г. Воронеж |
|
20 мая 2014 г. |
Дело N А35-9597/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.05.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.05.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Туристская гостиница "Курск": Хохлов А.Г. по доверенности б/н от 28.08.2013 г.
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 20.03.2014 по делу N А35-9597/2013 (судья Матвеева О.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Туристская гостиница "Курск" (ОГРН 1024600948712) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Курской области (ОГРН 1044637028303) об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Туристская гостиница "Курск" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 23.10.2013 N 176/6 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 70 000 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 20.03.2014 заявленные требования удовлетворены. Принимая решение, суд указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО "Туристическая гостиница "Курск" было обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Управление Роспотребнадзора по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что в процессе деятельности ООО "Туристская гостиница "Курск" образуются отходы производства и потребления, которые приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В связи с этим, Общество как собственник отходов, обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, Общество относится к категории природопользователей, негативно воздействующих на окружающую среду путём неорганизованного сброса ливневых сточных вод на рельеф местности, что также свидетельствует о наличии объективной стороны вменённого правонарушения.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель Управления не явился, о слушании дела извещён надлежащим образом, просит о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ООО "Туристская гостиница "Курск" требования апелляционной жалобы не признал, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителя Управления Роспотребнадзора по Курской области, извещённого о слушании дела надлежащим образом, в порядке ст.ст. 156 и 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Туристская гостиница "Курск", расположено по адресу: 305000, Курская область, Курский район, г. Курск, ул. Ленина, д. 24, 22.09.1999 зарегистрировано в качестве юридического лица, ОГРН 1024600948712, ИНН 4632010755.
Согласно Уставу общества, основным видом деятельности заявителя является турооператорская, турагентская деятельность и деятельность гостиниц с ресторанами.
С 02.09.2013 по 27.09.2013 в соответствии с приказом исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области от 26.08.2013 N 176, проведена плановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Туристская гостиница "Курск" с целью осуществления надзора за соблюдением требований в сфере охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления и охраны атмосферного воздуха согласно плану контрольно-надзорной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области на 2013 год, утвержденному приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области от 30.10.2012 N 57.
12.09.2013 заместителем начальника отдела экологического надзора, государственной экологической экспертизы и нормирования, старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Курской области Шумаковой В.Д. составлен протокол N 176 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
В ходе проведения проверки, согласно акту проверки от 25.09.2013 N 176, проверяющими были установлены нарушения, в том числе:
- своевременно не производится плата за негативное воздействие на окружающую среду, за размещение отходов и сброс неорганизованным стоком на рельеф местности, что является нарушением ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 23 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Старшим государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области 15.10.2013, в отсутствии надлежащим образом уведомленного представителя заявителя, был составлен протокол N 176/6 об административном правонарушении по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Туристская гостиница "Курск".
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, старший государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области Шумакова В.Д., в отсутствие надлежащим образом уведомленного представителя заявителя, постановлением от 23.10.2013 N 176/6 привлекла общество с ограниченной ответственностью "Туристская гостиница "Курск" по факту совершенного правонарушения к административной ответственности на основании статьи 8.41 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании постановления административного органа незаконным и его отмене.
Исследовав материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав и обсудив пояснения представителя Общества, апелляционный суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Применив правовые нормы ст. 23. 29 КоАП РФ, Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, арбитражный суд области сделал правильный и мотивированный вывод о том, что протокол об административном правонарушении от 15.10.2013 N 176/6 составлен и постановление о назначении административного наказания от 23.10.2013 N 176/6 принято в пределах компетенции старшего государственного инспектора, заместителя начальника отдела экологического надзора, государственной экологической экспертизы и нормирования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области Шумаковой В.Д.
Статьёй 8.41 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных и юридических лиц за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст.16 названного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ст.23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия установлен Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632.
По мнению административного органа, нарушение ООО "Туристическая гостиница "Курск" вышеприведённых правовых норм выразилось в том, что Обществом своевременно не производится плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов и сброс неорганизованным стоком на рельеф местности.
Оценивая доказанность административным органом обязанности Общества вносить плату за размещение отходов, апелляционная коллегия учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно ст. 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Между тем, ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления не следует, что ООО "Туристская гостиница "Курск" занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ.
Подпунктом "б" пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 30.12.2008 N309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введена редакция статьи 1 Закона об отходах, согласно которой под обращением с отходами следует понимать следующие виды деятельности: деятельность по сбору отходов, накоплению отходов, использованию отходов, обезвреживанию отходов, транспортированию отходов, деятельность по размещению отходов. Таким образом, из состава видов деятельности по обращению с отходами исключена деятельность, в процессе которой образуются отходы, и включен новый вид деятельности - деятельность по накоплению отходов. К деятельности по обращению с отходами относятся только специализированные виды деятельности по осуществлению различных операций с отходами.
Изменения в законодательные акты вступили в силу с 30.06.2009, следовательно, с этой даты законодатель фактически вывел лиц, не занимающихся специализированной деятельностью по обращению с отходами, из состава лиц, обязанных вносить плату за размещение отходов.
Арбитражным судом установлено, что ООО "Туристская гостиница "Курск" не осуществляет накопление отходов, так как является объектом общего назначения и его деятельность связана с проживанием граждан. Доказательств наличия у заявителя полигона в материалы дела не представлено.
В силу ст. 13 Закона N 89-ФЗ, п. 1.2, п. 1.4. СанПиН 42-128-4690-88 в городе Курска применяется планово-регулярная централизованная система удаления отходов от объектов общественного назначения и жилых зданий. Планово-регулярная система предусматривает ежедневный или один раз в трое суток (зима/лето) сбор твердых бытовых отходов.
Между ООО "Туристская гостиница "Курск" и МУП "Спецавтобаза по уборке города Курска" заключен договор от 01.07.2013 N 469 на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов.
МУП "Спецавтобаза по уборке города Курска", забирая отходы от контейнеров на общественной площадке, осуществляет коммунальную услугу по вывозу отходов от общественной контейнерной площадки общим мусоровозным транспортом.
Апелляционная коллегия находит несостоятельным довод заявителя жалобы о том, что в рамках заключённого с МУП "Спецавтобаза по уборке города Курска" договора от 01.07.2013 N 469 Общество добровольно приняло на себя обязательства по внесению спорной платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку законодателем такая обязанность возложена именно на лицо, чья деятельность непосредственно связана с негативным воздействием на окружающую среду.
При этом апелляционная коллегия учитывает правовую позицию Конституционного суда РФ в Постановлении N 5-П от 05.03.2013, признавшей не соответствующими Конституции РФ ст.16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в той мере, в какой они допускают взимание публично-правового платежа со специализированных организаций за размещение в 2009 году отходов, не распространяя действие названного постановления на последующий период.
Что касается наличия (отсутствия) у общества обязанности по внесению платы за сброс ливневых сточных вод неорганизованным стоком, апелляционная коллегия отмечает следующее.
Со ссылкой на Методические указания арбитражный суд области пришел к верному выводу о том, что ООО "Туристическая гостиница "Курск" относится к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком, в материалах дела не содержится.
Сведения о том, что прилегающая к территории водосбора инфраструктура относится к промплощадкам, также отсутствуют.
Сам по себе сброс ливневых сточных вод неорганизованным стоком не свидетельствует об обязанности Общества вносить плату за сброс загрязняющих веществ на рельеф местности.
Таким образом, административным органом не доказано, что ООО "Туристская гостиница "Курск" является лицом, обязанным вносить плату за размещение отходов.
На основании изложенного, суд области правомерно удовлетворил требования ООО "Туристская гостиница "Курск" о признании незаконным и отмене постановления Управления от 23.10.2013 N 176/6 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ за отсутствием состава вмененного правонарушения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 20.03.2014 по делу N А35-9597/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275, части 5.1 статьи 211 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-9597/2013