город Ростов-на-Дону |
|
27 мая 2014 г. |
дело N А01-2127/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 19.05.2014 N 6 Жане Алий Азаматович, паспорт;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 21.01.2014 N 188 Божкова Ю.В., удостоверение;
от финансового управления администрации муниципального образования "Город Майкоп": представитель по доверенности от 07.04.2014 N 305 Рыжкова Кира Валериковна, удостоверение;
от муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия учреждений здравоохранения муниципального образования "Город Майкоп": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Майкопская городская детская поликлиника N 1" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.02.2014 по делу N А01-2127/2013, принятое судьёй Меликяном Э.Н., по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Майкопская городская детская поликлиника N 1" к заинтересованному лицу администрации муниципального образования "Город Майкоп", при участии третьих лиц: муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия учреждений здравоохранения муниципального образования "Город Майкоп", финансового управления администрации муниципального образования "Город Майкоп" об обязании выделить из бюджета денежные средства,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Республики Адыгея подано исковое заявление государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Майкопская городская детская поликлиника N 1" (далее - поликлиника) к администрации муниципального образования "Город Майкоп" (далее - администрация) об обязании выделить из муниципального бюджета денежные средства в размере 1 121 881 рубля 84 копеек для выплаты заработной платы психологу и логопедам, 1 986 рублей 08 копеек для выплаты пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, 544 009 рублей 94 копеек в качестве возмещения средств для оплаты штрафа, а всего в размере 1 667 877 рублей 86 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что при составлении проектов бюджета муниципального образования "Город Майкоп" на 2010 и 2011 годы от Управления здравоохранения и социальных программ, в ведении которого находилась поликлиника, поступили расчеты в потребности на содержание муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих амбулаторную помощь (поликлиник), в которую были включены расходы на оплату труда только работникам травматологической поликлиники и здравпункта поликлиники N 1 (взрослой), здравпункта поликлиники N 4 и здравпункта поликлиники N 6. Средства на выплату заработной платы врачам - интернам, психологам, логопедам, а также сотрудникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-лет Управлением здравоохранения и социальных программ в расчеты включены не были.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 811 постановлением Кабинета Министров РА от 19.02.2010 N 34 утверждена "Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в РА на 2010 год" (аналогичная программа принята в 2011 году). В разделе 3 указанной программы прописано, что обеспечение содержания врачей-интернов, психотерапевтов, психологов, логопедов, сурдологов осуществляется за счёт бюджетных ассигнований республиканского бюджета РА и местных бюджетов. В спорный период 2010 - 2011 годов учреждение являлось муниципальным и находилось в ведомственном подчинении Управления здравоохранения и социальных программ администрации муниципального образования "Город Майкоп". Так как учреждение являлось муниципальным, ассигнования республиканского бюджета РА поступали в бюджет муниципального образования "Город Майкоп" в виде субсидий, а затем из муниципального бюджета - в поликлинику. Таким образом, заявитель жалобы полагает, что программой установлен порядок перераспределения бюджетных средств. Факт отсутствия в бюджетных сметах на 2010 - 2011 годы статьи расходов на оплату труда врачей-интернов, психотерапевтов, психологов, логопедов обусловлен тем, что в ответ на письмо Управления здравоохранения и социальных программ администрации муниципального образования "Город Майкоп" Финансовое управление однозначно пояснило, что расходы на оплату труда указанных категорий врачей в бюджете муниципального образования не предусмотрены, в связи с чем разрешение данного вопроса возможно только в судебном порядке.
Администрация муниципального образования "Город Майкоп" РА и Финансовое управление администрации муниципального образования "Город Майкоп" РА в своих отзывах на апелляционную жалобу не согласились с доводами заявителя, указав на то, что в программе отсутствует конкретный объем денежных обязательств муниципалитета либо указание на распределение указанных в ней расходов между уровнями республиканского и местного бюджетов. Данные о наличии у муниципалитета свободных доходов для возможного финансирования программы за счет средств местного бюджета не запрашивались. Порядок перераспределения средств между уровнями бюджета не прописан в программе. Субсидии из республиканского бюджета в местный бюджет на финансирование указанных в программе расходов по оплате труда врачей-интернов, психотерапевтов, психологов, логопедов, не поступали, что подтверждается отчетом об исполнении консолидированного бюджета за 2010 - 2011 годы. Кроме того, в качестве доказательства не возложения на муниципалитет обязанностей по финансированию спорных расходов финансовое управление ссылается на Генеральное тарифное соглашение, заключаемое в целях реализации программы государственных гарантий, в котором какое-либо указание на этот счет отсутствует. Довод заявителя жалобы о том, что факт отсутствия в бюджетных сметах на 2010 - 2011 годы статьи расходов на оплату труда врачей-интернов, психотерапевтов, психологов, логопедов обусловлен тем, что в ответ на письмо Управления здравоохранения и социальных программ администрации муниципального образования "Город Майкоп" Финансовое управление однозначно пояснило, что расходы на оплату труда указанных категорий врачей в бюджете муниципального образования не предусмотрены, в связи с чем разрешение данного вопроса возможно только в судебном порядке, является, по мнению заинтересованных лиц, несостоятельным, так как проектирование бюджета на 2010 год осуществлялось в декабре 2009 года, а письмо, на которое ссылается заявитель, направлено в 2010 году.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заинтересованного лица и финансового управления администрации муниципального образования "Город Майкоп" с доводами апелляционной жалобы не согласились.
Представитель муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия учреждений здравоохранения муниципального образования "Город Майкоп" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в период с 08.10.2012 по 25.10.2012 на основании приказа ТФОМС Республики Адыгея от 04.10.2012 N 117-ОД проведена плановая проверка муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Майкопская детская городская поликлиника N 1" по вопросам целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования (ОМС) за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.
25 октября 2012 года составлен акт, в котором отражены результаты проверки целевого и рационального использования средств ОМС за период с 01.01.2010 по 31.12.2011 и зафиксированы следующие допущенные нарушения.
Так в ходе проверки уполномоченным органом установлено, что в нарушение Генерального тарифного соглашения на медицинскую помощь, оказываемую медицинскими учреждениями по Территориальной программе обязательного медицинского страхования на территории Республики Адыгея за 2010 год, поликлиникой направлены средства ОМС на оплату видов расходов, не включённых в структуру тарифов на оказание медицинских услуг в системе ОМС в сумме 1 986 рублей 08 копеек: 2010 год - оплата пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, относящихся к подстатье 212 "Прочие выплаты", что в соответствии со статьями 38, 289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием средств.
В нарушение постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 19.02.2010 N 34 "О программе государственных гарантий оказания помощи гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в Республике Адыгея на 2010 год", которым предусмотрено финансирование на содержание психологов и логопедов из местного бюджета поликлиника выплачивала заработную плату и перечисляла начисления страховых взносов из средств ОМС двум логопедам и медицинскому психологу. Сумма средств ОМС на выплаты заработной платы и перечислений начисленных страховых взносов составила 1 121 881 рубль 84 копейки, в том числе за 2010 год - 512 630 рублей 45 копеек, за 2011 год - 609 251 рубль 39 копеек, что в соответствии со статьями 38, 289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием средств.
Также в акте проверки указано на необходимость заключить соглашение "О восстановлении средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению" с ТФОМС РА и ЗАО МСК "Солидарность для жизни", на сумму 514 616 рублей 53 копейки.
Сумму в размере 609 251 рубль 39 копеек поликлинике предписано перечислить на расчетный счет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея в течение 10 рабочих дней со дня подписания акта.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, поликлинике предписано также уплатить в бюджет ТФОМС РА штраф в размере 544 009 рублей 94 копеек от суммы нецелевого использования средств в течение 10 рабочих дней со дня подписания акта.
Согласно платёжным поручениям N 1450633 от 04.12.2012 г. на сумму 609 251 рубль 39 копеек и N 2196637 от 06.12.2013 г. на сумму 544 009 рублей 94 копейки поликлиникой были перечислены денежные средства в адрес Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея. 1 ноября 2012 г. заключено соглашение о восстановлении средств обязательного медицинского страхования между поликлиникой, ТФМОС РА и ЗАО МСК "Солидарность для жизни" на сумму 514 616 рублей 53 копеек.
В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" полномочия по оказанию первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологической, медицинской помощи переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 29.12.2012 N 1960 поликлиника имеет название - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Адыгея "Майкопская городская детская поликлиника N1".
Полагая, что вышеуказанные денежные средства, выплата которых признана в результате проверки как нецелевое использование средств ОМС, должны быть выделены из муниципального бюджета, поликлиника обратилась с письмом от 18.06.2013 г. в администрацию с просьбой об их перечислении. Письмом от 12.07.2013 администрация отказала в выделении соответствующих денежных средств из бюджета муниципального образования, ввиду чего, истец обратился с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года N 811 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год" была принята Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Республике Адыгея на 2010 год, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 19.02.2010 N 34 (далее - Программа).
В разделе III Программы "Источники финансового обеспечения медицинской помощи" в частности предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Адыгея и местных бюджетов финансируется содержание врачей-интернов, психотерапевтов, психологов, логопедов, сурдологов.
Ссылаясь на данную норму, истец полагает, что из бюджета муниципального образования "Город Майкоп" должны были быть выделены денежные средства на содержание психологов и логопедов в спорный период.
Вместе с тем, как правильно установлено судом первой инстанции, в данной Программе указывается об осуществлении бюджетных ассигнований республиканского и местного бюджетов без конкретного указания о перераспределении средств бюджетов различных уровней.
Однако заявитель считает, что поскольку учреждение являлось в спорный период муниципальным, ассигнования республиканского бюджета поступали в бюджет муниципального образования, а далее - должны быть направлены непосредственно в поликлинику для финансирования указанных в программе расходов на оплату труда перечисленных в ней специалистов. При этом, учитывая, что на основании программы за счет республиканского бюджета финансировалось обеспечение медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и её компонентами, по мнению заявителя за счет местного бюджета должно осуществляться финансирование содержания врачей - интернов, психологов, логопедов. Данные обстоятельства, по мнению заявителя, подтверждают, что программой установлен порядок перераспределения средств.
Указанный довод признается судом неправомерным и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 811 в территориальных программах органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе за счет доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов:
определять дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи;
включать в территориальную программу обязательного медицинского страхования с обязательным перераспределением необходимых финансовых средств виды и объемы медицинской помощи, финансирование которых в соответствии с Программой осуществляется за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, данным нормативным правовым актом предусмотрена обязательность перераспределения необходимых финансовых средств виды и объемы медицинской помощи, финансирование которых в соответствии с Программой осуществляется за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Между тем в постановлении Кабинета Министров РА от 19.02.2010 N 34 отсутствует норма об обязательном перераспределении необходимых финансовых средств, как того требуют положения вышеназванного Постановления Правительства РФ.
Субсидии из республиканского бюджета в местный бюджет на финансирование указанных в программе расходов по оплате труда врачей-интернов, психотерапевтов, психологов, логопедов, не поступали, что подтверждается отчетом об исполнении консолидированного бюджета за 2010 - 2011 годы.
Как следует из справок финансового управления администрации от 26.11.2013 N 890 и от 19.12.2013 N 966 при составлении проектов бюджета муниципального образования "Город Майкоп" на 2010 и 2011 годы от Управления здравоохранения и социальных программ, в ведении которого находилась поликлиника, поступили расчеты в потребности на содержание муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих амбулаторную помощь (поликлиник). Вместе с тем, в потребность на 2010-2011 годы были включены расходы на оплату труда только работникам травматологической поликлиники и здравпункта поликлиники N 1 (взрослой), здравпункта поликлиники N 4 и здравпункта поликлиники N 6. Средства на выплату заработной платы врачам - интернам, психологам, логопедам, а также сотрудникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-лет Управлением здравоохранения и социальных программ в расчеты включены не были. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела копиями проектов бюджета на 2010 и 2011г.г. Управления здравоохранения и социальных программ администрации МО "Город Майкоп" и расшифровкой к указанным проектам бюджета на 2010 и 2011 г.г.
Довод заявителя жалобы о том, что факт отсутствия в бюджетных сметах на 2010 - 2011 годы статьи расходов на оплату труда врачей-интернов, психотерапевтов, психологов, логопедов обусловлен тем, что в ответ на письмо Управления здравоохранения и социальных программ администрации муниципального образования "Город Майкоп" Финансовое управление однозначно пояснило, что расходы на оплату труда указанных категорий врачей в бюджете муниципального образования не предусмотрены, в связи с чем разрешение данного вопроса возможно только в судебном порядке, является, по мнению заинтересованных лиц, несостоятельным, так как проектирование бюджета на 2010 год осуществлялось в декабре 2009 года, а письмо, на которое ссылается заявитель, направлено в 2010 году.
Кроме того, в качестве доказательства не возложения на муниципалитет обязанностей по финансированию спорных расходов финансовое управление ссылается на Генеральное тарифное соглашение, заключаемое в целях реализации программы государственных гарантий, в котором какое-либо указание на этот счет отсутствует.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу об отсутствии законных оснований для обязания администрации муниципального образования "Город Майкоп" выделить из муниципального бюджета денежные средства в размере 1 121 881 рубля 84 копеек для выплаты заработной платы психологам и логопедам, 1 986 рублей 08 копеек для выплаты пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, 544 009 рублей 94 копеек в качестве возмещения средств для оплаты штрафа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.02.2014 по делу N А01-2127/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2127/2013