г. Красноярск |
|
26 мая 2014 г. |
Дело N А69-2420/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" мая 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от заявителя (Министерства финансов Республики Тыва): Тукар М.С., представителя по доверенности от 14.03.2014 N ДО-805 (до перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва от "31" января 2014 года по делу N А69-2420/2013, принятое судьей Санчат Э.А.,
установил:
Министерство финансов Республики Тыва (далее - министерство, заявитель, ОГРН 1021700516804, ИНН 1700000431) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее - управление, ответчик, ОГРН 1041700512920, ИНН 1701037000) о признании недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 07.08.2013 N 93.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31 января 2014 года заявление Министерства финансов Республики Тыва удовлетворено, признано недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 07.08.2013 N 93. Суд обязал Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства финансов Республики Тыва путем отмены представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 07.08.2013 N 93.
Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласно, считает доказанным вменяемое в оспариваемом представлении нарушение министерством бюджетного процесса, поскольку нормативными правовыми актами не предусмотрено представление заявок главных распорядителей бюджетных средств для выделения субсидий.
Управление считает неправомерным указание в решении суда первой инстанции на обязанность ответчика устранить допущенные нарушения путем отмены оспариваемого представления.
Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу (с учетом дополнений), в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru, представило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие управления.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 17 часов 45 минут 12 мая 2014 года и с 18 часов 12 мая 2014 года до 12 часов 00 минут 19 мая 2014 года. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Управление в период с 10.06.2013 по 02.08.2013 проведена проверка использования министерством бюджетных средств, направленных в 2012 году на реализацию государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В ходе проверки выявлено и акте от 02.08.2013 N 128 (т.1 л.д. 19-33) отражено, что в нарушение части 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.1, подпункта 2.2.6 соглашения о предоставлении в 2012 году субсидий из республиканского бюджета Республики Тыва на поддержку сельскохозяйственного производства Республикой Тыва не в полном объеме соблюдены условия заключенного соглашения, не обеспечено софинансирование в размере 295 549 рублей 75 копеек, что является ненадлежащим исполнением бюджетного процесса, в том числе по направлению субсидий на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2005-2012 годах на срок до 8 лет, в сумме 295 549 рублей 75 копеек (вместо предусмотренного софинансирования за счет средств бюджета Республики Тыва в сумме 2 760 000 рублей выделены средства республиканского бюджета в сумме 2 464 450 рублей 25 копеек).
По результатам проверки управлением вынесено представление от 07.08.2013 N 93 о ненадлежащем исполнении министерством бюджетного процесса, в котором изложены выявленные нарушения и предложено министерству в срок не позднее 30 дней с даты получения представления проинформировать управление о результатах рассмотрения представления и принятия мер по недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации (т. 1 л.д. 16-17).
Не согласившись с указанным представлением, министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое представление от 07.08.2013 N 93 о ненадлежащем исполнении министерством бюджетного процесса, вынесенное управлением в пределах предоставленных полномочий, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Как следует из акта проверки от 02.08.2013 N 128 и оспариваемого представления министерством допущено ненадлежащее исполнение бюджета (бюджетного процесса), выразившееся в том, что министерством не обеспечено софинансирование в размере 295 549 рублей 75 копеек за счет средств республиканского бюджета на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2005-2012 годах на срок до 8 лет (далее - субсидии на возмещение затрат). Управление указывает на нарушение министерством пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90, пункта 2.1, подпункта 2.2.6 соглашения от 27.02.2012 N 319/17 (дополнительных соглашений от 06.04.2012 N 622/17, от 20.12.2012 N 2801/17) между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Тыва о предоставлении в 2012 году субсидий из республиканского бюджета Республики Тыва на поддержку сельскохозяйственного производства.
В соответствии со статьей 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1). Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет (пункт 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (действовавшие в спорный период, далее - Правила N 90).
Правилами N 90 предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по кредитам (займам), полученным на срок до 1 года; по инвестиционным кредитам (займам); по кредитам (займам), полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве" по кредитным договорам (договорам займа); по кредитам (займам), полученным на рефинансирование кредитов (займов), предусмотренных подпунктами "б" и "в" настоящего пункта, при условии, что суммарный срок пользования кредитами (займами) не превышает сроки, установленные этими подпунктами (пункт 2).
Пунктом 4 Правил N 90 предусмотрено, что субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации на следующих условиях:
а) наличие утвержденной региональной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и (или) программ муниципальных образований, предусматривающих возмещение части затрат по кредитам (займам), на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с возмещением части затрат, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия;
в) утратил силу с 1 января 2010 года - постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1198;
г) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациям, осуществляющим промышленное рыбоводство, независимо от их организационно-правовой формы и организациям, осуществляющим разведение одомашненных видов и пород рыб, независимо от их организационно-правовой формы (далее - рыбоводные организации), гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям потребительской кооперации (далее - заемщики), в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки рассмотрения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации документов, представляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения субсидий;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.12.2009 N 1198, от 22.03.2012 N 230)
д) наличие обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых региональной программой и (или) программами муниципальных образований, иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий (далее - соглашение о предоставлении субсидий) (подпункт "д" введен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2011 N 443).
Пунктами 5 и 6 Правил N 90 предусмотрены размеры (в процентах ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации) средств федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации на возмещение части затрат. Средства на возмещение части затрат, предоставляемые заемщикам, не должны превышать фактические затраты заемщиков на уплату процентов по кредитам (займам) (пункт 7).Средства на возмещение части затрат предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов. Средства на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, не предоставляются (пункт 8).
Для предоставления средств на возмещение части затрат заемщиком представляются в орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), следующие документы:
а) заявление о предоставлении средств на возмещение части затрат (далее - заявление); б) справка налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство); в) выписка из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство; г) заверенные кредитной организацией копия кредитного договора (договора займа), выписка из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа, а также график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему;д) документ с указанием номера счета заемщика, открытого ему в российской кредитной организации для перечисления средств на возмещение части затрат (пункт 9).
Уполномоченный орган осуществляет проверку представленных заемщиком документов, регистрирует заявление заемщика в порядке поступления заявлений в журнале регистрации, который нумеруется, прошнуровывается и скрепляется печатью этого органа, и направляет заемщику в течение 10 дней со дня регистрации принятых документов письменное уведомление о принятии заявления к рассмотрению или об отказе в его принятии с указанием причины отказа. Представленные заемщиком документы для получения субсидий рассматриваются уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней. В случае отказа в предоставлении заемщику субсидии уполномоченный орган делает соответствующую запись в журнале регистрации, при этом заемщику в течение 10 дней направляется соответствующее письменное уведомление (пункт 9(1)).
Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании заключенного соглашения о предоставлении субсидий, предусматривающего, в том числе сведения об объеме субсидии; сведения об объеме средств на возмещение части затрат, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах); целевое назначение субсидии; наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации, на исполнение которого в том числе предоставляется субсидия (пункт 18). Пунктом 20 Правил N 90 предусмотрено, что неиспользованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидий подлежит возврату в федеральный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации по возврату остатков субсидий, в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период. При наличии потребности в не использованном в текущем финансовом году остатке субсидий указанный остаток в соответствии с решением Министерства сельского хозяйства Российской Федерации может быть возвращен в бюджет субъекта Российской Федерации в очередном финансовом году для осуществления расходов бюджета, соответствующих целям предоставления субсидий. В случае если неиспользованный остаток субсидий не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в целях реализации мероприятий в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446, между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Тыва заключено соглашение от 27.02.2012 N 319/7 о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства, в том числе на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам и займам (в редакции соглашений от 06.04.2012 N 622/17, от 20.12.2012 N 2801/17).
Пунктом 2.1 соглашения от 27.02.2012 N 319/7 предусмотрены обязанности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Пунктом 2.2.6 соглашения от 27.02.2012 N 319/7 предусмотрена обязанность Правительства Республики Тыва по обеспечению "выполнения обязательств по финансированию мероприятий, указанных в приложениях N 1 и N 2 к соглашению в полном объеме в соответствии с выпиской из бюджета Республики Тыва, представленной согласно пункту 2.2.4 соглашения, неиспользованных обязательств прошлого года. При изменении объемов средств бюджета Республики Тыва по соответствующим направлениям государственной поддержки сельскохозяйственного производства представляет Министерству уточненную выписку из бюджета Республики Тыва (и/или местных бюджетов), заверенную руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации, при этом объемы средств Республики Тыва должны соответствовать размерам, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, и уточненный график".
В соответствии с приложениями N 1 и N 2 соглашения от 27.02.2012 N 319/7 (в редакции соглашений от 06.04.2012 N 622/17, от 20.12.2012 N 2801/17) предусмотрены субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства на 2012 год, в том числе на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам и займам, из федерального бюджета в сумме 28 436 000 рублей (т. 1 л.д. 62, 65); из бюджета субъекта Российской Федерации по Республике Тыва в сумме 2 760 000 рублей. Соответствующее финансирование предусмотрено в бюджете Республики Тыва в соответствии с Законом Республики Тыва от 26.10.2012 N 1056 ВХ-1 "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (с учетом внесенных изменений).
При этом, соглашение от 27.02.2012 N 319/7, в том числе указанные ответчиком в представлении пункты 2.1 и 2.2.6, не предусматривают каких-либо обязательств Министерства финансов Республики Тыва, которое не является стороной указанного соглашения, в связи с чем нарушение данного соглашения не может вменяться заявителю.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 12.05.2012 N 234 утвержден Порядок предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Тыва (далее - Порядок N 234).
Порядком N 234 предусмотрено, что источниками финансирования агропромышленного комплекса Республики Тыва являются средства республиканского бюджета Республики Тыва и межбюджетные трансферты из федерального бюджета, выделяемые на основании заключенного соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) и Правительством Республики Тыва (пункт 1.3). Главным распорядителем, государственным заказчиком и государственным заказчиком-координатором средств республиканского бюджета на развитие агропромышленного комплекса Республики Тыва является Минсельхозпрод Республики Тыва ( далее Минсельхозпрод РТ) (пункт 1.4).
Для включения в Перечень получателей субсидий претенденты на получение субсидии, входящие в агропромышленный комплекс Республики Тыва, в срок до 1 марта текущего финансового года представляют в Минсельхозпрод РТ заявления (заявки) о включении в Перечень получателей субсидий (далее - заявления) с указанием вида субсидии и документы, предусмотренные настоящим Порядком для соответствующего вида субсидии (пункт 2.1).
Решение о предоставлении субсидий принимается Минсельхозпродом РТ. В случае принятия решения о предоставлении субсидии Минсельхозпрод РТ на основании представленных документов формирует заявки бюджетополучателя на финансирование расходов по государственной поддержке агропромышленного комплекса Республики Тыва и представляет их в Министерство финансов Республики Тыва. Министерство финансов Республики Тыва согласно заявке производит перечисление денежных средств на лицевой счет Минсельхозпрода РТ, открытый ему в Управлении Федерального казначейства по Республике Тыва, для их последующего перечисления на расчетные счета получателей субсидий, открытые ими в российских кредитных организациях (пункт 2.6).
Порядок предоставления субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам предусмотрен разделом 5 Порядка N 234. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее соответственно - субсидии, возмещение части затрат) предоставляются за счет средств федерального и республиканского бюджетов. Субсидии за счет средств федерального бюджета предоставляются на условиях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (пункт 5.1.1).
Основанием для предоставления субсидий являются:
1) заявление о предоставлении субсидий;
2) справка из налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам на дату подачи заявления;
3) заверенные кредитной организацией копии:
- кредитного договора (договора займа);
- выписки из ссудного счета о получении кредита или документа о получении займа;
- графика погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему;
4) плановый расчет субсидий на период действия кредитного договора (договора займа) по устанавливаемым Минсельхозпродом РТ формам;
5) расчет фактически причитающихся субсидий по устанавливаемым Минсельхозпродом РТ формам;
6) документ с указанием номера счета для перечисления субсидий.
Минсельхозпрод РТ рассматривает представленные документы в срок, не превышающий 10 рабочих дней (пункт 5.1.2).
На основании изложенных норм права суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Министерство финансов Республики Тыва является органом, ответственным за перечисление субсидий Минсельхозпроду Республики Тыва в порядке софинансирования субсидий в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. При этом, субсидии перечисляются Министерством финансов Республики Тыва Минсельхозпроду Республики Тыва в установленном вышеуказанным нормативным правовым актом порядке, в том числе на основании заявки Минсельхозпрода Республики Тыва на перечисление соответствующих сумм субсидий.
Управлением в ходе проверки выполнения условий и обязательств по соблюдению софинансирования расходов за счет средств субъекта Республики Тыва, установлено и в акте проверки зафиксировано, что в 2012 году в бюджет Республики Тыва перечислены из федерального бюджета, в том числе субсидии в сумме 28 436 000 рублей на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам и займам. При этом, Министерство финансов Республики Тыва перечислило Министерству сельского хозяйства Республики Тыва в порядке софинансирования субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам и займам 2 464 450 рублей 25 копеек (т. 1 л.д. 83) вместо предусмотренных 2 760 000 рублей, то есть заявитель не обеспечил софинансирование на выплату субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам и займам в размере 295 549 рублей 75 копеек (2 760 000 рублей - 2 464 450,25 рублей = 295 549,75 рублей), что, по мнению управления, является ненадлежащим исполнением бюджетного процесса.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что установленные ответчиком в ходе проверки обстоятельства не свидетельствуют о том, что у заявителя отсутствовали основания для неперечисления спорной суммы субсидий Минсельхозпроду Республики Тыва.
Как следует из пояснений заявителя, субсидии в спорной сумме не перечислены в связи с отсутствием заявок Минсельхозпрода Республики Тыва на перечисление соответствующих сумм субсидий в соответствии с Порядком N 234. Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено, соответствующие обстоятельства наличия (отсутствия) заявок Минсельхозпрода Республики Тыва в соответствующих суммах в ходе проверки не установлены, доводы о том, что нормативными правовыми актами не предусмотрено представление заявок главных распорядителей бюджетных средств для выделения субсидий не соответствуют вышеназванным нормативным правовым актам.
Кроме того, согласно пояснениям заявителя на конец отчетного периода согласно платежному поручению от 30.01.2013 N 1197747 возвращен неиспользованный остаток прошлых лет, в том числе субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства в сумме 5 625 704 рубля 72 копейки, в том числе в республиканский бюджет 157 327 рублей 65 копеек согласно расходному расписанию от 29.12.2012 N 366/5. Данные обстоятельства ответчиком в ходе проверки не устанавливались.
На основании изложенных норм права и установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ответчик не доказал ненадлежащее исполнение министерством бюджетного процесса, нарушение заявителем пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4 Правил N 90, пункта 2.1, подпункта 2.2.6 соглашения от 27.02.2012 N 319/17 (дополнительных соглашений от 06.04.2012 N 622/17, от 20.12.2012 N 2801/17), в связи с чем, оспариваемое представление от 07.08.2013 N 93 правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Кроме того, в соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Доказательств того, что финансирование субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам и займам осуществлялось министерством с нарушением вышеуказанных принципа и нормативных правовых актов, ответчиком в материалы дела не представлено.
Довод ответчика о неправомерном указании в решении суда первой инстанции на обязанность ответчика устранить допущенные нарушения путем отмены оспариваемого представления не может быть принят судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из изложенной нормы следует, что, признав оспариваемый ненормативный правовой акт недействительным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом применяемая судом восстановительная мера должна отвечать нескольким критериям - быть адресована тому же органу, чьи деяния (акты) были обжалованы, обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), быть обусловленной существом спора.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.
Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.
С учетом изложенного и установленным по делу обстоятельствам суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно обязал управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов министерства путем отмены представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 07.08.2013 N 93. Данная восстановительная мера обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя оспариваемым представлением и соответствует фактическим установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, нельзя признать состоятельными доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, так как они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции с учетом требованиям действующего законодательства, не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление освобождено от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "31" января 2014 года по делу N А69-2420/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-2420/2013