, установлено, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в статье 70 НК РФ.
Данное положение применяется также при взыскании пеней (пункт 11 статьи 48 НК РФ).
Основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), указанные нормы подлежат применению и при взыскании в судебном порядке недоимки по налогам и пеней с юридических лиц.
При этом срок для обращения в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ в отношении исков к юридическим лицам, исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм.
Общий срок, установленный указанными выше нормами права, для обращения за взысканием недоимки и пеней в суд составляет 9 месяцев и 10 дней (срок для предъявления требования - 3 месяца, срок для добровольного исполнения требования - 10 дней, срок для предъявления заявления о взыскании недоимки и пеней в суд - 6 месяцев).
Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ) также предусмотрено, что взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
В силу части 3 статьи 19 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 22 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии с частью 2 статьи 22 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Частью 5 статьи 22 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
В свою очередь, в силу части 5 статьи 19 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Принимая во внимание вышеизложенное, срок давности взыскания задолженности по страховым взносам и пеням, предусмотренный статьями 19 и 22 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ, включает трехмесячный срок на предъявление требования, срок на его добровольное исполнение и шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд.
Начисление взыскиваемых пеней в спорной сумме на страховую часть трудовой пенсии произведено Пенсионным фондом на задолженность 2005.
Между тем, в 2014 возможность принудительного взыскания страховых взносов за 2005 утрачена, в связи с чем, утрачена и возможность взыскания пеней, начисленных на указанную задолженность.
Представленное в материалы дела решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.07.2006 по делу N А73-6657/2006, которым с Администрации была взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 75 051 руб. за 2005, не является основанием для изменения порядка и сроков взыскания пеней, начисленных на задолженность прошлых периодов.
Кроме того, как следует из представленных в дело доказательств, определением Арбитражного суда Хабаровского края от 15.06.2010 по делу N А73-6657/2006 Управлению было отказано в выдаче дубликата исполнительного листа на взыскание с Администрации задолженности по страховым взносам и пене в общей сумме 76 281,84 руб. в связи с тем, что заявление о выдаче дубликата исполнительного листа было подано Пенсионным фондом в суд по истечении срока для предъявления исполнительного листа к исполнению, что также свидетельствует о том, что еще в 2010 возможность взыскания задолженности по страховым взносам за 2005, на которую начислялась спорная пеня, была утрачена.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал Пенсионному фонду в удовлетворении заявления.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.03.2014 по делу N А73-934/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
С.Б. Ротарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-934/2014