г. Санкт-Петербург |
|
04 июня 2014 г. |
Дело N А56-49194/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от истца: Сосновская Ж.В. по доверенности от 20.05.2014 N 05/15-1880;
от ответчика: Капорин А.В. по доверенности от 18.11.2013 N 78АА 5299593;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8410/2014) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республики на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2014 по делу N А56-49194/2013 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по иску (заявлению) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республики
к Обществу с ограниченной ответственностью "Лента"
3-е лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Строй-Сервис"
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республики (ОГРН: 1042128015841, адрес: 428024,Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, Мира пр-кт, 90, 2, далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением (с учетом уменьшения заявленных требований, принятых судом) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Лента" (далее - общество. ООО "Лента") 1 297 399,37 руб. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012 года.
Определением от 09.10.2014 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Строй-Сервис" (далее - ООО "Строй-Сервис").
Решением от 14.02.2014 суд отказал в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Податель жалобы считает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что в рассматриваемом случае ООО "Лента не является субъектом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Также Управление ссылается на то, что наличие ООО "Лента" договора на прием и транспортировку физического объема ливневой канализации г. Чебоксары не освобождает общество от обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Лента" представило в Управление расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласно которым, сумма платы составила 65 601,92 руб., в том числе: за 3 квартал 2012 года - 27 002,28 руб., за 4 квартал 2012 года - 38 599,64 руб.
В ходе проверки правильности представленного расчета Управление доначислило обществу по разделу 3 "Сбросы вредных веществ в водные объекты (по производственной территории (при неорганизованном сбросе))" 1 297 399,37 руб., в том числе:
- за 1 квартал 2012 года - 164 094,55 руб.;
- за 2 квартал 2012 года - 486 574,54 руб.;
- за 3 квартал 2012 года - 266 983,99 руб.;
- за 4 квартал 2012 года - 379 746,29 руб.
Общая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 1 квартала по 4 квартал 2012 года, с учетом доначислений составила 1 363 001,29 руб.
С учетом частичной оплаты, произведенной обществом в сумме 60 067,95 руб., общая сумма задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с 1 квартала по 4 квартал 2012 года составила 1 302 933,34 руб., в том числе:
- за 1 квартал 2012 года - 164 094,55 руб.;
- за 2 квартал 2012 года - 486 574,54 руб.;
- за 3 квартал 2012 года - 271 578,66 руб.;
- за 4 квартал 2012 года - 380 685,59 руб.
Управление направило обществу требование об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду от 26.04.2013 N 17-2013, в котором предложило обществу в срок до 13.05.2013 погасить образовавшуюся задолженность в сумме 1 302 933,34 руб.
Неисполнение обществом указанного требования явилось основанием для обращения Управления с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что иск Управления не обоснован как по праву, так и по размеру, в связи с чем в удовлетворении требований отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Управления в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Постановление N 632) утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Из анализа указанных нормативных актов следует, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду самостоятельно заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации негативное воздействие на окружающую среду.
Из материалов дела следует, что согласно договору от 26.09.2011 N 56, заключенному между ООО "Лента" (Компания) и ООО "Строй-Сервис", (исполнитель) исполнитель обязуется по заданию Компании выполнить все необходимые работы и оказать все необходимые услуги по строительству (созданию) и сдаче Объекта в эксплуатацию (выполнить строительство "под ключ") в соответствии с условиями договора, заданием Компании, проектной и иной технической документацией, действующими нормативными актами, включая возможные работы, определенно в нем не упомянутые, но необходимые для полного создания Объекта на свой страх и риск собственными силами и средствами (иждивением Исполнителя), в том числе указанные в пунктах 1.1.1-1.4 договора. Согласно акту приемки объекта законченного строительства от 11.07.2012, подписанному сторонами, магазин товаров первой необходимости "Лента" по адресу: г. Чебоксары, ул. Тракторостроителей, д. 76, передан ООО "Лента". Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N "RU 21304000" - "55с" выдано ООО "Лента" 18.07.2012.
Письмом от 30.05.2013 N 156 ООО "Строй-Сервис" подтверждает, что за период строительства им была рассчитана и уплачена плата за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме, за исключением платы за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ, включая 1 и 2 кварталы 2012 года.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Лента" в период 1, 2 кварталов 2012 года не являлось плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в части сверхлимитных сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.
Согласно пункту 5 Постановления N 632 плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В целях приведения пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 632 в соответствие со статьей 16 Закона N 7-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 были утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998, содержат порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее - неорганизованный сброс загрязняющих веществ) с площади территории природопользователей.
Согласно пункту 1.1 Методических указаний под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций). Пунктом 1.3 Методических указаний предусмотрено, что неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и организаций и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России. При отсутствии у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы за него рассчитывается природопользователем или территориальным органом Госкомэкологии России как для условий сверхлимитного сброса. Материалами дела подтверждается, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за сбросы вредных веществ в водные объекты за 3, 4 кварталы 2012 года, произведен Управлением с учетом указанных выше норм и Методических указаний (том 1, л.д. 10).
Из пунктов 3 и 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации следует, что водные ресурсы это поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы; водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Постановлением N 344, действовавшим в спорный период, были утверждены нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ только в поверхностные и подземные водные объекты.
В связи с изложенным, ссылка подателя жалобы на порядок, установленный Методическими указаниями, правомерно не принят судом первой инстанции, в виду противоречия изложенных в нем положений Постановлению N 344, регулирующему отношения в спорный период. Доказательств того, что обществом осуществлялся неорганизованный сброс загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты административным органом не представлено. Представленными обществом в материалы дела доказательствами подтверждается, что ООО "Лента" были утверждены ОАО "Водоканал" (г. Чебоксары) Технические условия на подключение к сетям водоснабжения и канализации N 408/19. Справкой от 29.06.2012 N 1511/19 ОАО "Водоканал" подтвердил выполнение наружных сетей водопровода и канализации магазина "Лента" в соответствии с Техническими условиями ТУ N 408/19 от 03.10.2011.
Из справки МБУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" от 03.07.2012 N 01/12-1185 следует, что отвод поверхностных стоков с территории проектируемого торгового комплекса "Лента" выполнен в полном объеме, то есть выполнены все требования Технических условий, в том числе спроектированы и подключены очистные сооружения. Доказательств обратного истцом не представлено.
Таким образом, в 3, 4 кварталах 2012 года обществом неорганизованный сброс загрязняющих веществ не производился, ввиду оборудования торгового комплекса системой канализации и отвода поверхностных стоков (ливневой канализации).
При таких обстоятельствах, Управление неправомерно начислило ООО "Лента" плату за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
В связи с изложенным, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2014 по делу N А56-49194/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-49194/2013
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8410/14
14.02.2014 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-49194/13
10.02.2014 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А56-49194/13
07.02.2014 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А56-49194/13
13.01.2014 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А56-49194/13