г. Самара |
|
03 июня 2014 г. |
Дело N А49-8667/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 июня 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Туркина К.К. и Шадриной О.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Стафиловым Д.В., от лиц, участвующих в деле, представители не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 3 апелляционную жалобу жилищного кооператива "Амгунь" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 06.03.2014 по делу N А49-8667/2013 (судья Новикова С.А.) по иску муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение города Пензы", г. Пенза (ОГРН 1075836002450, ИНН 5836013530) к жилищному кооперативу "Амгунь", г. Пенза, (ОГРН 1025801223975, ИНН 5835015567), третье лицо: Управление по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области, г. Пенза, о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное предприятие "Теплоснабжение города Пензы" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к жилищному кооперативу "Амгунь" (далее - ответчик) о взыскании 52071 руб. 91 коп. задолженности за потребленную в период с марта по май 2013 г. горячую воду в соответствии с договором на снабжение тепловой энергией в горячей воде N 511 от 28.09.2000 (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 06.03.2014 иск удовлетворен.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, в иске отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована применением истцом завышенного тарифа при расчете задолженности.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом, что в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дает право суду рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 28.09.2000 между ОАО "Пензаэнерго" и ЖСК "Амгунь" (ЖК "Амгунь") заключен договор энергоснабжения N 511, по условиям которого Энергоснабжающая организация обязуется через присоединенную сеть подавать тепловую энергию в горячей воде "Абоненту" на объемы потребления, а "Абонент" обязуется принимать и оплачивать потребленную тепловую энергию и теплоноситель в объемах, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В соответствии с пунктом 4.1 договора энергоснабжения расчеты с "Абонентом" за отпущенную тепловую энергию и теплоноситель производятся по тарифам, утвержденным Решениями областной энергетической комиссии и калькуляциям энергоснабжающих организаций, указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, "Правилами пользования тепловой энергией", "Правилами учета отпуска тепловой энергии", "Инструкцией о порядке расчетов за электрическую и тепловую энергию".
Согласно пункта 4.5 договора энергоснабжения окончательный расчет за потребленную теплоэнергию Абонент обязался производить до 10 числа каждого месяца, следующего за расчетным.
Договор заключен на срок с 01.09.2000 по 31.12.2001 и считается продленным на следующий календарный год, если за месяц до истечения срока его действия не последует заявление одной из сторон об отказе от настоящего договора или пересмотре его условий (п. 9.1 договора).
В связи с реорганизацией ОАО "Пензаэнерго" путем выделения открытых акционерных обществ, права и обязанности по договору на снабжение тепловой энергией в горячей воде N 511 от 28.09.2000 г. перешли к открытому акционерному обществу "Пензенская генерирующая компания", которое в дальнейшем было реорганизовано в форме присоединения к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 6".
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В связи с изменением договорной схемы теплоснабжения г. Пензы, 31.08.2007 между энергоснабжающей организацией - ОАО "ТГК-6" (правопреемник ОАО "Пензенская генерирующая компания"), МКП "Теплоснабжение г.Пензы" и ЖК "Амгунь" заключено соглашение о замене стороны в договоре, согласно которому с 01.10.2007 все права и обязанности энергоснабжающей организации - ОАО "ТГК-6" перешли к МКП "Теплоснабжение г. Пензы".
Из материалов дела следует, что в период с марта по май 2013 года истец поставил ответчику тепловую энергию, горячую воду и выставил для оплаты счета-фактуры: N 511-03-108 от 31.03.2013 года на сумму 136 081 руб. 18 коп., N511-04-109 от 30.04.2013 на сумму 84 763 руб. 91 коп. и N511-05-46 от 31.05.2013 года на сумму 27 461 руб. 58 коп.
Стоимость горячей воды, поставленной в марте, апреле и в первые десять дней мая 2013 года, определена истцом с учетом тарифа, установленного Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 28.11.2012 года N 145.
В соответствии с пунктом 22 Приказа N 145 тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду (с НДС) 15,88 руб. за 1 куб. м. и компонента на тепловую энергию (с НДС) 1106,76 руб. за 1 Гкал.
Стоимость горячей воды, поставленной с 11.05.2013 года по 31.05.2013 года, определена истцом с учетом тарифа, установленного Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 26.04.2013 года N 23, согласно которому тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения установлен в размере 88 руб. 77 коп. (с НДС) за 1 куб. м.
Ответчиком счета-фактуры оплачены частично: N 511-03-108 от 31.03.2013 года неоплаченная часть составляет 17 598 руб. 16 коп., N511-04-109 от 30.04.2013 г. неоплаченная часть составляет 11 577 руб. 60 коп. и N511-05-46 от 31.05.2013 года неоплаченная часть составляет 22 896 руб. 15 коп.,
Сумма задолженности составила 52 071 руб. 91 коп.
Объем потребленной теплоэнергии ответчиком не оспорен.
Доводы ответчика о том, что стоимость данного коммунального ресурса должна быть определена с применением тарифов, установленных приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 26.04.2013 года N 23 обоснованно отклонены судом первой инстанции, исходя из следующего.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ).
На основании п. 16 Постановления Правительства "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" от 14.02.2012 года N 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, данными Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В соответствии с п. 22 Правил N 124 стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Согласно ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" применяемого во взаимосвязи с пунктом 5 ФЗ от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", органы регулирования муниципальных образований, на основании соответствующих решений Региональной службы по тарифам, регулируют тарифы и услуги коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения.
Во исполнение Закона N 210-ФЗ, Правительством РФ принято Постановление N 520 от 14.07.2008 года, которым утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
В соответствии с п. 2 Основ установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.
Согласно п/п. 2 п. 6 Основ к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на горячую воду.
Установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования в соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, предусмотренными Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (п. 14 Основ).
В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра.
Тариф установлен приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 28.11.2012 N 145.
Стоимость поставленного коммунального ресурса определена с учетом единиц измерения, установленных приказом от 28.11.2012 N 145.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
В силу пункта 20 статьи 2 Закона N 210-ФЗ предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
Статьей 14 Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ установлен досрочный пересмотр тарифов и надбавок, в том числе в случае изменения установленных или установления предельных индексов (п. 9 ч. 1).
В случае изменения предельных индексов должны быть пересмотрены тарифы на коммунальный ресурс и принят соответствующий нормативный акт.
В отсутствие нормативного акта о досрочном пересмотре тарифа по указанной причине утверждение Управления по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области о росте платы за коммунальные услуги выше предельных максимальных уровней тарифов, основанное на анализе трех счетов-фактур в рамках настоящего дела, носит характер предположения.
Согласно Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила), организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов (п.8 Правил); органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации до принятия закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливают регулируемые тарифы (п.4 Правил); тарифы вводятся в действие с начала очередного года (п.6 Правил); решение об установлении тарифов обратной силы не имеет (п.25 Правил).
Из буквального толкования положений Закона N 210-ФЗ от 14.07.2008 года и Правил следует, что под досрочным пересмотром тарифа следует понимать установление нового тарифа до истечения срока действия прежнего тарифа, а не обратную силу действия нового тарифа.
В случае изменения тарифов (цен, размеров платы) в результате вступления в силу соответствующих актов уполномоченных органов власти новые тарифы (цены, размер платы) применяется со дня вступления в силу соответствующего нормативно-правового акта.
Тариф на горячую воду для потребителей истца стоимостью 88,77 руб. (с НДС) за 1 куб.м. горячей воды установлен приказом Управления от 28.11.2011 N 121 и действовал с 01.09.2012 по 31.12.2012.
С 01.01.2013 для потребителей МКП "Теплоснабжение г.Пензы" установлен двухкомпонентный одноставочный тариф на горячую воду, состоящий из компонента на холодную воду из расчета платы за 1 куб.м. холодной воды и компонента на тепловую энергию из расчета платы за 1 Гкал. (Приказ N 145 от 28.11.2012 года).
26.04.2013 года Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области принят приказ N 23 "О внесении изменений в некоторые приказы Управления по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области", которым в Приказ N 145 от 28.11. 2012 года внесены изменения, согласно которым в дополнение к ранее принятым двухкомпонентным тарифам на горячую воду установлен так же тариф на горячую воду исходя из стоимости 1 куб.м.
Согласно п. 1, 2 и 4 Постановления Правительства Пензенской области от 15.12.2004 года N 1013-пП "О порядке опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области" нормативные акты исполнительных органов государственной власти Пензенской области подлежат официальному опубликованию.
Официальным опубликованием акта считается первая публикация его полного текста в газете "Пензенские губернские ведомости" либо в газете "Издательский дом "Пензенская правда".
Акты исполнительных органов государственной власти Пензенской области вступают в силу одновременно на всей территории Пензенской области по истечении десяти дней после их первого официального опубликования.
Приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области N 23 от 26.04.2013 года опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" 30.04.2013 года.
В соответствии с пунктом 8 Приказа N 23 от 26.04.2013 года, данный приказ вступает в силу с 11.05.2013 года, что соответствует положениям Постановления Правительства Пензенской области от 15.12.2004 года N 1013-пП.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что тариф на горячую воду исходя из стоимости 1 куб.м. должен применяться с 11.05.2013 года, в связи с чем истцом определена стоимость поставленных энергоресурсов в порядке действующего нормативного регулирования.
Приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 28.11.2012 N 145 в спорном периоде не отменен, в судебном порядке не признан недействующим.
Принимая во внимание, что задолженность в размере 52 071 руб. 91 коп. подтверждена материалами дела, доказательств погашения данной задолженности ответчиком в материалы дела не представлено, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 309, 310 539, 544, 548 Гражданского кодекса РФ, правомерно взыскал с ответчика указанную задолженность.
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 06.03.2014 по делу N А49-8667/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Кузнецов |
Судьи |
К.К. Туркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-8667/2013