г. Санкт-Петербург |
|
27 мая 2014 г. |
Дело N А21-8986/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Семенов О.Ф. по доверенности от 15.04.2014 N 1512/06;
от 3-х лиц: 1. не явился, извещен; 2. не явился, извещен; 3. не явился, извещен; 4. не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7481/2014) Министерства сельского хозяйства Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.02.2014 по делу N А21-8986/2013 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по иску (заявлению) Министерства сельского хозяйства Калининградской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
3-и лица: 1. ООО "Балтийское морское агентство", 2. АНО "Центр антикоррупционных исследований и инициатив" "Трансперенси интернешнл-Россия", 3. АНО "Институт предпринимательства и торговли Калининградской ТПП", 4. ООО "БТС"
о признании недействительным решения
установил:
Министерство сельского хозяйства Калининградской области, адрес: 236007, г. Калининград, ул. Дм. Донского, 1. ОГРН 1033901817070; далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, г.Калининград, ул. Барнаульская, 4, ОГРН 1023901001552, далее - УФАС; Управление; антимонопольный орган) от 02.08.2013 N АМЗ-31/2013.
Определением суда от 25.11.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "БТС"; АНО "Центр антикоррупционных исследований и инициатив"; АНО "Институт предпринимательства и торговли Калининградской ТПП"; ООО "Балтийское морское агентство".
Решением суда от 03.02.2014 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствуют признаки ограничения конкуренции, поскольку в проекте государственного контракта, предусмотрено, что оказание услуг может осуществляться исполнителем с даты официального опубликования протокола заседания котировочной комиссии, при условии, что участник размещения заказа соответствует требованиям, предъявленным нормами Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N94-ФЗ) к лицам, с которыми заключается контракт.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители Министерства и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 28.12.2012 в 17 час. 37 мин. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг заказчиком (Министерством) www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0135200002412000002 о проведении запроса котировок и проект государственного контракта. Максимальная цена контракта составила 498 000 рублей. Предмет контракта - оказание услуги по транспортно-экспедиционному сопровождению делегации по маршруту Калининград-Берлин-Калининград, трансферы: отель - выставочный комплекс-отель, доставка выставочных экспонатов по маршруту Калининград-Берлин-Калининград, таможенное оформление, погрузо-разгрузочные работы. Время начала приема заявок - 9 часов 28.12.2012, окончания - 17.01.2013 - 10 час.00 мин.
Пунктами 2.2, 2.3. проекта государственного контракта предусмотрен срок оказания услуг: с 17.01.2013 по 28.01.2013.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок N 0135200002113000002-П, опубликованному 18.01.2013 в 17 час. 12 мин., победителем признана Автономная некоммерческая организация "Институт предпринимательства и торговли Калининградской ТИП", которая по условия запроса котировок должна начать оказание услуг с 17.01.2013 года.
28.01.2013 заказчиком заключен контракт N 4/2013 с победителем запроса котировок - Автономной некоммерческой организацией "Институт предпринимательства и торговли Калининградской ТПП".
В Управление от АНО "Центр антикоррупционных исследований и инициатив" поступила жалоба (вх. N 468 от 24.01.2013) на действия Министерства по ограничению круга участников размещения заказа, по результатам рассмотрения которой вынесено решение от 02.08.2013 N АМЗ-31/2013 о нарушении антимонопольного законодательства. Означенным решением Комиссии УФАС признала в действиях Министерства следующие нарушения:
- установление при проведении запроса котировок цен на товары (N 0135200002412000002) требования к участникам размещения заказа оказания услуг в срок до завершения процедуры размещения государственного заказа и заключения государственного контракта, что могло привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" - далее Закон N135-ФЗ)
-создание участнику запроса котировок - Автономной некоммерческой организации "Институт предпринимательства и торговли Калининградской ТПП" преимущественных условий участия в запросе котировок, в том числе путем доступа к информации (пункт 2 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ)
Министерство обжаловало решение Управления в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности действий Министерства, поскольку заказчиком заключен контракт с нарушение сроков, установленных часть. 7.1 статьи 47 Закона N 94-ФЗ. Такие действия ограничивают конкуренцию на право заключения государственного контракта, нарушают права и законные интересы остальных участников размещения заказа.
Выслушав представителя Управления, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 94-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации,
государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации,
государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными
бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового
обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 94-ФЗ государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Министерство, являясь получателем бюджетных средств и выступая государственным заказчиком, должно руководствоваться положениями Закона о размещении заказов при осуществлении закупок необходимых товаров, работ и услуг.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
Порядок размещения заказов путем запроса котировок закреплен в главе 4 Закона N 94-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 42 Закона N 94- ФЗ под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки Закона N 94-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 47 Закона N 94-ФЗ победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.
Заказ признается размещенным со дня заключения контракта, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ, со дня заключения иных гражданско-правовых договоров (часть 4 статьи 9 Закона N 94-ФЗ).
Положения части 2 статьи 9 указанного закона устанавливают, что государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.
Частью 7.1 статьи 47 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола.
В течение 7 дней после опубликования протокола, до заключения контракта, участники размещения заказа могут обжаловать действия заказчика, комиссии при проведении процедуры размещения заказа.
Из материалов дела следует, что протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписан и опубликован на официальном сайте 18.01.2013 в 17:12 часов. Победителем признана Автономная некоммерческая организация "Институт предпринимательства и торговли Калининградской ТИП".
28.01.2013 Министерством заключен контракт N 4/2013 с победителем.
Однако, условиями запроса котировок, предусмотрено, победитель должен начать оказание услуг с 17.01.2013, то есть до того как подведены итоги рассмотрения заявок.
С учетом временных ограничений предусмотренных частью 7.1 статьи 47 Закона N 94-ФЗ, размещение заказа не могло быть завершено, и государственный контракт не мог быть заключен ранее 28 января 2013 года.
Из пояснений АНО "Институт предпринимательства и торговли Калининградской ТИП" следует, что он приступил к исполнению контракта 17.01.2013, то есть до окончания рассмотрения поступивших котировочных заявок.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, в целях выполнения обязательств по контракту от 28.01.2013 N 4/2013 АНО "Институт предпринимательства и торговли Калининградской ТПП" привлечены ООО "Балтийское морское агентство" и ООО "БТС" для оказания транспортных услуг по доставке делегации Калининградской области и выполнения услуг по перевозке грузов (договоры от 18.01.2013).
Данные лица в своих пояснениях указали, что 18.01.2013 приступили к выполнению своих обязательств по договорам предварительной договоренности до опубликования Министерством протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.
Вместе с тем, имеющиеся в деле транспортные документы и декларации на товары (том 2 л.д. 81-124) свидетельствуют о том, что таможенное оформление и вывоз товаров произведены в период с 13 по 16.01.2013 г., т.е. за несколько дней до подведения итогов торгов, что свидетельствует о том, что торги были проведены формально, в целях легализации произведенных платежей из бюджета.
Изложенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что остальные участники размещения заказа не могли реализовать требование, установленное пунктом 4 статьи 44 Закона N 94-ФЗ, то есть, выразить согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, поскольку эти условия выполнимы только для участника размещения заказа, имеющего доступ к информации (исходных данных по техническому заданию для оказания услуг).
Доводы Министерства о возможности применения в данном случае, положений части 1 статьи 425 ГК РФ к отношениям, связанным с размещением государственного заказа правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку оказание услуг по контракту до завершения процедуры размещения заказа противоречит принципам развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности расширения возможности для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, предотвращения коррупции, предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона N 94-ФЗ
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Оценив, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заказчик своими действиями заведомо ограничил круг участников размещения заказа, поскольку, размещение заказа не могло быть завершено, и государственный контракт не мог быть заключен ранее 28 января 2013 года (часть 7.1 статьи 47 Закона N 94-ФЗ).
Соблюдение положений и целей законодательства о размещении заказов является обязательным для всех участников регулируемых правоотношений, в связи с чем избранный Министерством порядок проведения процедуры рассмотрения заявок, противоречащий нормативным положениям части 1 статьи 1 Закона N 94-ФЗ, правомерно оценен Управлением и судом первой инстанции как нарушающий положения законодательства Российской Федерации о защите конкуренции и создающий условия для ее ограничения.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации и отмены или изменения принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.02.2014 по делу N А21-8986/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8986/2013