г. Санкт-Петербург |
|
26 мая 2014 г. |
Дело N А56-80635/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л. П. Загараевой,
судей М. В. Будылевой, В. А. Семиглазова,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем А. И. Душечкиной,
при участии:
от истца (заявителя): Л. А. Устюжанин, доверенность от 24.03.2014;
от ответчика (должника): А. М. Трофимов, доверенность от 31.01.2014 N 03-16/13745;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8009/2014) Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2014 по делу N А56-80635/2013 (судья О. В. Пасько), принятое
по иску (заявлению) ООО "СТМ-траффик"
к Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу
о признании недействительными решения от 06.03.2013 N 1013 и требования от 11.10.2013 N 7742
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СТМ-траффик" (ОГРН 1057813292690, адрес 191014, Санкт-Петербург, Басков пер., д. 21, лит.А, пом. 3Н) (далее - ООО "СТМ-траффик", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу (адрес 190103, Санкт-Петербург, пр. Лермонтовский, д. 47, лит. А) (далее - налоговый орган, инспекция, МИФНС РФ N 10 по СПб, ответчик) о признании недействительными решения от 06.03.2013 N 1013 и требования от 11.10.2013 N 7742.
Решением суда первой инстанции от 10.02.2014 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе МИФНС РФ N 10 по СПб просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы подателя жалобы в обоснование своей позиции сводятся к тому, что представленные Обществом вместе с декларацией по НДС за 3 квартал 2011 товаросопроводительные документы не имеют отметок российского таможенного органа, подтверждающих вывоз товара; при ввозе товаров автомобильным транспортном с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой российского таможенного органа, подтверждающего ввоз товара на территорию Российской Федерации; ГТД, коносаменты и поручения на отгрузку экспортных грузов, представленные Обществом налоговому органу и в суд, нельзя отнести к иным документам, подтверждающим вывоз товаров за пределы территории РФ, так как это не предусмотрено НК РФ; в ГТД, коносаментах, поручениях на отгрузку, СМР отсутствуют необходимые реквизиты; согласно представленным Обществом документам, место погрузки и разгрузки грузов находятся на территории РФ; применение Обществом ставки 0 процентов по НДС в отношении услуг, оказанных в 3 квартале 2011 по договорам с ЗАО "Балтик-Меркур", ООО "Трансмарин", ООО "АЙБИЭС-Форвардинг", ООО "Дилекс", ООО "Консул", ООО "Финтранс ГЛ", ООО "Рэйлшип Лимитед", ЗАО "МСТ Шиппинг Сервис", не подтверждено установленными НК РФ документами и неправомерно, такие услуги подлежат налогообложению НДС по ставке 18%.
В дополнении к апелляционной жалобе Инспекция ссылается на то, что Общество не подтвердило свое право на применение ставки 0 процентов по НДС, поскольку Обществом в рамках настоящего дела не был представлен ряд необходимых документов, установленных подпунктом 3.1 пункта 3 статьи 165 НК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения акта камеральной проверки N 11-20/3476 от 23.01.2013 по налоговой декларации Общества по НДС за 3 квартал 2011 налоговым органом принято оспариваемое решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 06.03.2013 N 1013.
Указанным решением Общество было привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 62568,60 руб. по НДС, Обществу были начислены пени в размере 48718,31 руб. по НДС, предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 381780 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
На основании указанного решения налоговым органом было выставлено требование от 11.10.2013 N 7742.
Налоговый орган признал неправомерным применение налоговой ставки 0% в отношении транспортно-экспедиционных услуг, услуг по перевозке грузов, оказанных ЗАО "Балтик-Меркур", ООО "Трансмарин", ООО "АЙБИЭС-Форвардинг", ООО "Дилекс", ООО "Консул", ООО "Финтранс ГЛ", ООО "Рэйлшип Лимитед", ЗАО "МСТ Шиппинг Сервис", в 3 квартале 2011.
Как следует из материалов дела, между Обществом и указанными организациями были заключены договоры транспортной экспедиции, на перевозку грузов автомобильным транспортом, согласно которым Общество поручает, а данные организации принимают на себя обязательства организовать и осуществить от своего имени, но в интересах и за счет заказчика перевозку грузов (контейнеров) транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или заказчиком.
Из материалов дела следует, что Обществом были представлены в налоговый орган: договоры, акты, счета-фактуры, СМР, ТТН, платежные поручения, заявки. В материалах дела также имеются поручения на отгрузку, декларации на товары, коносаменты. Указанные документы являются надлежащими доказательствами в обоснование Обществом своей правовой позиции и не содержат дефектов, не позволяющих принять их в качестве таковых.
Из данных документов усматривается, что Общество в проверяемом налоговом периоде осуществляло транспортно-экспедиционную деятельность в отношении организации перевозки контейнеров с товарами, помещенными в пункте погрузки под таможенный режим экспорта, до морского порта; далее контейнеры после погрузки на морской транспорт следовали в пункт разгрузки, находящийся за пределами Российской Федерации.
ООО "СТМ-траффик" является участником взаимоотношений по прямому смешанному сообщению, осуществляемому при помощи нескольких видов транспорта.
Общество осуществляет транспортно-экспедиционную деятельность, непосредственно связанную лишь с частью международной перевозки - перевозкой контейнеров, находящихся в режиме экспорта, от грузополучателя до порта.
В соответствии со статьей 788 Гражданского кодекса Российской Федерации признаками прямого смешанного сообщения являются наличие единого транспортного документа и использование различных видов транспорта.
В своей деятельности Общество руководствуется Конвенцией КДПГ от 19.05.1956.
В силу статьи 9 Конвенции накладная, поскольку не доказано противного, служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза транспортером.
Товаросопроводительным документом, получаемым Обществом от непосредственного перевозчика контейнеров и подтверждающим факт совершения перевозки, является международная товаротранспортная накладная (CMR) с отметками таможни.
Таким образом, наличие у ООО "СТМ-траффик" CMR подтверждает факт оказания им транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, вступившим в силу с 01.01.2011 в новой редакции, налогообложение по нулевой ставке производится при реализации услуг по международной перевозке товаров.
Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения указанного подпункта распространяются и на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях названной статьи законодатель отнес к транспортно-экспедиционным услугам следующие виды услуг: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 02.08.2011 N 03-07-15/72 (которым должны руководствоваться налоговые органы в своей деятельности) указано, что в соответствии с положениями подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ нулевая ставка применяется также в отношении оказываемых российскими организациями и индивидуальными предпринимателями транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным пунктом, на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автомобильными средствами между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за пределами территории Российской Федерации. При этом договор транспортной экспедиции должен соответствовать положениям главы 41 "Транспортная экспедиция" Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", а услуги, включенные в указанный перечень, - Национальному стандарту ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования", утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 N 148-ст.
Согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами (часть 3 названной статьи).
Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме (статья 802 ГК РФ).
Таким образом, реализация указанных услуг подлежит налогообложению по ставке 0 процентов при одновременном выполнении следующих условий: договор соответствует требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", а услуги оказаны именно при организации международной перевозки.
Согласно пункту 3.1 статьи 165 НК РФ при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 названного Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг.
3) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), в том числе с учетом следующих особенностей.
При вывозе товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, морским или речным судном, судном смешанного (река - море) плавания в налоговые органы представляются:
копия поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки и отметкой "Погрузка разрешена" российского таможенного органа места убытия;
копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема товара к перевозке документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.
В случае, если погрузка товаров и их таможенное оформление при вывозе товаров морским судном или речным судном, судном смешанного (река - море) плавания осуществляются вне региона деятельности российского таможенного органа места убытия, в налоговые органы представляются:
копия поручения на отгрузку товаров с отметкой "Погрузка разрешена" российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров, а также с отметкой таможенного органа места убытия, подтверждающей вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации;
копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке товара документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.
В случае вывоза товаров с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Таможенного союза или ввоза товаров на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Таможенного союза морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с указанием места разгрузки или места погрузки (станции назначения или станции отправления), находящегося на территории другого государства - члена Таможенного союза.
Судом первой инстанции установлено, что Обществом в налоговый орган были представлены все необходимые документы, перечисленные в пункте 3.1 статьи 165 НК РФ, которые подтверждают вывоз товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза морским судном.
Из указанных документов следует, что товар, в отношении которого заявителем оказываются транспортно-экспедиционные услуги, экспортируется с территории Российской Федерации в иностранное государство.
Довод Инспекции о том, что в силу пункта 3.1 статьи 165 НК РФ при вывозе товаров автомобильным транспортом за пределы таможенной территории Таможенного союза в налоговые органы представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой российского таможенного органа, подтверждающей вывоз товара за пределы территории Российской Федерации, был правомерно отклонен судом первой инстанции, так как в данном случае вывоз товаров за пределы данной территории непосредственно автомобильным транспортом не производился.
На основании указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу об оказании Обществом именно транспортно-экспедиционных услуг по организации международных перевозок и о подтверждении их оказания необходимыми, указанными в пункте 3.1 статьи 165 НК РФ доказательствами, а потому применение Обществом нулевой ставки к поименованным в договорах услугам, которые по своему содержанию соответствуют положениям подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, законно и обоснованно.
Таким образом, оспариваемое решение и выставленное на его основании требование подлежат признанию недействительными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2014 по делу N А56-80635/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
В. А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-80635/2013