г. Самара |
|
21 мая 2014 г. |
Дело N А72-15622/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 мая 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14.05.-19.05.2014 в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Оркла Брэндс Россия" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.03.2014 по делу N А72-15622/2013 (судья Лубянова О.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Оркла Брэндс Россия" (ИНН 7830000190, ОГРН 1027809173446), г.Санкт-Петербург, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, г.Ульяновск,
об оспаривании предписания,
и по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, г.Ульяновск, к открытому акционерному обществу "Оркла Брэндс Россия" (ИНН 7830000190, ОГРН 1027809173446), г.Санкт-Петербург,
о привлечении к административной ответственности,
в судебном заседании приняла участие представитель ОАО "Оркла Брэндс Россия" Малафеева М.А. (доверенность от 01.02.2014 N 017/14),
представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области не явились, извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Оркла Брэндс Россия" (далее - ОАО "ОБР", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным (недействительным) предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) от 28.10.2013 N 1169.
Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении ОАО "ОБР" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Оба указанных заявления рассмотрены Арбитражным судом Ульяновской области в рамках дела N А72-15622/2013.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.03.2014 требование ОАО "ОБР" оставлено без удовлетворения, по заявлению Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
В апелляционной жалобе ОАО "ОБР" просило отменить указанное судебное решение, удовлетворить заявление об оспаривании предписания и отказать Управлению Роспотребнадзора по Ульяновской области в удовлетворении требования о привлечении общества административной ответственности. По мнению общества, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, которое было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании 14.05.2014 был объявлен перерыв до 19.05.2014; после перерыва судебное заседание было продолжено.
В судебном заседании представитель общества поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выступлении представителя общества в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области составило в отношении ОАО "ОБР" протокол от 22.10.2013 N 1588 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции.
28.10.2013 Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области также выдало ОАО "ОБР" предписание N 1169, в котором указано на необходимость обеспечить выполнение требований технических регламентов, в части доведения до сведения потребителей необходимой и достоверной информации о пищевой продукции (пункт 1); на маркировке конфет глазированных шоколадной глазурью с пралиновыми корпусами "Белочка" на сорбите обеспечить наличие полной, достоверной, понятной, однозначно понимаемой информации о пищевой продукции, обеспечивающей возможность ее правильного выбора и не вводящей потребителя в заблуждение относительно состава (пункт 2).
Между тем из материалов дела видно, что ОАО "ОБР", являющееся изготовителем конфет глазированных шоколадной глазурью с пралиновыми корпусами "Белочка" на сорбите, произвело выпуск и реализацию этих конфет в полном соответствии с требованиями технических регламентов и иных обязательных требований.
Материалами дела подтверждается и Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области не оспаривается, что маркировка указанных конфет соответствует требованиям пункта 3.5.1.4 ГОСТ Р 51074-2003 "Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" (утвержден Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст).
ОАО "ОБР" не давало указанному пищевому продукту наименование, вводящее потребителя в заблуждение относительно природы, идентичности, состава, количества, срока годности или срока хранения, происхождения, метода изготовления продукта.
Как видно из материалов дела, вся необходимая, полная и достоверная информация для потребителя (в том числе о составе продукта и наличии в его составе сахара) была размещена непосредственно на потребительской упаковке конфет способом, соответствующим требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям (в том числе в части состава информации, порядка се расположения, величины шрифта и т.д.).
Материалами дела подтверждается, что на упаковке конфет, в том числе на индивидуальной и потребительской упаковках, имеются стандартизованные термины и определения, используемые для определения кондитерских изделий, производимых и реализуемых на территории Российской Федерации.
На лицевой стороне пакета (потребительской упаковке указанных конфет) имеется надпись "шоколад"; на этикетке продукта и на индивидуальной упаковке указано: "конфеты"; на упаковке конфет написано, что это "конфеты глазированные шоколадной глазурью".
Термины и определения в области кондитерских изделий, производимых и реализуемых на территории Российской Федерации, установлены ГОСТ Р 53041-2008 "Изделия кондитерские и полуфабрикаты кондитерского производства. Термины и определения" (утвержден Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2008 N 402-ст; дата введения - 01.01.2010).
Согласно этому ГОСТу:
- кондитерское изделие: многокомпонентный пищевой продукт, готовый к употреблению, имеющий определенную заданную форму, полученный в результате технологической обработки основных видов сырья - сахара и (или) муки, и (или) жиров, и (или) какао-продуктов, с добавлением или без добавления пищевых ингредиентов, пищевых добавок и ароматизаторов (пункт 1);
- шоколад: кондитерское изделие, получаемое на основе какао-продуктов и сахара, в состав которого входит не менее 35% общего сухого остатка какао-продуктов, в том числе не менее 18% масла какао и не менее 14% сухого обезжиренного остатка какао-продуктов (пункт 7);
- конфеты: формованное сахаристое кондитерское изделие, размер которого позволяет положить его в рот, из одной или нескольких конфетных масс, определяющих основной идентификационный признак конфеты (пункт 23);
- сахаристое кондитерское изделие: кондитерское изделие с содержанием сахара не менее 20% (сахаристые кондитерские изделия бывают с полным или частичным покрытием шоколадом, глазурью или неглазировапные) (пункт 22).
Понятие "глазурь" содержится в ГОСТ Р 53897-2010 "Глазурь. Общие технические условия" (утвержден Приказом Росстандарта от 15.10.2010 N 309-ст), из пункта 5.2 "Требования к сырью" которого следует, что при ее производстве также используется сахар.
В соответствии с пунктом 5.1.5 ГОСТ Р 53897-2010 массовая доля сахара, жира, влаги в продукте должна соответствовать расчетному содержанию по рецептуре с учетом допускаемых отклонений, указанных в рецептурах или технологических инструкциях.
В материалах дела имеются рецептуры Ульяновской кондитерской фабрики "СладКо" - филиала ОАО "ОБР" на шоколадную глазурь Т-1 от 19.12.2012 и на конфеты "Белочка" на сорбите от 31.01.2013.
Таким образом, использование па упаковке конфет одновременно нескольких стандартных терминов, каждый из которых подразумевает наличие в составе продукции сахара, в совокупности с приведенным на потребительской упаковке составом конфет, исключает возможность введения потребителя в заблуждение.
О том, что конфеты изготовлены с корпусом на сахарозаменителе (сорбите), указано на этикетке продукции.
Информации о лечебных или диабетических свойствах, которыми данный продукт и не обладает, на упаковке конфет не имеется. Напротив, как уже указано, на упаковке конфет указано на наличие в них сахара.
То есть ОАО "ОБР" разместило на потребительской упаковке конфет всю необходимую и достоверную информацию о продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора.
Согласно пункту 3.6 ГОСТ Р 51074-2003 "Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" (утвержден Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст) продукт может сопровождаться и другой не противоречащей пунктам 3.1 - 3.5 информацией, характеризующей продукт, изготовителя и потребителя, в том числе рекламной.
Как следует из материалов дела, знак в виде лепестка зеленого цвета, в центре которого нанесена надпись "На здоровье", а по внешнему краю - надпись "На сахарозаменителе", соответствуют данному продукту - это конфеты с пониженным содержанием сахара, при этом корпус конфет полностью изготовлен на сорбите (сахарозаменитсле).
Размещение указанной дополнительной информации не вводит потребителя в заблуждение, как ошибочно посчитал суд первой инстанции, а лишь привлекает внимание потребителя к отличительным характеристикам продукта - пониженному содержанию сахара, что полностью соответствует нормативным требованиям к маркировке пищевых продуктов.
Информация, изложенная в единственном обращении потребителя, на которое сослалось Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области, не подтверждена какими-либо доказательствами. В частности, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области не представило сведений о том, что потребитель является диабетиком и его здоровью был нанесен какой-либо вред употреблением конфет.
Следовательно, выводы суда первой инстанции о нарушении обществом технических норм и правил, обязательных для исполнения, и о введении потребителей в заблуждение являются безосновательными и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Причем самим судом первой инстанции указано, что поскольку у общества на дату вынесения оспариваемого предписания и на дату вынесения судебного решения имеется документ об оценке соответствия продукции ранее принятым обязательным требованиям - ГОСТ Р 51074-2003, то общество вправе до 15.02.2015 осуществлять производство и выпуск указанных конфет без нанесения на маркировки транспортной и потребительской упаковок непосредственно после указания состава пищевой продукции дополнительной надписи "Содержит подсластитель".
Из положений подпункта 4 пункта 4 статьи 40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" следует, что предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор в области защиты прав потребителей, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований законодательства в области защиты прав потребителей, соблюдение которых обязательно для них в силу закона; при этом такие требования должны быть реально исполнимыми.
Между тем оспариваемое предписание указанным требованиям не соответствует.
В связи с отсутствием события административного правонарушения оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ не имеется.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции отменяет обжалованное судебное решение в связи с несоответствием содержащихся в нем выводов обстоятельствам дела и неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (пункты 3, 4 части 1, часть 2 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, принимает новый судебный акт о признании оспариваемого предписания незаконным и об отказе Управлению Роспотребнадзора по Ульяновской области в удовлетворении заявления о привлечении ОАО "ОБР" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
С учетом положений части 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции взыскивает с Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в пользу ОАО "ОБР" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб., в том числе расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб., понесенные обществом при обращении в суд первой инстанции с заявлением об оспаривании предписания, и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб., понесенные обществом при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 марта 2014 года по делу N А72-15622/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать незаконным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области от 28 октября 2013 года N 1169.
Отказать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в удовлетворении заявления о привлечении открытого акционерного общества "Оркла Брэндс Россия" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в пользу открытого акционерного общества "Оркла Брэндс Россия" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 (Три тысячи) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-15622/2013