г. Самара |
|
26 мая 2014 г. |
Дело N А55-26413/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 21 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 26 мая 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевым А.Ю.,
с участием:
от муниципального казенного учреждения "Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области - представителя Запольской А.Ю. (доверенность от 20.12.2013),
от Сельскохозяйственного производственного кооператива "Новая Жизнь" - представителя Бегеба А.А. (доверенность от 09.12.2013),
от Счетной палаты Самарской области - представителя Гавриловой Ю.В. (доверенность от 19.06.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения "Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 марта 2014 года по делу N А55-26413/2013 (судья Лихоманенко О.А.), принятое по заявлению муниципального казенного учреждения "Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области, с.Исаклы, к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Новая Жизнь", д.Сухарь Матак, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Счетной палаты Самарской области, г. Самара, о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района Исаклинский Самарской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Новая Жизнь" (далее - ответчик), с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Счетной палаты Самарской области, г. Самара, о взыскании субсидии в размере 843882 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 марта 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель СПК "Новая Жизнь" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Счетной палаты Самарской области решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, апелляционную жалобу - удовлетворить, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
Пунктом 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 ст. 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу абзаца 3 п. 2 этой статьи порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2013 N 44 утвержден Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
В силу ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со ст. 289 БК РФ (в редакции, действовавшей в период предоставления субсидии) нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Таким образом, как правильно указал суд, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако, данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
По правилам п. 2, 3 ч. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Таким образом, указанной нормой предусмотрена возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с п. 2.13 Порядка предоставления субсидий в случае нарушения п.2.5 условий предоставления субсидии, в том числе сокращения посевных площадей, субсидия подлежит возврату в течение 10 дней со дня получения письменного требования органа местного самоуправления.
При этом п.2.5 Порядка предоставления субсидий определено, что после получения субсидии получатели обязаны сохранить общую посевную площадь сельскохозяйственных культур и посевную площадь зерновых и зернобобовых культур не ниже уровня 2012 года.
Заявитель по настоящему делу в качестве основания заявленного требования о взыскании субсидии указывает на несоблюдение СПК "Новая Жизнь" указанного условия.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, сделал вывод об отсутствии оснований для взыскания полученной субсидии в размере 843882 руб.
СПК "Новая Жизнь" указало, что фактически в 2013 году не только не уменьшило как общую посевную площадь, так и посевную площадь зерновых и зернобобовых культур к уровню 2012 года, но и увеличило эти площади за счет увеличения арендных площадей земельных участков.
В частности в соответствии с отчетом формы N 1-фермер об итогах сева под урожай 2012 года общая посевная площадь составляла 2418 га. (строка 59) (т.1, л.д.73-74).
Этот же отчет указывает, что посевная площадь зерновых и зернобобовых культур составляла 880 га. (сумма строк 6 и 25).
Указывая на снижение посевной площади в 2013 году Управление сельского хозяйства ссылается на отчет формы N 1-фермер об итогах сева под урожай 2013 года в соответствии с которым общая посевная площадь составила 2419 га. (строка 59), т.е. не уменьшилась, тогда как посевная площадь зерновых и зернобобовых культур уменьшилась на 16 га. и составила 864 га. (сумма строк 6 и 25) (т.1, л.д.111-112).
Однако, указанный отчет формы N 1-фермер за 2013 год противоречит иным отчетам сданным СПК "Новая Жизнь" и принятым Управлением сельского хозяйства.
Так, СПК "Новая Жизнь" указывает, что в представленном первоначально отчете формы N 1-фермер за 2013 год допущена техническая ошибка, которая впоследствии была исправлена.
В материалы дела представлен исправленный отчет формы N 1-фермер за 2013 год, в соответствии с которым общая посевная площадь составила 2499 га. (строка 59) (т.1, л.д.127-130).
Этот же отчет указывает, что посевная площадь зерновых и зернобобовых культур в 2013 году составила 944 га. (сумма строк 6 и 25).
Указанный исправленный отчет также принят к сведению, о чем имеется штамп отдела сводных статистических работ Исаклинского района.
Кроме того, указанные сведения также совпадают с отчетом об итогах ярового сева 2013 года (т.2, л.д.44-45).
Заявителем в материалы дела представлен отчет об итогах ярового сева 2013 года, который отличается от представленного СПК "Новая Жизнь" (т.1, л.д.89-90).
Таким образом, в материалы дела представлены отчеты об итогах ярового сева 2013 года от 16.06.2013, которые содержат различные сведения, однако подписаны одними и теми же представителями СПК "Новая Жизнь" и Управления сельского хозяйства.
Отчеты об итогах ярового сева 2013 года подлежат введению в геоинформационную систему агропромышленного комплекса Самарской области.
Поскольку, представители Управления сельского хозяйства и Счетной палаты Самарской области указали, что фактические посевные площади не измерялись, вывод о снижении посевной площади зерновых и зернобобовых культур на 16 га. сделан исключительно на основании ошибочной отчетности, впоследствии исправленной самим СПК "Новая Жизнь", а не на основании фактических данных о площадях сева.
Представитель Управления сельского хозяйства не пояснил причины наличия двух различных отчетов об итогах ярового сева не смог.
На основании вышеизложенного, судом сделан верный вывод о том, что снижение посевной площади зерновых и зернобобовых культур в 2013 году к уровню 2012 года материалами дела не доказано, обстоятельства нецелевого использования полученной субсидии не подтверждены.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных Управлением сельского хозяйства требований о возврате суммы субсидии правомерно отказано.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для переоценки данных обстоятельств и выводов суда не находит.
В связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05 марта 2014 года по делу N А55-26413/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26413/2013