г. Пермь |
|
26 мая 2014 г. |
Дело N А50-283/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Грибиниченко О.Г., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожевниковой К.В.
при участии:
от заявителя - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (ОГРН 1055901619168, ИНН 5904122386) в лице Южного территориального отдела: Законова Н.В., паспорт, доверенность от 04.12.2013,
от заинтересованного лица - Углицких Ивана Леонидовича (ОГРНИП 304594420200017, ИНН 594403521075): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Южного территориального отдела,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 11 марта 2014 года
по делу N А50-283/2014,
принятое судьей Саксоновой А.Н.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Южного территориального отдела
к индивидуальному предпринимателю Углицких Ивану Леонидовичу
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Углицких Ивана Леонидовича (далее - предприниматель) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы административный орган указывает на то, что в ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований к производству, хранению и реализации пищевых продуктов на двух объектах, принадлежащих предпринимателю. В рассматриваемом случае, по мнению административного органа, предпринимателем совершено несколько самостоятельных правонарушений, предприниматель подлежит привлечению к административной ответственности за каждое совершенное правонарушение.
В судебном заседании представитель административного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Индивидуальный предприниматель Углицких И.Л. отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание не явился, что в силу ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 14.10.2013 N 1399 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в отношении индивидуального предпринимателя Углицких И.Л. проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований действующего санитарного законодательства и законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей при осуществлении деятельности по производству мясных полуфабрикатов и реализации пищевых продуктов по месту осуществления деятельности по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. К. Маркса, д. 57.
В ходе проверки установлено, что предпринимателем Углицких И.Л. при осуществлении деятельности по производству мясных полуфабрикатов в мясном цехе, расположенном по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. К. Маркса, д. 57, допущены нарушения обязательных требований санитарного законодательства Российской Федерации, в том числе требований п. 5.1, 5.2, 7.11, 7.29, 8.1, 8.4 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (далее - СП 2.3.6.1079-01), п. 1 ст. 19 Федерального закона N 29-ФЗ от 02.01.2000 "О качестве и безопасности пищевых продуктов", п. 4.11 ОСТ 49208-84 "Полуфабрикаты мясные натуральные", ст.. 11, 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1.5 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий".
25.10.2013 при проведении проверки в низкотемпературном ларе, установленном в торговом зале магазина, выявлено, что на реализации находятся мясные полуфабрикаты в полиэтиленовых пакетах с этикетками следующего ассортимента: "Домашние полуфабрикаты. Полуфабрикат мясосодержащий рубленый формованный категория Г, дата выработки 24.10.2013, адрес производства: г. Оса, ул. К. Маркса, 57", в составе имеются яйцо, лук; "Домашние полуфабрикаты. Полуфабрикат мясосодержащий охлажденный, замороженный категории Г "Печеночные оладьи", дата выработки 23.10.2013, адрес производства: г. Оса, ул. К. Маркса, 57" в составе имеются яйцо, лук; полуфабрикат мясосодержащий формованный замороженный категории В "Фрикадельки", дата выработки 24.10.2013, адрес производства: г. Оса, ул. К. Маркса, 57, в составе имеется лук; пельмени "Крестьянские" дата выработки 27.08.2013, адрес производства: г. Оса, ул. К. Маркса, 57, в составе имеются лук, капуста.
При этом установлено, что выработка названных мясных продуктов допущена предпринимателем при отсутствии условий для обработки яйца и сырых овощей (не выделены специальные помещения с производственными столами, моечными ваннами, холодильным оборудованием, нет специальных промаркированных емкостей для обработки яйца и разрешенных моющих и дезинфицирующих средств), чем нарушены требования п.п. 5.1, 5.2, 8.1, 8.4 СП 2.3.6.1079-01.
01.11.2013 установлены следующие нарушения:
- допущен прием, хранение мясной продукции (шейка свиная, упакованная в п/эт пакет) для дальнейшей обработки (переработки) и реализации населению без этикетки (маркировки) на транспортной таре, чем нарушен п. 7.29 СП 2.3.6.1079-01;
- допущено нарушение условий хранения мясной продукции: в период с 12 час. 50 мин. до 14 час. 00 мин. в мясном цехе в двух контейнерах без условий холода находилось мясо котлетное (на остатке 10 кг) и лытка (на остатке 4 кг), что не соответствует требованиям п. 1 ст. 19 Федерального закона N 29-ФЗ от 02.01.2000 "О качестве и безопасности пищевых продуктов", п. 4.11 ОСТ 49208-84 "Полуфабрикаты мясные натуральные", п. 7.11 СП 2.3.6.1079-01;
- не осуществляется проведение производственного контроля, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки мясной продукции, в соответствии с разработанной программой производственного контроля; ни один мясной продукт, вырабатываемый в мясном цехе, не подвергался лабораторному контролю (протоколы лабораторных испытаний не предоставлены), чем нарушены положения ст. 11, 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1.5 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий".
24.12.2013 уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ материалы проверки и соответствующее заявление направлены административным органом в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
В примечании к данной статье указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Пунктом 1 ст. 46 Федерального закона от 07.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
Статьей 15 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) определено, что пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Пунктами 1 и 3 статьи 39 этого же Закона установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц соблюдать санитарные правила.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) обязательные требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам оценки их соответствия этим обязательным требованиям, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам идентификации устанавливаются нормативными документами.
Статьей 1 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Под нормативными документами в соответствии со статьей 1 указанного Закона понимаются, в том числе технические регламенты и действующие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательные требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, контролю за их качеством и безопасностью, условиям их изготовления, хранения, перевозок, реализации и использования, утилизации или уничтожения некачественных, опасных пищевых продуктов.
Таким образом, требования к пищевым продуктам, закрепленные в технических регламентах, санитарных правилах, государственных стандартах являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона N 29-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обороту пищевых продуктов, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Факт нарушения предпринимателем требований ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ст. 11, 15, 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 9, 19, 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", п. 5.1, 5.2, 7.11, 7.29, 8.1, 8.4 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", п. 4.11 ОСТ 49208-84 "Полуфабрикаты мясные натуральные", п. 1.5 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий" при производстве, хранении и реализации мясных полуфабрикатов подтвержден материалами дела, в том числе протоколом (актом) санитарно-эпидемиологического обследования от 16.10.2013, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 25.10.2013, актом санитарно-эпидемиологического обследования от 01.11.2013, актом проверки от 13.11.2013, протоколом об административном правонарушении от 24.12.2013, что свидетельствует о наличии в действиях предпринимателя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Вместе с тем в ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ указано, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной на основании распоряжения от 14.10.2013 N 1399 проверки административным органом составлены акт проверки от 13.11.2013 N 121, два протокола об административном правонарушении от 18.11.2013 и от 24.12.2013, в арбитражный суд направлено два самостоятельных заявления о привлечении предпринимателя к административной ответственности (настоящее дело и дело N А50-23773/2013).
Выявленные и зафиксированные в названных документах нарушения требований технических регламентов обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, реализации продукции, не соответствующей таким требованиям, совершены на территории одного объекта предпринимателя, расположенного по адресу: г. Оса, ул. К. Маркса, 57.
В связи с этим, правонарушение, совершенное предпринимателем, выразившееся в несоблюдении требований технических регламентов обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, реализации продукции, не соответствующей таким требованиям, образует единое правонарушение.
Следовательно, КоАП РФ предусмотрено составление одного протокола и вынесение одного постановления о привлечении к административной ответственности.
Отраженные в протоколах от 18.11.2013 и от 24.12.2013 об административных правонарушениях нарушения требований технических регламентов выявлены в рамках одной проверки, одним и тем же контролирующим органом, в отношении одного и того же лица, в связи с чем нарушения, вмененные предпринимателю, образуют объективную сторону одного административного правонарушения.
Поскольку проверка предпринимателя проводилась одним административным органом с составлением единого документа, зафиксировавшего результаты этой проверки - акта проверки от 13.11.2013 N 121, административному органу следовало составить один протокол об административном правонарушении, в котором надлежащим образом описать каждый эпизод совершенного административного правонарушения.
Тот факт, что в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Оса, ул. К. Маркса, 57, находится несколько помещений (магазин и мясной цех), не свидетельствует о совершении предпринимателем двух разных правонарушений в каждом из помещений.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований административного органа о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 марта 2014 года по делу N А50-283/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-283/2014