г. Томск |
|
22 мая 2014 г. |
Дело N А45-24089/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2014 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Бородулиной И.И.
Судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Орловой Е.В.
при участии:
от заявителя: Маляр О.А. по доверенности от 09.01.2014 (до 31.12.2014),
от заинтересованного лица: без участия,
от третьего лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 27.02.2014 по делу N А45-24089/2013 (судья Абаимова Т.В.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Сибирьгазсервис" (ОГРН 1025402479024, ИНН 5407121939, 630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 124)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (ОГРН 1035401913568, ИНН 5405116098, 630000, г. Новосибирск, ул. Кирова, 3)
третье лицо: Открытое акционерное общество" Сибирский завод электротермического оборудования" (ОГРН 1025401301001, ИНН 5403102220, 630088, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Петухова, 51)
о признании недействительным решения в части,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сибирьгазсервис" (далее - заявитель, ОАО "Сибирьгазсервис") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 27.09.2013 N 02-01-35-10-13 в части:
- признания ОАО "Сибирьгазсервис" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) путем не указания точки подключения в выданных открытому акционерному обществу "Сибирский завод электротермического оборудования" технических условиях от 31.07.2012 N 1854;
- прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Сибирьгазсервис" по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Сибирский завод электротермического оборудования" (далее - ОАО "Сибэлектротерм", третье лицо).
Решением от 27.02.2014 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом нарушены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку не указание ОАО "Сибирьгазсервис", занимающим доминирующее положение на рынке транспортировки газа по газораспределительным сетям, в выданных третьему лицу технических условиях точки подключения является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, противоречит положению пункта 16 "Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 317, в соответствии с которым технические условия должны содержать данные о месте присоединения к газопроводу.
Факт устранения заявителем в добровольном порядке нарушения антимонопольного законодательства после возбуждения дела подтвержден документально, технические условия N 2225 выданы ОАО "Сибирьгазсервис" третьему лицу 28.08.2014.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить без изменения обжалуемый судебный акт как соответствующий нормам материального права.
В судебном заседании представитель ОАО "Сибирьгазсервис" поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Отзыв на апелляционную жалобу от третьего лица к началу судебного заседания не поступил.
Управление и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей антимонопольного органа и третьего лица.
Судом установлено и следует из материалов дела, ОАО "Сибэлектротерм" обратилось в Управление с заявлением о нарушении ОАО "Сибирьгазсервис" антимонопольного законодательства, выразившегося в неуказании в технических условиях от 31.07.2012 N 1854 точки подключения к газопроводу.
По результатам проведенной проверки антимонопольный орган принял решение от 27.09.2013 N 02-01-35-10-13 о признании ОАО "Сибирьгазсервис" занимающим доминирующее положение на рынке транспортировки газа по газораспределительным сетям и нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выдав третьему лицу технически условия на подключение объекта капитального строительства к газораспределительной сети без указания точки присоединения. По результатам рассмотрения жалобы Управление прекратило рассмотрение дела по основанию пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции в связи с добровольным устранением ОАО "Сибирьгазсервис" нарушения антимонопольного законодательства.
Несогласие с решением Управления в части признания ОАО "Сибирьгазсервис" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и прекращения рассмотрения дела по пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, явилось основанием для обращения ОАО "Сибирьгазсервис" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Из системного толкования части 1 статьи 198, статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Оценив обстоятельства дела с учетом положений Закона о защите конкуренции, суд первой инстанции обоснованно признал, что ОАО "Сибирьгазсервис" применительно к настоящему делу является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке транспортировки газа по газораспределительным сетям, принадлежащим ему на праве собственности или ином законном основании.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия, заключающиеся в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Деятельность общества по транспортировке газа по трубопроводам в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии и согласно части 5 статьи 5 Закона положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.
Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и(или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства (пункт 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях).
ОАО "Сибирьгазсервис", занимая доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке газа, обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции при осуществлении своей деятельности, в том числе не допускать действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
В рассматриваемом случае Управление вменяет заявителю в вину выдачу технических условий без указания точки подключения к газораспределительной системе.
Отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, возникающие в процессе подключения таких объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок подачи и рассмотрения заявления о подключении, выдачи и исполнения условий подключения, а также условия подачи ресурсов, регулируются Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83).
Подключение объекта капитального строительства к сетям газоснабжения после заключения договора о подключении по этапам, предусмотренным абзацами 4 - 6 пункта 4 Правил N 83, осуществляется в порядке, установленном Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 (далее - Правила N 317).
В соответствии с пунктами 15 и 16 Правил N 317 технические условия на присоединение к газораспределительной системе выдаются именно газораспределительной организацией.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил N 317 газораспределительной организацией является специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.
Как видно из материалов дела и установлено судом, объекты - газопотребляющие устройства ОАО "Сибэлектротерм" находятся в пределах границ земельных участков, принадлежащих на праве собственности ОАО "Сибирьгазсервис", являющейся газораспределительной организацией и занимающей доминирующее положение на рынке транспортировки газа по принадлежащим ей на праве собственности, ином законном основании газораспределительным сетям.
В связи с этим ОАО "Сибирьгазсервис" является единственной газораспределительной организацией осуществляющей деятельность на спорной территории.
При обращении ОАО "Сибэлектротерм" за выдачей технических условий на подключение (присоединение) его объекта капитального строительства к существующей сети газоснабжения газораспределительная организация выдала технические условия, не указав точку подключения.
Согласно пункту 10 Правил N 83 технические условия должны содержать следующие данные:
максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Согласно пункту 16 названных Правил N 317 технические условия на присоединение к газораспределительной системе должны содержать следующие сведения:
а) место присоединения к газопроводу;
б) максимальный часовой расход и давление газа в присоединяемом газопроводе, а также пределы изменения этого давления;
в) требования по учету расхода газа;
г) иные условия подключения к газораспределительной системе, учитывающие конкретные особенности проектов и систем газоснабжения.
Установив соответствие технических условий от 31.07.2012 N 1854 подключения объекта капитального строительства к газораспределительной сети требованиям пункта 10 Правил N 83; факт выдачи в последующем в соответствии с требованиями пунктов 15, 16 Правил N 317 после оформления третьим лицом разрешения на использование газа технических условий от 28.08.2013 N 2225 на присоединение объекта к газораспределительной системе газопровода, суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности антимонопольным органом нарушения прав третьего лица.
Вывод антимонопольного органа о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Сибирьгазсервис" по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции в связи с добровольным устранением обществом нарушения антимонопольного законодательства (указанием точки подключения в технических условиях N 2225) обоснованно признан судом первой инстанции неправомерным.
Кроме того судом первой инстанции установлено, что антимонопольным органом не доказано каким образом ОАО "Сибирьгазсервис" нарушило права ОАО "Сибэлектротерм", выдав технические условия N 1854 без указания точки подключения, указав ее в технических условиях N 2225.
С учетом установленных по делу обстоятельств, действия заявителя не противоречат требованиям пункта 14 Правил N 83, пунктов 15-16 Правил N 317.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Управление освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27 февраля 2014 года по делу N А45-24089/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-24089/2013