город Ростов-на-Дону |
|
03 июня 2014 г. |
дело N А32-2333/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Сочи и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2014 по делу N А32-2333/2014, принятое судьёй Суминой Д.П., по заявлению администрации города Сочи к заинтересованному лицу Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Пансионат "Якорная щель", общества с ограниченной ответственностью "Северная строительно-инвестиционная компания" о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
В рамках дела N А32-12213/2013 заявитель обращался в Арбитражный суд с заявлением от 17.04.2013 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о передаче земельных участков из федеральной в муниципальную собственность; обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае принять решение о передаче в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами: 23:49:0203004:0011, площадью 471 кв.м, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Политехническая, 32; 23:49:0306004:2818, площадью 18607 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, село Раздольное, ул.2-33; 23:49:0121002:5, площадью 80436 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, пос. Вардане, ул. Львовская, уч.2, 23:49:0304026:130, площадью 19283 кв.м., расположенного по адресу: г.Сочи, Хостинский район, з/уч. N33; 23:49:0119002:12, площадью 74550 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, ул. Главная, 54; 23:49:0124004:0027, площадью 12 900 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, пос. Уч-Дере, ул. Грунтовая, уч. N9/1; 23:49:0105003:0001, площадью 56420 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, пос. Вардане, ул. Авроры, N6; 23:49:0122004:150, площадью 12450 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, 23:49:0132002:265, площадью 153276 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район.
Решением суда от 21.01.2014 по делу N А32-12213/2013 выделены в отдельное производство требования в части признания незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о передаче земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0119002:12, 23:49:0124004:0027 из федеральной в муниципальную собственность; обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае принять решение о передаче в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами 23:49:0119002:12, 23:49:0124004:0027.
Указанные требования являются предметом рассмотрения в рамках настоящего дела.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2014 признано незаконным бездействие ТУ Росимущества в Краснодарском крае, выразившееся в непринятии решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0124004:0027, площадью 12 900 кв.м., расположенного по адресу: г.Сочи, Лазаревский район, пос. Уч-Дере, ул. Грунтовая, уч. N 9/1, в муниципальную собственность, как противоречащее ст. 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях".
Суд обязал ТУ Росимущества в Краснодарском крае в течение месяца с даты вступления в законную силу настоящего решения принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0124004:0027 площадью 12 900 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, пос. Уч-Дере, ул. Грунтовая, уч. N 9/1, в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Сочи.
В удовлетворении остальной части требований заявителя отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что к порядку передачи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0124004:0027 применимы нормы Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ, в силу которых спорный земельный участок подлежит передаче в муниципальную собственность. Право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, зарегистрировано до вступления в силу Закона N 244-ФЗ.
В отношении второго спорного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0119002:12 суд указал, что он не подлежит передаче в собственность органа местного самоуправления, поскольку на момент введения в действие статьи 3.1 закона N 137-ФЗ имущественный комплекс общества находился в федеральной собственности и не был приватизирован, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0119002:12, государственная собственность на который не была разграничена в порядке, установленном законом N 101-ФЗ по утвержденным актам Правительства РФ перечням, в силу закона был отнесен к федеральной собственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация города Сочи и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю обжаловали судебный акт в порядке главы 34 АПК РФ.
Администрация г. Сочи просит отменить решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что представленными документами подтверждается регистрация права собственности на находящийся в границах курорта федерального значения спорный земельный участок за РФ, в связи с чем на основании норм Федерального закона N 244-ФЗ он подлежит передаче в муниципальную собственность.
ТУ Росимущества в Краснодарском крае просит отменить решение в части удовлетворенных заявленных требований, указывая на то, что в границах спорного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0124004:0027 расположены объекты недвижимого имущества, собственники которых не установлены, в связи с чем принять соответствующее решение возможно только после установления собственников указанных объектов недвижимого имущества.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, администрация г. Сочи обратилась в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом - Росимущество с заявлением о передаче спорных земельных участков из собственности РФ в собственность муниципального образования город-курорт Сочи.
Решение о передаче указанных земельных участков Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае до настоящего момента не принято.
Администрация г. Сочи, считая, что своим бездействием ТУ Росимущества нарушает действующее законодательство и препятствует поступлению денежных средств в виде арендных платежей в бюджет города Сочи, обратилась в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с письмом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.03.2009 N 4007-ИМ/Д23 в рамках реализации ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" департаментом имущественных отношений администрации г.Сочи направлено обращение в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для принятия решения о передаче земельных участков из федеральной в муниципальную собственность.
Администрация г. Сочи, ссылаясь на выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним полагает, что указанные земельные участки принадлежат на праве собственности Российской Федерации, данное право было зарегистрировано до вступления в силу Федерального закона от 03.12.2008 "244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях".
В силу п.6 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (в редакции Закона N 244-ФЗ) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежит передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Частью 4 ст.1 Закона N 244-ФЗ установлено, что из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований: предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений.
Ответчиком не представлены доказательства, что спорный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0124004:0027 не может быть передан из федеральной в муниципальную собственность.
Право собственности Российской Федерации на данный земельный участок подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, зарегистрировано до вступления в силу Закона N 244-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона N 244-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельного участка в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа местного самоуправления.
Следовательно, спорный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0124004:0027 подлежит передаче в собственность органа местного самоуправления на основании норм Закона N 244-ФЗ.
В свою очередь земельный участок с кадастровым номером 23:49:0119002:12 не подлежит передаче в собственность органа местного самоуправления на основании следующего.
На земельном участке расположены объекты недвижимого имущества принадлежащие ООО "Пансионат "Якорная щель".
В материалы дела представлено распоряжение от 05.10.2004 N 07-2524 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Пансионат "Якорная щель", согласно которому общество приватизировано из федерального уровня собственности после введения в действия Земельного кодекса РФ.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся в том числе земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Частью 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации в действовавшей до 01.06.2006 редакции определялось, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно статьям 2, 3 Закона N 101-ФЗ основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации являлись или акт Правительства Российской Федерации об утверждении перечня земельных участков, на которые у названного публично-правового образования возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (далее - перечень), или вступившие в законную силу судебное решение по спору, связанному с разграничением государственной собственности на землю.
Одним из оснований внесения земельного участка в перечень, являлось его включение в состав земель сельскохозяйственного назначения при условии расположения на нем недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности или предоставление органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившим в силу с 01.06.2006, признан утратившим силу Закон N 101-ФЗ, в пункте 2 статьи 16 Земельного кодекса слова "Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" заменены словами "настоящим Кодексом и федеральными законами", а Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) дополнен статьей 3.1, которой в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, а также земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.07.2011 N 2178/11 отметил, что закрепленное в статье 3.1 Закона N 137-ФЗ разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
В постановлении от 17.12.2013 N 12790/13 со ссылкой на постановление от 19.07.2011 N 2178/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации выработал правовой подход, согласно которому ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом. Права на земельные участки, государственная собственность на которые разграничена посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
Такое основание разграничения находящихся в государственной собственности земельных участков, как принадлежность расположенного на них недвижимого имущества до его приватизации к определенному уровню публичной собственности, из критериев разграничения исключено.
Земельные участки, не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ и государственная собственность на которые не разграничена изданными до вступления в силу Закона N 137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Поскольку на момент введения в действие статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ имущественный комплекс общества находился в федеральной собственности и не был приватизирован, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0119002:12, государственная собственность на который не была разграничена в порядке, установленном законом N 101-ФЗ по утвержденным актам Правительства РФ перечням, в силу закона был отнесен к федеральной собственности.
ФЗ N 244-ФЗ от 03.12.2008 "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" установлены аналогичные основания отнесения к федеральной собственности земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу названного закона.
Кроме того, частями 1 - 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ установлен порядок передачи из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Частями 10, 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов отнесены земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и которые названным законом не отнесены к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений.
Следовательно у Территориального управления отсутствуют правовые основания для передачи в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:49:0119002:12, площадью 74550 кв.м., расположенного по адресу: г.Сочи, Лазаревский район, ул.Главная, 54.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2014 по делу N А32-2333/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2333/2014