г. Челябинск |
|
30 мая 2014 г. |
Дело N А07-20731/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптовый продовольственный рынок "Затонский" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.03.2014 по делу N А07-20731/2013 (судья Давлетова И.Р.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Оптовый продовольственный рынок "Затонский" - Чкалова Г.Б. (доверенность от 11.11.2013, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "Оптовый продовольственный рынок "Затонский" (далее - ООО Рынок "Затонский", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 30.08.2013 N 01/283/2013-179, 183, 188 об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости в части отказа в регистрации права на объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами 02:55:050229:74:4, 02:55:050229:74:3, и обязании Управления Росреестра зарегистрировать право собственности на указанные объекты (требования изложены с учетом приятых судом уточнений - л.д.116-117).
Решением от 25.03.2014 (резолютивная часть объявлена 18.03.2014) в удовлетворении требований заявителя отказано (л.д. 133-138).
В апелляционной жалобе ООО Рынок "Затонский" (далее так же апеллянт, податель жалобы) ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела (л.д.112-114).
Вывод суда о наличии оснований для отказа в регистрации права собственности в силу отсутствия в разрешении на строительство сведений о земельном участке, на котором расположены объекты незавершенного строительства, апеллянт полагает не основанными на нормах законодательства, регламентирующего форму и содержание такого документа. Ссылаясь на Инструкцию о порядке заполнения формы разрешения на строительство, утвержденную приказом Минрегиона РФ от 19.10.2006 N 120, апеллянт указывает на отсутствие таких требований в названном документе. Полагает, что разрешение на строительство не может содержать информацию, необходимую для проведения государственной регистрации, т.к. является документом лишь подтверждающим соответствие требований, предъявляемых к строительству определенного объекта. Указывает, что предъявленное на регистрацию разрешение на строительство соответствует всем требованиям, действующего законодательства.
Вывод суда о том, что из представленных на регистрацию документов невозможно установить на строительство каких объектов выдавалось разрешение, сделан судом без учета порядка присвоения литеров объектам недвижимого имущества. Суд не учел, что литера не является ни уникальной характеристикой объекта недвижимости, ни дополнительными сведениями о нем. Как полагает апеллянт, факт того, что техническая документация была разработана и разрешение выдавалось на строительство блока Г, состоящего из литеров Г4.1; Г4.2; Г4.3 (каждое из которых технологически разделено на 6 литеров), не может свидетельствовать о том, что объектам незавершенного строительства органами технической инвентаризации не могут быть присвоены литеры Б и В.
Полагает, что судом первой инстанции в нарушение требований ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации в решении не приведены нормы права и мотивы, на которых основано решение.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Управление Росреестра явку своих представителей не обеспечило.
С учётом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов настоящего дела, 19.07.2013 ООО Рынок "Затонский" обратилось в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права собственности на объекты незавершенного строительства, расположенные по адресу: РБ, г.Уфа, Ленинский район, у автодороги "Уфа - пос. 8 Марта".
По заявлениям N 02-04-01/283/2013-179, N 02-04-01/283/2013-188, N 02-04-01/283/2013-183 к регистрации представлены документы на объекты незавершенного строительства: с кадастровым номером 02:55:050229:74:4, литер В, площадью застройки 2684,5 кв.м. (л.д. 29-43); с кадастровым номером 02:55:050229:74:3, литер Б, площадью застройки 2333,6 кв.м. (л.д. 71-75); с кадастровым номером 02:55:050229:74:1, литер А, площадью застройки 4838,0 кв.м. (л.д. 83-87).
В составе документов на регистрацию представлены, в том числе: договор аренды земельного участка от 15.11.2007 N 1272-07, разрешение на строительство от 28.10.2009 N 1Ш 03308000-560-П, и кадастровые паспорта объектов незавершенного строительства от 15.06.2010, от 01.06.2010, от 08.07.2010.
Уведомлением от 02.08.2013 Управление Росреестра сообщило Обществу о приостановлении государственной регистрации, уведомив так же о направлении в адрес Отдела градостроительного контроля и выдачи разрешений на строительство Администрации городского округа г. Уфа межведомственного запроса (л.д. 88-90).
Письмом от 02.08.2013 Управление Росреестра предложило Отделу градостроительного контроля и выдачи разрешений на строительство представить сведения о том, входят ли заявленные к регистрации объекты, общей площадью 9856,1 кв.м. в состав объекта, на который было выдано разрешение на строительство (л.д. 56-57).
30.08.2013 Управлением Росреестра принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на указанные объекты, о чем Обществу направлено Сообщение от 30.08.2013 N 01/283/2013-179, 183, 188 (л.д.67-69). Основанием отказа поименованы нормы абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В качестве причин отказа Управление Росреестра указало на истечение срока аренды земельного участка и срока действия представленного на государственную регистрацию разрешения на строительство. Кроме того, Управление Росреестра указало на отсутствие в разрешении на строительство от 28.10.2009 N RU 03308000-560-П сведений, необходимых для проведения государственной регистрации, а именно сведений о земельном участке, на котором расположены объекты незавершенного строительства, назначение объектов, площадь их застройки, в силу чего невозможно идентифицировать заявленные к регистрации объекты недвижимости.
Не согласившись с принятым Управлением Росреестра решением, общество "Рынок "Затонский" обратилось в суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на отсутствие оснований для отказа в регистрации права собственности на объекты незавершенного строительства по мотиву истечения срока действия договора аренды земельного участка от 15.11.2007 N 1272-07 и срока действия разрешения на строительство от 28.10.2009 N RU 03308000-560-П, поскольку на момент строительства данные документы являлись действующими. Вместе с тем, суд первой инстанции согласился с выводом Управления Росреестра об отсутствии в разрешении на строительство информации, необходимой для проведения государственной регистрации и позволяющей идентифицировать предъявленные к регистрации объекты недвижимости с теми объектами, на возведение которых выдавалось разрешение на строительство.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ).
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (статьи 197-200 АПК РФ, пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ, Закон о государственной регистрации прав) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс РФ, ГК РФ).
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем (пункт 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации прав).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации прав).
Право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения (пункт 2 статьи 25 Закона N 122-ФЗ).
Согласно статье 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 1).
Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 16).
Состав сведений, подлежащих отражению в разрешении на строительство, регламентирован приказом Минрегиона РФ от 19.10.2006 N 120 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство".
Согласно названному документу в строке "Объект капитального строительства (наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, краткие проектные характеристики)" указываются:
- наименование объекта капитального строительства, в соответствии с утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документацией;
- краткие проектные характеристики:
общая площадь объекта капитального строительства;
площадь земельного участка;
количество этажей и/или высота здания, строения, сооружения;
строительный объем, в том числе подземной части;
количество мест, вместимость, мощность, производительность;
количество очередей (пусковых комплексов) объекта капитального строительства.
Анализ названного акта позволяет установить его направленность на обеспечение возможности индивидуализации планируемого к возведению объекта исходя из информации, содержащейся в выдаваемом застройщику разрешении на строительство.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (пункт 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ).
В государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом N 122-ФЗ для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что истечение срока действия договора аренды земельного участка и разрешения на строительство, не являются препятствием для государственной регистрации права собственности на возведенные в период действия такого договора и разрешения объекты незавершенного строительства.
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применение правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", разъяснено, что положение пункта 4 статьи 25 Закона N 122-ФЗ о том, что право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании, помимо прочего, документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, не препятствует государственной регистрации права собственности на созданный в период действия договора аренды объект незавершенного строительства, если к моменту подачи заявления о государственной регистрации срок аренды истек.
Вместе с тем в соответствии с положением абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Кроме того, согласно норме абзаца 12 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано так же в случае, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о том, что предъявленные Обществом на регистрацию документы, в том числе разрешение на строительство от 28.10.2009 N RU 03308000-560-П и кадастровые паспорта объектов незавершенного строительства, не содержат информации необходимой для проведения государственной регистрации.
Представленные документы не позволяют соотнести объекты, на возведение которых обществом Рынок "Затонский" было получено разрешение на строительство, с объектами, предъявленными к регистрации.
Судебная коллегия усматривает, что сделанный органом государственной регистрации вывод не является формальным.
В силу статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество. Основной целью и задачей Управления Росреестра является регистрация возникших в установленном законом порядке вещных прав.
Из материалов дела следует, что возведенные Обществом объекты незавершенного строительства поставлены на государственный кадастровый учет.
Государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Из представленных кадастровых паспортов усматривается, что на кадастровый учет поставлены объекты литер А площадью застройки 4838,0 кв.м., литер Б, площадью застройки 2333,6 кв.м., литер В, площадью застройки 2684,5 кв.м., общая площадь застройки составляет 9856,1 кв.м.
Вместе с тем, разрешение от 28.10.2009 N RU 03308000-560-П выдано Обществу на строительство объектов, обозначенных литерами Г4.1.1, Г4.1.2, Г4.2.1, Г4.2.2, Г4.3.1, Г4.3.2 общей площадью застройки 6790,4 кв.м. (л.д. 59-60).
Доводы апеллянта о том, что литера не является уникальной характеристикой объекта недвижимости, либо дополнительными сведениями о нем, а так же довод о возможности присвоения органами технической инвентаризации объектам незавершенного строительства любых литер, в том числе Б и В, подлежат отклонению.
Из сопоставления представленных в материалы дела идентификационных сведений об объекте капитального строительства усматривается, что объект "Торгово-развлекательный комплекс у автодороги "Уфа - пос. 8 Марта" (л.д. 118-119) запланировано возвести в составе:
- блока А, общей площадью застройки 16589,9 кв.м., в том числе: первая очередь строительства - 10679 кв.м., вторая очередь строительства - 5910 кв.м.;
- блока Б площадью застройки 2288 кв.м.,
- блока В площадью застройки 1508 кв.м.,
- блока Г площадью застройки 6833 кв.м.
Блок Г согласно представленным идентификационным сведениям, представляет склады-боксы одноэтажные (л.д.118-119).
Содержащееся в протоколе N 3 заседания Градостроительного совета от 20.02.2009 краткое описание объекта и его основных показателей позволяет установить, что проектируемый объект представляет собой ряд блоков с четко разделенной функцией помещений, при этом блок А - розничная торговля и офисные, блок Б - административные и складские, блок В - гостиничные и развлекательные, блок Г - оптовая торговля (л.д.120-121).
Сделать вывод о том, на какие из фактически возведенных объектов обществом Рынок "Затонский" было получено разрешение на строительство, исходя из представленных на государственную регистрацию документов, не представляется возможным, поскольку проектная документация, позволяющая соотнести полученное Обществом разрешение на строительство и возведенные фактически объекты незавершенного строительства, представлена на государственную регистрацию не была.
Проектная документация не входит в состав документов, подлежащих представлению на основании межведомственного запроса.
При этом довод апеллянта о наличии у органа государственной регистрации обязанности приостановить государственную регистрацию в целях истребования от заявителя такой документации несостоятелен, поскольку в силу пункт 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом не допускается.
То обстоятельство, что Общество уточнило первоначально заявленные в суд требования, указав на обжалование принятого органом государственной регистрации решения лишь в части отказа в регистрации объектов, поименованных литерами Б и В не изменяет обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности принятого Управлением Росреестра решения об отказе, исходя из того пакета документов, который был представлен Обществом на регистрацию.
Учитывая, что документы, представленные обществом Рынок "Затонский" на государственную регистрацию прав, свидетельствовали об отсутствии информации, необходимой для государственной регистрации прав, которая не могла быть получена регистрирующим органом путем направления межведомственного запроса, решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации соответствует требованиям абз. 4, 10, 12 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
При названных обстоятельствах решение по настоящему делу отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество "Рынок "Затонский" (податель жалобы).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.03.2014 по делу N А07-20731/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптовый продовольственный рынок "Затонский" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-20731/2013