г. Пермь |
|
21 мая 2014 г. |
Дело N А71-14302/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Борзенковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вихаревой М.М., при участии:
от истца Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) по Удмуртской Республике (ИНН 1831078833, ОГРН 1021801153010) - не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица ООО "РЕМИКС" (ИНН 1835080985, ОГРН 1071841009206) - не явился, извещен надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 19 февраля 2014 года
по делу N А71-14302/2013,
принятое судьей Зориной Н.Г.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по иску Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) по Удмуртской Республике
к ООО "РЕМИКС"
о взыскании по заявлениям Пенсионного фонда обязат. платежей и санкций с организаций и граждан, если не предусмотрен иной порядок их взыскания,
установил:
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о взыскании с ООО "РЕМИКС" 16 412 руб. финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.02.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, поскольку выводы суда, изложенные в материалах дела, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального права. Заявитель жалобы указывает, что непредставление в установленные сроки сведений по формам СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 и сведений по формам СЗВ-6-3 являются различными правонарушениями и, соответственно, общество правомерно было привлечено к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений. Фондом процедура привлечения общества к ответственности соблюдена.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили, что в соответствии с п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела без участия представителей.
Законность и обоснованность обжалуемых судебных актов проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики в результате обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в отношении ООО "РЕМИКС" составлен акт от 08.04.2013 N 324/2012/И-1 и вынесено решение от 01.07.2013 N 324/2012/И-3 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Названным решением общество привлечено к ответственности по ч.3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 16 412 руб.
На основании решения в адрес общества фондом выставлено требование N 324/2012/И-4 от 31.07.2013 об уплате финансовой санкции в срок до 19.08.2013.
Не исполнение требования в добровольном порядке явилось основанием для обращения фонда в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика финансовой санкции повторно за одно нарушение. Кроме того, суд первой инстанции установил нарушение управлением процедуры привлечения ответчика к ответственности.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" N 167-ФЗ от 15.12.2001 индивидуальные предприниматели, организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В абзаце 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ определено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
На основании ч. 1, 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения. Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В соответствии с абз.3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Факт не своевременного представления обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2012 год по форме СЗВ-6-3 подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
Данная форма предназначена для отражения сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица и является одним из документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Это следует из п. 1 Постановления Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п.
На основании формы СЗВ-6-3 и других документов индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионный фонд формирует индивидуальный лицевой счет застрахованного лица (п. 2 Инструкции).
Сведения по форме СЗВ-6-3 страхователи представляют на всех физических лиц, работавших у них по трудовым и гражданско-правовым договорам, на вознаграждения по которым начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР (абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона N 27-ФЗ)
Указанные сведения страхователи представляют однократно за истекший календарный год. За 2012 г. их нужно сдать не позднее 15 февраля 2013 г. (п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ).
При этом, форма АДВ-6-2 - это опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР за каждый квартал. Она содержит данные в целом по страхователю, представляется в территориальный орган ПФР и сопровождает пачки документов и реестров входящих исходных сведений (формы АДВ-6-3, СЗВ-6-1 и СЗВ-6-2). Данная форма содержит также перечень исходных (или корректирующих, отменяющих) пачек сведений, представленных в ПФР, информацию о количестве застрахованных лиц, имена файлов, передаваемых в ПФР в электронном виде. Сведения о взносах записываются в полных рублях.
Формы АДВ-6-3 и СЗВ-6-3 имеют различное целевое назначение и не дублируют информацию, содержащуюся в них, подаются за различные периоды.
Соответствующие выводы суда о представлении спорных сведений единым пакетом основаны на неверном толковании норм материального права.
Тем самым не представление сведений по форме АДВ-6-3 и привлечение за это к ответственности в виде штрафа не освобождает общество от представления формы СЗВ-6-3. Соответственно, своевременное непредставление сведений по форме СЗВ-6-3 также влечет привлечение к ответственности.
Доказательств нарушения принципа однократности привлечения к ответственности материалы дела не содержат, решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.02.2014 по делу N А71-13942/2013 общество привлечено к ответственности именно за непредставление сведений по форме АДВ-6-3, а не СЗВ-6-3 как в рассматриваемом деле.
Таким образом, выводы суда первой инстанции в данной части ошибочны, фонд правомерно привлек общество к ответственности по абз.3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Между тем, с учетом вступивших в силу с 01.01.2014 изменений, внесенных Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которым за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
В соответствии с общим принципом, предусмотренным ст. 54 Конституции РФ, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Таким образом, закон, смягчающий или отягчающий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого решение о наложении штрафа не исполнено.
Статья 54 Конституции РФ имеет прямое действие, ее нормы подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе или нормативном правовом акте они не нашли соответствующего отражения.
Согласно п. 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.04.2006 N 4-П императивное по своему характеру правило ч.2 ст. 54 Конституции РФ, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Таким образом, поскольку спорные изменения обладают обратной силой и подлежат применению в связи с тем, что улучшают положение плательщика страховых взносов, то суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости уменьшения санкции, исчисленной в соответствии с ранее действующей редакцией ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
На основании представленного в материалы дела расчета, сумма штрафных санкций по ст. 17 Закона N 27-ФЗ в действующей редакции составила 8206 руб.
Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов (часть 2 статьи 40 Закона N 212-ФЗ).
Порядок проведения камеральной проверки страховых взносов и оформление ее результатов регулируются ст. 34, 38 Закона N 212-ФЗ.
Согласно п.1 ст. 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем) и в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
На основании п. 5 ст. 38 Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки регламентирован в ст. 39 Закона N 212-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 39 Закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и(или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов (п. 3 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.
При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов (части 4, 5 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
Согласно положениям пунктов 12, 13 Закона N 212-ФЗ, решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Копия решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения вручается лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения плательщиком страховых взносов соответствующего решения. Если указанными способами вручить указанное решение невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Из материалов дела видно, что в акте проверки указано, что рассмотрение материалов проверки состоится 05.06.2013 в 10.00 часов.
Акт проверки направлен по юридическому адресу общества ул. Красноармейская, 127-26, г. Ижевска, что подтверждается конвертом с отметкой почты о возврате за истечением срока хранения.
Поскольку конверт вернулся, то фонд вынес решение о продлении сроков рассмотрения материалов проверки по акту и назначил новую дату - 01.07.2013 в 10.00 часов.
Данное решение направлено по юридическому адресу общества 15.06.2013.
С учетом ст. 38 Закона N 212-ФЗ датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Таким образом, общество надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения материалов проведенной проверки.
При этом, Закон N 212-ФЗ не обязывает пенсионный фонд ждать возврата конверта с целью вынесения решения, что не было учтено судом первой инстанции.
Из оспариваемого решения Пенсионного фонда видно, что рассмотрение акта проверки состоялось 01.07.2013 в отсутствие представителей общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения материалов проверки.
Указанное подтверждает соблюдение процедуры рассмотрения материалов проверки. Между тем, неявка проверяемого лица не свидетельствует о не обеспечении Пенсионным фондом возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки.
Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.).
Доказательств смены адреса, наличии возражений, не рассмотренных фондом, материалы дела не содержат. Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что общество не предпринимает никаких мер по получению корреспонденции по юридическому адресу, судебная корреспонденция также возвращается.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает необоснованным выводы суда первой инстанции о нарушении фондом процедуры привлечения общества к ответственности.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что фондом доказан факт нарушения и как следствие этого правомерность принятия оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, с общества подлежит взысканию штраф в сумме 8206 руб., соответственно, решение суда первой инстанции подлежит отмене, жалоба фонда - удовлетворению в части.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины по иску в сумме 2000 руб. подлежат взысканию с общества в федеральный бюджет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.02.2014 по делу N А71-14302/2013 отменить в части, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с ООО "РЕМИКС" (ИНН 1835080985, ОГРН 1071841009206) в бюджет Пенсионного фонда штрафные санкции в сумме 8206 (восемь тысяч двести шесть) рублей.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Взыскать с ООО "РЕМИКС" (ИНН 1835080985, ОГРН 1071841009206) в федеральный бюджет госпошлину по иску в сумме 2000 (две тысячи) рублей.".
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-14302/2013