г. Челябинск |
|
30 мая 2014 г. |
Дело N А07-19752/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Баканова В.В., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.02.2014 по делу N А07-19752/2013 (судья Боброва С.А.).
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" - Федорова Л.С. (доверенность N 119/1-160 от 18.04.2014).
07.11.2013 общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - заявитель, общество, ООО "БашРТС") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору (далее - комитет, административный орган, заинтересованное лицо) от 16.10.2013 по делу N 13-4073-163-001 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) и взыскания штрафа 7 000 руб.
Ответственность применена за нарушение нормативных сроков отключения горячей воды в связи с проведением ремонтов теплосетей.
ООО "БашРТС" к административной ответственности привлечено незаконно, т.к. не является организацией ответственной за содержание жилого дома N 7/2 по ул. Вострецова, г. Уфа, в отношение жильцов которого проводилась проверка, не является исполнителем, предоставляющим потребителю коммунальные услуги, следовательно, не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
График испытаний, капитального и текущего ремонтов тепломагистралей на 2013 год был согласован Администрацией ГО г.Уфа РБ и теплоснабжающими организациями. Проведение гидравлических испытаний не относится к ремонту трубопроводов, ремонтные работы без учета испытаний проводились менее 14 дней, т.е. нормативные сроки не нарушены (т.1, л.д.9-12).
Комитет возражает против заявленных требований, постановление законно, поскольку в действиях общества имеются все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.23 КоАП РФ (т.1, л.д.80-83).
Определением суда первой инстанции от 27.01.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Муниципальное унитарное предприятие "Уфимские инженерные сети", открытое акционерное общество "УЖХ Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан" (далее - третьи лица, МУП "УИС", ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфы РБ").
МУП "УИС" в отзыве пояснило, что из-за отсутствия подачи теплоносителя в ЦТП-212 МУП "УИС" не имело возможности приготовить горячую воду и поставить ее потребителям. При этом срок проведения ремонтных работ составляет 14 дней, однако срок отключения горячего водоснабжения, связанного с гидравлическими испытаниями, нормативно-правовыми актами не установлен.
ОАО "УЖХ Калининского района ГО г.Уфа РБ" отзыв по делу не представило.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.02.2014 заявленные требования удовлетворены.
Суд пришел к выводу, что ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в данном случае должна нести управляющая организация, как исполнитель коммунальных услуг. ООО "БашРТС" является энергоснабжающей организацией, поставки тепла населению не оказывает, следовательно, не является субъектом ответственности по статье 7.23 КоАП РФ (т.1, л.д.134-143).
11.04.2014 от комитета поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
Орган местного самоуправления согласовывает только вывод в ремонт тепловой сети, a не сроки проведения комплекса ремонтных работ. Следовательно, ООО "БашРТС" обязано при проведении комплекса ремонтных работ соблюдать сроки установленные в соответствие с п.3.1.11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.1.4.2496-09) и Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354.
Вывод суда о том, что общество не является исполнителем предоставляющим потребителю коммунальные услуги и не обязан обеспечивать получение гражданами-потребителями коммунальных услуг в необходимых объемах и режимах, является не состоятельным, так как в силу п.21 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 договоры горячего водоснабжения, теплоснабжения, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Ремонт теплопроводов, находящихся на балансе ООО "БашРТС" явился причиной не полного получения потребителями коммунальной услуги "горячее водоснабжение" надлежащего качества (т.2, л.д.3-8).
ООО "БашРТС" возражает против апелляционной жалобы, проведение ремонтных работ и испытаний предусмотрено графиком, утвержденным администрацией города. Указанные в нем сроки не нарушены, нет законных оснований для включения в период ремонтных работ проведение испытаний теплосети, суммировать эти периоды, делая вывод о нарушении сроков проведения ремонтных работ.
Третье лицо - ОАО" УЖХ Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан" поддержало апелляционную жалобу - являясь для жилого дома исполнителем коммунальных услуг, оно полностью зависит от сроков проведения работ ООО "БашРТС", поэтому вина УЖК в просрочках отсутствует.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание их представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного - процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав заявителя, установил следующее.
ООО "БашРТС" зарегистрировано в качестве юридического лица, свидетельством от 02.12.2005, занимается подачей тепловой энергии по договору с МУП "УИС", которая является снабжающей организацией для данного дома, согласно утвержденного администрацией графика занимается ремонтом трубопроводов, подающим горячую воду, в связи, с чем временно прекращается подача горячей воды (т.1, л.д. 30).
Администрацией г. Уфы с заявителем согласован график испытаний, капитального и текущего ремонтов тепломагистралей, включающий проведение ремонтных работ и последующих испытаний трубопроводов (т.1 л.д.15-16), где ООО "БашРТС" является исполнителем работ.
В связи с жалобами жильцов дома N 7/2 по ул. Вострецова г. Уфы комитетом была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения сроков перерывов подачи горячей воды в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения, установлен, что перерыв для данного дома превысил 14 суток, о чем составлен акт от 21.08.2013 N 13-4073-163 (т.1 л.д.42-43, 45-47).
Вынесено определение от 21.08.2013 о возбуждении в отношении ОАО "УЖХ Калининского района ГО г.Уфа РБ" дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (т.1, л.д.45-47, 53-54).
17.09.2013 составлен протокол об административном правонарушении N 13-4073-163-001 в отношении ООО "БашРТС", при составлении присутствовал представитель организации (т.1, л.д. 59-60).
16.10.2013 вынесено постановление N 13-4073-163-001 о привлечении ООО "БашРТС" к административной ответственности по ст.7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 7 000 руб. (т.1, л.д.17).
По мнению подателя апелляционной жалобы - административного органа, ООО "БашРТС" является субъектом настоящего правонарушения.
Суд пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Так в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Пунктом 2 Правил N 354 предусмотрено, что потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.
Исполнитель коммунальных услуг - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пунктам 149, 150 Правил N 354 за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Таким образом, субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ может являться лишь лицо, признаваемое в соответствии с ЖК РФ и Правилами N 354 исполнителем коммунальных услуг.
ООО "БашРТС" в спорный период договоров на поставку горячего водоснабжения непосредственно с жителями и собственниками жилых помещений в доме N 7/2 по ул. Вострецова г.Уфы не заключало.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в данном случае не может нести лицо, которое не является исполнителем коммунальных услуг.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении к ответственности, влекущих признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении, административным органом не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.02.2014 по делу N А07-19752/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-19752/2013