г. Санкт-Петербург |
|
04 июня 2014 г. |
Дело N А56-76527/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Есиповой О.И., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Осколков И.В. по доверенности от 10.01.2014
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7904/2014) Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 38 Федерального медико-биологического агентства" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2014 по делу N А56-76527/2013 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по иску (заявлению) Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 38 Федерального медико-биологического агентства"
к Отделу надзорной деятельности города Сосновый бор Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области
о признании незаконными и отмене постановлений
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 38 Федерального медико-биологического агентства" (ОГРН 1024701764042, адрес: 188544, Ленинградская область, г. Сосновый Бор, Больничный городок, 3/13; далее - учреждение, ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 38") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Отдела надзорной деятельности города Сосновый бор Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области (адрес: 188540, Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская, д.1; далее - Отдел, МЧС, административный орган) от 06.12.2013 N 163, 166.
Решением от 06.03.2014 арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, ФГУБЗ "Центральная медико-санитарная часть N 38" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы учреждение указывает на несоблюдение при проведении проверки норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). По мнению подателя жалобы, распоряжения о проведении проверок вынесено неуполномоченным лицом. Кроме того, учреждение ссылается на неправомерность применения СНиП 21-01-97* к зданиям 1976 и 1979 годов постройки.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы. МЧС, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие административного органа в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на основании распоряжений N 93, 94 (л.д. 64-65, 27-28) от 10.10.2013 заместителя начальника отдела надзорной деятельности г. Сосновый Бор УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области, 13.11.2013 проведены плановые выездные проверки объектов защиты, принадлежащих ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 38" и расположенных по адресу: г. Сосновый Бор, Больничный городок, д. 3/13: здания больницы (главный корпус) и кожно-венерологический диспансер.
По результатам проверок 13.11.2013 составлены акт проверки N 94 (л.д. 29-30) и N 93 (л.д. 66-74), в соответствии с которыми в ходе проверки выявлены нарушения норм пожарной безопасности.
В соответствии с актом проверки от 13.11.2013 N 94 в здании кожно-венерологического диспансера выявлены нарушения пункта 1 части 2 статьи 1, части 2, 4 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 6, части 1 статьи 56, пункта 1, 6 статьи 134 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N 123-ФЗ (далее - Закон N 123-ФЗ), пунктов 1.1, 4.3, 6.18*, 6.25*, 6.32*, 8.9 Строительные нормы и правила "Пожарная безопасность зданий и сооружений" СНиП 21-01-97* (далее - СНиП 21-01-97*), пунктов 24, 33, 35, 36, подпунктов "б", "в" пункта 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима):
1. Между поручнями ограждений лестничных маршей не предусмотрен зазор шириной в плане в свету не менее 75 мм;
2. Не проведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц;
3. Произведено изменение объемно-планировочных решений, а именно: в коридоре установлена перегородка с дверью, разделяющая помещения ФГБУЗ ЦМСЧ N 38 ФМБА России и помещения ФКУ ГБ МЭС ФМБА России;
4. В помещении сестры-хозяйки допущена эксплуатация светильника со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника;
5. В палате N 8 допущено использование розеткой с повреждениями;
6. В кабинете старшей сестры допущено использование розетками с повреждениями;
7. Допущено применение горючих материалов на путях эвакуации для покрытия пола, для отделки стен (2 этаж);
8. Допущено применение горючих материалов на путях эвакуации для отделки пола лестничных площадок, для отделки стен лестничных площадок, для покраски стен (лестничные клетки);
9. Не обеспечено оборудование дверей лестничных клеток 1 и 2 этажей приспособлениями для самозакрывания с уплотнениями в притворах (лестничные клетки);
10. Допущено размещение радиаторов отопления, выступающих из плоскости стены лестничной клетки на высоте менее 2,2 м от площадки лестницы (лестничные клетки);
11. Запор на двери эвакуационного выхода N 2 не обеспечивает возможность ее свободного открывания изнутри без ключа;
12. Допущено применение горючих материалов на путях эвакуации для покрытия пола, для отделки стен (1 этаж);
13. Допущено загромождение эвакуационного пути различными изделиями (мебелью) (1 этаж).
По результатам обнаружения выявленных нарушений, составлены протоколы от 27.11.2013 N 161, 162, 163 (л.д. 36-45) об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ соответственно.
Постановлением от 06.12.2013 N 163 (л.д. 6-10) учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В соответствии с актом проверки от 13.11.2013 N 93 в главном корпусе здания больницы выявлены нарушения пункта 1 части 2 статьи 1, части 2, 4 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 6, статьи 53, части 1 статьи 56, пункта 13, 16 статьи 88, части 2 статьи 90, статьи 107, статьи 133, пункта 6 статьи 134, пункта 2 статья 140 Закона N 123-ФЗ, пункт 1, 1.1, 1.4*, 1.7*, 4.3, 5.14*, 6.16, 6.18*, 6.25*, 6.26*, 6.27, 6.32*, 7.4, 7.22*, 8.4*, 8.7, 8.9, табл. 2* СНиП 21-01-97*, пункта 2, 6.18, 22, подпункта "д" пункта 23, пункта 35, подпункта "б", "в" пункта 42, пункта 349, 366 Правил противопожарного режима, пункт 2.1. табл. 2 Строительных ном и правил "Кровли" СНиП II-26-76 (далее - СНиП II-26-76), пункта 11.7* Строительных норм и правил "Внутренний водопровод и канализация зданий" СНиП 2.04.01-85*, пункта 4.4 Норм пожарной безопасности "Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний" НПБ 151-2000, пункта 4.2.7, 5.2.14 Свода правил "Эвакуационные пути и выходы" СП 1.13130.2009, пункт 8.2 Строительных норм и правил "Отопление, вентиляция и кондиционирование" СНиП 41-01-2003, а именно:
1. Люк, ведущий на кровлю, не выполнен противопожарным 2-го типа с размерами 0,6х 0,8 м.;
2. Двери, выходящие на чердак и на кровлю не выполнены противопожарными 2-го типа (блок В);
3. Между поручнями ограждений лестничных маршей не предусмотрен зазор шириной в плане свету не менее 75 мм.;
4. Помещение вентиляционной камеры, расположенное на чердачном этаже, не отделено противопожарными перегородками 1-го типа с соответствующем заполнением проемов, перекрытием 3-го типа;
5. Двери шахт лифтов не соответствуют требуемому пределу огнестойкости не менее Е 30 (не предоставлена документация);
6. Не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности для объекта;
7. Допущено применение горючих материалов при покрытии кровли;
8. При перепаде высот кровель более 1 м не предусмотрена пожарная лестница;
9. Не обеспечено проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями (помещение N 487, 7 этаж);
10. Не обеспечено содержание здания в соответствии с требованиями проектной документации, а именно: допущено изменение функционального назначения помещения N 381, 382 под хранение белья (6 этаж);
11. Не обеспечено содержание здания в соответствии с требованиями проектной документации, а именно: допущено изменение функционального назначения помещения N 307 под хранение белья (5 этаж);
12. Не обеспечено проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями (помещение N 194, 330, 297, 289, 5 этаж);
13. Не обеспечено содержание здания в соответствии с требованиями проектной документации, а именно: допущено изменение функционального назначения помещения N 231,232 под хранение белья (4 этаж);
14. Не обеспечено содержание здания в соответствии с требованиями проектной документации, а именно: допущено изменение функционального назначения помещения N 155, 183 под хранение белья (3 этаж);
15. Не обеспечено содержание здания в соответствии с требованиями проектной документации, а именно: допущено изменение функционального назначения помещения N 76, 94, 99 под хранение (2 этаж);
16. Помещения различных классов функциональной пожарной опасности (палата и кладовая) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами в педиатрическом отделении (2 этаж);
17. Не обеспечено содержание здания в соответствии с требованиями проектной документации, а именно: допущено изменение функционального назначения помещения N 115,116,160 под хранение (2 этаж);
18. Не обеспечено проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями (помещение N 99, 2 этаж);
19. Не обеспечено проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями (помещение N 128, 2 этаж);
20. Заполнение проемов складского помещения (архива) не соответствует требуемому пределу огнестойкости (помещение N 29, 1 этаж);
21. Заполнение проемов складских помещений не соответствует требуемому пределу огнестойкости (подвал);
22. Не предусмотрена задвижка с электроприводом на обводной линии для пропуска противопожарного расхода воды, открывающаяся автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств противопожарной автоматики;
23. В помещениях N 451,493,460, 466, в кабинете N 713 допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателеми), предусмотренными конструкцией светильника (7 этаж);
24. Пожарные шкафы, предназначенные для размещения пожарных кранов, не соответствуют нормативным требованиям (6 этаж);
25. В помещениях N 372, 412 допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников (6 этаж);
26. В помещениях N 380, 395, 406, 412, 427, в кабинете N 612 допущено использование розеток с повреждениями (6 этаж);
27. Допущена установка аппаратов для отключения электроснабжения в складском (кладовом) помещении N 382 (6 этаж);
28. Пожарные шкафы, предназначенные для размещения пожарных кранов, не соответствуют нормативным требованиям (6 этаж);
29. В помещении N 303, 290, 287 допущено использование розеток с повреждениями (5 этаж);
30. В помещении N 297 допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателеми), предусмотренными конструкцией светильника (5 этаж);
31. Пожарные шкафы, предназначенные для размещения пожарных кранов, не соответствуют нормативным требованиям (5 этаж);
32. Пожарные шкафы, предназначенные для размещения пожарных кранов, не соответствуют нормативным требованиям (5 этаж);
33. В помещении N 143 допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (3 этаж);
34. Пожарные шкафы, предназначенные для размещения пожарных кранов, не соответствуют нормативным требованиям (3 этаж);
35. Допущена установка аппаратов для отключения электроснабжения в складском (кладовом) помещении N 94 (2 этаж);
36. Пожарные шкафы, предназначенные для размещения пожарных кранов, не соответствуют нормативным требованиям (2 этаж);
37. Пожарные шкафы, предназначенные для размещения пожарных кранов, не соответствуют нормативным требованиям (1 этаж);
38. Пожарные шкафы, предназначенные для размещения пожарных кранов, не соответствуют нормативным требованиям (подвал);
39. Допущено применение горючих материалов на путях эвакуации (лестничных клеток) для покраски стен (подвал);
40. Допущено применение горючих материалов на путях эвакуации (лестничных клеток) для отделки поручней лестниц (подвал);
41. Допущено размещение радиаторов отопления, выступающих из плоскости стены лестничной клетки на высоте менее 2,2 м от площадки лестницы (подвал);
42. Дверь, выходящая на лестничную клетку из помещения N 284 не оборудована приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах (подвал);
43. Ширина эвакуационных выходов в свету менее 1,2 м. (подвал);
44. Допущено загромождение эвакуационного пути коридора, а именно: установлена мебель (подвал);
45. Двери, выходящие на лестничную клетку из помещений N 140, 284 не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах (6 этаж);
46. Допущено применение горючих материалов на путях эвакуации для покрытия пола" для отделки стен (6 этаж);
47. Ширина эвакуационных выходов в свету менее 1,2 м. (6 этаж);
48. Дверь, выходящая на лестничную клетку из помещения N 194 не оборудована приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах (6 этаж);
49. Ширина эвакуационных выходов в свету менее 1,2 м. (6 этаж);
50. Допущено применение горючих материалов на путях эвакуации для покрытия пола, для отделки стен (6 этаж);
51. Высота эвакуационного выхода (помещение N 209) менее 1,9 м. (6 этаж);
52. Дверь, выходящая на лестничную клетку из помещения N 149 не оборудована приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах (4 этаж);
53. Ширина эвакуационных выходов в свету менее 1,2 м. (4 этаж);
54. Допущено применение горючих материалов на путях эвакуации для покрытия пола (4 этаж);
55.Дверь, выходящая на лестничную клетку из помещения N 108 не оборудована приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах (3 этаж);
56.Ширина эвакуационных выходов в свету менее 1,2 м. (3 этаж);
57.Допущено применение горючих материалов на путях эвакуации для покрытия пола (3 этаж);
58. В эндоскопическом отделении допущено применение горючих материалов на путях эвакуации для отделки стен (деревянные поручни на стенах) (2 этаж);
59.Ширина эвакуационных выходов в свету менее 1,2 м. (2 этаж);
60. Дверь, выходящая на лестничную клетку из помещения N 63 не оборудована приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах (2 этаж);
61. Допущено применение горючих материалов на путях эвакуации для покрытия пола, для отделки стен, потолка в помещениях N 95, 124 (2 этаж);
62. Каркас подвесного потолка на путях эвакуации выполнен из горючего материала (2 этаж);
63. Допущено снятие предусмотренных проектной документацией дверей из поэтажного коридора, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (помещение N 95) (2 этаж);
64. Ширина эвакуационных выходов в свету менее 1,2 м. (2 этаж);
65. Запор на двери эвакуационного выхода не обеспечивает возможность ее свободного открывания изнутри без ключа (помещение N 2) (2 этаж);
66. Ширина эвакуационных выходов в свету менее 1,2 м. (2 этаж);
67. Допущено применение горючих материалов на путях эвакуации для отделки стен (2 этаж);
68. Допущено применение горючих материалов на путях эвакуации 'для" отделки пола) (помещения N 1,2, 2 этаж);
69. Ширина эвакуационного коридора при одностороннем расположении дверей мене 1,2 м (помещение 46, 2 этаж);
70. В коридоре допущено размещение пожарного шкафа выступающего из плоскости стены помещение N 46 (коридор);
71. Каркас подвесного потолка на путях эвакуации выполнен из горючего материала;
72. Допущено загромождение эвакуационного пути коридора (Блок А), а именно: установлены скамейки;
73. В коридоре (Блок А) допущено размещение радиаторов отопления выступающих из плоскости стены на путях эвакуации;
74. На путях эвакуации для отделки пола, стен в общих коридорах здания допущено применение горючих материалов (Блок Б);
75. В коридоре допущено размещение пожарного шкафа выступающего из плоскости стены (подвал);
76. В коридоре допущено размещение оборудования (трубопроводов) выступающего из плоскости стены на высоте менее 2 м.;
77. Не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре.
По результатам проверки Отделом возбуждены дела об административных правонарушениях, составлены протоколы от 27.11.2013 N 164, 165, 166 (л.д. 86-104) об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ соответственно. Постановлением от 06.12.2013 N 166 (л.д. 11-21) учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Постановления N 164 и N 166 от 06.12.2013 обжалованы ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 38" в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 20.4. КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 20.4. КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
В силу части 2 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 123-ФЗ, утвержден Приказом Ростехрегулирования от 30.04.2009 N 1573.
Кроме того, требования пожарной безопасности содержатся в строительных нормах и правилах, которые подлежат исполнению, поскольку их применение также обеспечивает соблюдение требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности к объекту технического регулирования.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования пожарной безопасности могут содержаться как в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах, так и в нормативных документах по пожарной безопасности, подлежат выполнению всеми лицами в зависимости от возложенных на них действующим законодательством задач и обязанностей.
Согласно пункту 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие нормы устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. В соответствии с пунктом 1.4* СНиП 21-01-97* противопожарные нормы и требования системы нормативных документов в строительстве должны основываться на требованиях настоящих норм. Наряду с настоящими нормами должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке. Эти нормативные документы могут содержать дополнения, уточнения и изменения положений настоящих норм, учитывающие особенности функционального назначения и специфику пожарной защиты отдельных видов зданий, помещений и инженерных систем.
Согласно статье 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" требования, закрепленные в СНиПах, обязательны к применению, поскольку установлены в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды.
При таких обстоятельствах, доводы учреждения о том, что здание было построено до введения в действие строительных норм и правил необоснован, поскольку данная позиция не освобождает его от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности и от обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности. Арбитражным судом правомерно указано на то, что время ввода в эксплуатацию здания, в котором в настоящее время располагается учреждение, не имеет правового значения, поскольку требования, изложенные в строительных нормах и правилах, подлежат обязательному соблюдению и применению, в том числе при эксплуатации данного здания.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В качестве доказательств совершения ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 38" вменяемых административных правонарушений административным органом представлены в материалы дела акты проверки и протоколы об административном правонарушении с фотоматериалами. Таким образом, факт наличия вменяемых нарушений требований пожарной безопасности правомерно установлен арбитражным судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и учреждением не оспаривается.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 38" в материалы дела не представлено. Учреждение имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований пожарной безопасности.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности выводов суда первой инстанции о наличии и доказанности состава и события вменяемых учреждению административных правонарушений.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения учреждения к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Доводы ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 38" о допущенных административным органом существенных нарушениях процедуры привлечения к административной ответственности, предусмотренной КоАП, а также нарушениях требований Закона N 294-ФЗ, суд апелляционной инстанции считает необоснованными ввиду следующего.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлен Законом N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона N 294-ФЗ, пунктом 47 "Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 г. N 375 (далее - Регламент), одним из основанием проведения внеплановой проверки является наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (пункт 3 части 2).
В соответствии с пунктами 2, 3.1, 3.3, 3.3.2 Регламента исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется МЧС России и его территориальными органами. В МЧС России и его территориальных органах государственную функцию посредством организации и проведения проверок деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, общественных объединений, иных юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей, должностных лиц, граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности осуществляют должностные лица органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - органы ГПН). Государственную функцию по надзору за выполнением требований пожарной безопасности в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации осуществляют территориальные отделы (отделения, инспекции) органов ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации в лице:
- Главных государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместителей соответственно начальников территориальных отделов (отделений, инспекций) органов ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их заместителей;
- Государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудников территориальных отделов (отделений, инспекций) органов ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 37 Регламента распоряжение о проведении проверки подписывается начальником органа ГПН либо его заместителем и заверяется печатью издавшего его органа ГПН.
Как следует из материалов дела, внеплановая проверка проводилась на основании распоряжений от 10.10.2013 N 93 и 94, вынесенных заместителем начальника отдела надзорной деятельности г. Сосновый Бор УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области Сафроновым Н.В. в пределах представленных полномочий. Полномочия по организации и осуществлению федерального государственного пожарного надзора заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору - начальника структурного подразделения центрального аппарата МЧС РФ предусмотрены подпунктом "б" пункта 8 Постановления Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре".
Таким образом, доводы учреждения об отсутствии полномочий у заместителя начальника отдела надзорной деятельности г. Сосновый Бор УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области на вынесение распоряжения для проведения плановой проверки являются необоснованными.
В связи с изложенным, арбитражным судом первой инстанции дана правильная оценка обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, с учетом изложенного оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 марта 2014 года по делу N А56-76527/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 38 Федерального медико-биологического агентства" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-76527/2013