город Ростов-на-Дону |
|
04 июня 2014 г. |
дело N А32-38775/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Сулименко О.А., Гуденица Т.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щегровой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ляушиной Елены Викторовны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2014 по делу N А32-38775/2013
принятое в составе судьи Крыловой М.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Ляушиной Елены Викторовны
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапа Краснодарского края
о признании решения незаконным
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ляушина Елена Викторовна (далее - ИП Ляушина Е.В., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапа Краснодарского края (далее - ИФНС по г. Анапа, инспекция) о признании незаконным решения от 06.09.2013 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что местом жительства предпринимателя согласно выписке из ЕГРП является: г. Архангельск, ул. П. Галушина, д. 19, корп. 2, кв. 59, следовательно, предприниматель за регистрацией прекращения деятельности обратилась в ненадлежащий регистрирующий орган.
Не согласившись с данным судебным актом, ИП Ляушина Е.В. обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда от 05.03.2014 отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы предприниматель указывает, что Федеральная налоговая служба в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 506, является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, следовательно, ИФНС по г. Анапа является уполномоченным на соответствующую регистрацию органом.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 30.08.2013 ИП Ляушина Е.В. обратилась в ИФНС по г. Анапа с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Решением инспекции от 06.09.2013 предпринимателю отказано в государственной регистрации на основании пп. "б" п. 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с представлением документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Полагая, что указанное решение является незаконным, ИП Ляушина Е.В. обратилась в суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, решение ИФНС по г. Анапа может быть признано незаконным только при наличии совокупности двух условий: несоответствия данного решения закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие двух соответствующих условий применительно к настоящему делу судебная коллегия находит не доказанным.
Порядок государственной регистрации юридических лиц установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) согласно которому государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 утверждено Положение о федеральной налоговой службе, в силу которого Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно общему правилу, содержащемуся в пункте 3 статьи 8 Закона о регистрации, государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Названная норма закрепляет принцип территориальной подведомственности совершения регистрационных действий в отношении индивидуальных предпринимателей между соответствующими регистрирующими органами с учетом их территориальной юрисдикции.
Как видно из материалов дела, ИП Ляушина Е.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 26.01.2004 ИФНС по г. Архангельску, что подтверждается Выпиской из ЕГРИП от 21.02.2014 N 55 (т. 1, л.д. 30-31).
В пункте 3 статьи 8 Закона о регистрации используется выражение "государственная регистрация индивидуальных предпринимателей", которое в совокупности с содержанием главы VII.1 Закона о регистрации, имеющей в целом название "Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей", означает, что понятие "государственная регистрация индивидуальных предпринимателей" включает в себя как государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (статья 22.1 Закона о регистрации), так и государственную регистрацию при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (статья 22.3 Закона о регистрации).
Таким образом, правило пункта 3 статьи 8 Закона о регистрации относительно государственной регистрации по месту жительства носит общий характер и подлежит применению, в том числе для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Частью 1 статьи 22.3 Закона о регистрации закреплено, что государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
б) документа об уплате государственной пошлины.
Согласно части 7 статьи 22.3 Закона о регистрации представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона, а именно: документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения (ч. 1 ст. 9 Закона о регистрации).
В соответствии с положениями подпункта "б" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя по указанному основанию предполагает представление документов в регистрирующий орган с иной территориальной юрисдикцией, то есть в регистрирующий орган, полномочия которого не распространяются на территорию, где находится адрес места жительства обратившегося лица.
В пункте 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, указано, что при регистрации граждан по месту жительства органы регистрационного учета проставляют об этом соответствующие отметки в паспортах.
Материалами дела, в частности: выпиской из ЕГРП, копией паспорта подтверждается, что ИП Ляушина Е.В. на момент обращения в инспекцию за государственной регистрацией прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя была зарегистрирована по адресу: г. Архангельск, ул. П.Галушина, д. 19, корп. 2, кв. 59.
Поскольку указанный адрес не относится к территориальной подведомственности ИФНС по г. Анапа, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что вынесенное регистрирующим органом решение от 06.09.2013 об отказе в государственной регистрации в связи с представлением документов в ненадлежащий регистрирующий орган соответствует законодательству и не нарушает законных прав и интересов заявителя.
При этом факт проживания предпринимателя в г.Анапа с 2010 года не имеет правового значения, поскольку вышеприведенные правовые нормы связывают компетенцию регистрирующего органа не с местом фактического проживания, а с местом регистрации обратившегося лица и территориальной юрисдикцией регистрирующего органа.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2014 по делу N А32-38775/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38775/2013