г. Томск |
|
02 июня 2014 г. |
Дело N А27-1866/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2014 г.
Судья Седьмого арбитражного апелляционного суда И.И. Бородулина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 09.04.2014 по делу N А27-1866/2014 (судья Потапов А.Л.),
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в городе Кемерово и Кемеровском районе по Кемеровской области (межрайонное) (ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040, 650000, г. Кемерово, пр-кт. Советский, 74, А ГСП-1)
к обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива Плюс" (ОГРН 1104205007532, ИНН 4205199264, 650071, г. Кемерово, ул. Щегловская, 2)
о взыскании 7365,18 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Перспектива Плюс" (далее - ООО "Перспектива Плюс", общество) начисленного штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 7 365 рублей 18 копеек.
Решением от 09.04.2014 Арбитражного суда Кемеровской области заявление Пенсионного фонда оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что ООО "Перспектива Плюс", представив индивидуальные сведения за 1 квартал 2013 года по старым формам ненадлежащим образом исполнило обязанность, предусмотренную Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), а именно не своевременно представило индивидуальные сведения, поскольку в связи с несоблюдением формы отчета, он не был принят программой обрабатывающей поступившие файлы.
Подробно доводы Пенсионного фонда изложены в апелляционной жалобе.
Письменный отзыв обществом на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ, в судебное заседание не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.
Проверив законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Перспектива Плюс" зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию и является плательщиком взносов по данному виду страхования.
15.05.2013 обществом направлены в Пенсионный фонд формы отчета: РСВ-1, СЗВ-6-2, АДВ-6-2 за 1 квартал 2013 года.
В связи с предоставлением страхователем отчетности недействительной формы СЗВ-6-2 в адрес общества сформировано и направлено сообщение от 29.05.2013 N 20-7321 обязывающее страхователя представить формы индивидуального (персонифицированного) учета по новой форме.
29.05.2013 ООО "Перспектива Плюс" представило в адрес Пенсионного фонда индивидуальные сведения за 1 квартал 2013 года по установленным формам отчетности, которые приняты Пенсионным фондом без возражений.
Рассмотрев акт камеральной проверки от 17.07.2013 N 642 правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, своевременности предоставления (непредставления) в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования плательщиком страховых взносов, заявитель принял решение от 17.07.2013 N 642 о привлечении общества к ответственности в виде штрафа в размере 7 365 рублей 18 копеек за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах на основании пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в связи с непредставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета в установленный срок.
В соответствии с принятым решением в адрес общества направлено требование от 26.08.2013 N 642 с предложением о добровольной уплате финансовой санкции до 16.09.2013, которое обществом не исполнено.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Пенсионного фонда за взысканием штрафа в судебном порядке.
Руководствуясь статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьями 11, 16, 17 Закона N 27-ФЗ, пунктами 34, 40, 41 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (далее - Приказ), Арбитражный суд Кемеровской области пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности в связи с отсутствием в действиях страхователя состава правонарушения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же Законом определены обязанность, объем и сроки представления таких сведений.
Как следует из статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 11 названного Закона страхователь ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) сведения индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе о суммах начисленных и уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ закреплена обязанность страхователя в установленный срок представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя, сведения о застрахованных лицах, определенных Законом от N 27-ФЗ.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В силу части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В пункте 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Указанные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкция по их заполнению утверждены постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192 п.
Согласно указанному постановлению Правления с первого отчетного периода 2013 года введены новые формы документов предоставления отчетности:
Форма СЗВ-6-4 - "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица",
Форма АДВ-6-5 - "Опись документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица",
Форма АДВ-6-2 - "Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР",
Формы СЗВ-6-4, АДВ-6-5 и правила их заполнения утверждены постановлением Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.01.2013 N 17п "О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п".
В пункте 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Приказ), установлено, что в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
В силу пункта 41 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Таким образом, для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
При этом статья 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах (что имеет место в рассматриваемом случае).
Суды первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что при первоначальном представлении сведений общество представило отчетность недействительной формы СЗВ-6-2.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.
Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных нарушений, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество несвоевременно представило индивидуальные сведения, поскольку в связи с несоблюдением формы отчета он не был принят программой обрабатывающей поступившие файлы, подлежит отклонению исходя из следующего.
ООО "Перспектива Плюс" исправило допущенные нарушения, представив 29.05.2013 индивидуальные сведения за 1 квартал 2013 года по установленным формам отчетности, которые приняты Пенсионным фондом без замечаний.
Следовательно, новые формы отчетности представлены обществом в установленный Пенсионным фондом 2-недельный срок.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Пенсионный фонд не доказал наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, следовательно, заявитель неправомерно привлек ООО "Перспектива плюс" к ответственности.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, представленным доказательствам дана правильная правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.04.2014 по делу N А27-1866/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья: |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1866/2014