город Омск |
|
05 июня 2014 г. |
Дело N А75-78/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4043/2014) Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.03.2014 по делу N А75-78/2014 (судья Дроздов А.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
к Открытому акционерному обществу "Игримречтранс"
о взыскании финансовых санкций в размере 211 096 руб. 90 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Открытого акционерного общества "Игримречтранс" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к открытому акционерному обществу "Игримречтранс" (далее - Общество, ответчик) о взыскании 211 096 рублей 90 копеек за предоставление недостоверных индивидуальных сведений на застрахованных лиц за 4 квартал 2012 года в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Решением по делу арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных Пенсионным фондом требований в полном объёме.
При этом суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии в действиях ОАО "Игримречтранс" состава правонарушения, предусмотренного статьёй 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Федеральный закон N 27-ФЗ).
Не согласившись с принятым решением Пенсионный фонд обратился в Восьмой апелляционный арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По убеждению подателя жалобы, поскольку из-за ошибок логического контроля сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета не были приняты территориальным подразделением Пенсионного фонда, применение к сложившимся правоотношениям пункта 41 Инструкции, на которую имеется ссылка в вынесенном судебном акте неправомерно. Подателем жалобы также обращено внимание суда на неоднократность допущенного Обществом нарушения (во всех отчетных периодах сдачи сведений за 2012 г. Пенсионным фондом были сформированы отрицательные протоколы).
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения доводов апелляционной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Открытое акционерное общество "Игримречтранс" зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1028601580292.
Должностным лицом отдела персонифицированного учета Управления выявлен факт предоставления недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонального) учета за 4 квартал 2012 года, который зафиксирован в акте от 27.05.2013 N 157/25/2013 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный акт с уведомлением о времени, месте и дате рассмотрения материалов проверки был направлен страхователю.
По результатам рассмотрения материалов руководителем Управления вынесено решение от 10.07.2013 N 157/25-2013 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном учете), за предоставление недостоверных сведений в виде финансовой санкции в размере 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составило 211 096 рублей 90 копеек Решение направлено обществу почтовой связью.
Обществу выставлено требование от 05.08.2013 N 157/25-2013 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке в срок до 26.08.2013. Требование направлено Обществу по почте.
Неисполнение обществом требований об уплате финансовых санкций в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в суд с вышеназванными требованиями.
Решением от 11 марта 2014 года в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона N 167-ФЗ Федеральный закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (преамбула к закону).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ и абзацу 4 статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ Учреждение является страхователем. Федеральным законом N 27-ФЗ определена обязанность страхователей по предоставлению сведений о застрахованных лицах (пункт 1 статьи 8, статья 15). Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи обязаны ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом, представлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о каждом работающем у них застрахованном лице, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Во исполнение положений статьи 19 Федерального закона N 27-ФЗ Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах, в соответствии с которой территориальный орган фонда ежеквартально до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом, осуществляет приём от страхователей, производящих выплаты физическим лицам, индивидуальных сведений, производит в отношении каждого страхователя сверку представленных им сведений о суммах начисленных и уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за отчётный период с аналогичными данными, учтёнными в базе данных территориального органа фонда. По результатам сверки составляет и передаёт страхователю протокол к расчёту по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (подпункт "а" пункта 61).
В силу статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании должен установить, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверить правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Как установлено судом первой инстанции, основанием для признания представленных 14.02.2013 обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учёта недостоверными послужило наличие ошибок форматно-логического контроля.
Из материалов дела усматривается, что в течение трёх месяцев обществом дополнительно представлялись уточненные сведения, которые повторно в связи с обнаруживаемыми повторными ошибками не принимались органом Пенсионного фонда. Исправленные в полном объеме индивидуальные сведения представлены 23.05.2013.
Вместе с тем ни в акте от 27.05.2013 N 157/25/2013, ни в решении от 10.07.2013 N 157/25-2013 не нашли своего отражения действия заявителя по установлению выявленной недостоверности, в частности, в указанных документах отсутствует указание на то каким образом устанавливалась недостоверность представленных обществом 14.02.2013 сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Доказательств того, что представленные ответчиком сведения являются недостоверными, т.е. несоответствующими действительности, искажающими реальные обязательства Общества в области обязательного пенсионного страхования, суду не представлено.
В нарушение части 1 статьи 65, части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем доказательств проведения такой проверки ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции представлено не было.
В связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в акте обнаружения фактов свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.05.2013 N 157/25/2013 и в решении от 10.07.2013 N 157/25-2013 не изложены надлежащим образом обстоятельства совершения обществом правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений.
При этом в силу пункта 6 названной статьи в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
В нарушение приведенных правовых норм территориальный орган Пенсионного фонда РФ не отразил ни в акте от 27.05.2013 N 157/25/2013, ни в решении от 10.07.2013 N 157/25-2013 обстоятельства совершения обществом правонарушения (какие сведения и по каким конкретно лицам представлены неполно и недостоверно, в чем заключается недостоверность представленных сведений, не изложены обстоятельства, касающиеся установления противоправности действий общества и виновности его в совершении правонарушения, не указаны документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства правонарушения).
Как уже было указано выше, вывод о недостоверности представленных обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период - 4 квартал 2012 года, основан только на наличии ошибок форматно-логического контроля.
Статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ предусматривает право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержали недочеты, ошибки, впоследствии исправленные предпринимателем.
Между тем, как верно отмечено судом первой инстанции, за представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями, законом не предусмотрена ответственность. В таком случае ошибки подлежат исправлению в следующем порядке.
Согласно пункта 34 Инструкции N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пункт 41 этой Инструкции устанавливает, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Абзац 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за указанные нарушения или за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Доказательств того, что представленные обществом сведения являются недостоверными, т.е. несоответствующими действительности, искажающими реальные обязательства заинтересованного лица в области обязательного пенсионного страхования, материалы дела не содержат.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции был сделан правомерный вывод об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного статьёй 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в связи с чем оснований для удовлетворения требований заявителя у суда первой инстанции не имелось.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении заявленных Пенсионным фондом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учётом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы ГУ УПФ РФ в Октябрьском АО г. Омска в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате заявителем, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождён, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.03.2014 по делу N А75-78/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-78/2014