г. Самара |
|
06 июня 2014 г. |
Дело N А55-26659/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Захаровой Е.И., при ведении протокола судебного заседания Новожиловой С.Н., с участием:
от министерства строительства Самарской области - представителя Дейер Н.В. до перерыва (доверенность от 21.11.2013), после перерыва представитель не явился,
от департамента финансов администрации городского округа Самара - представителя Федяниной Л.О. до перерыва (доверенность от 20.09.2013), после перерыва представитель не явился,
от департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 июня - 04 июня 2014 года апелляционную жалобу министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2014 года по делу N А55-26659/2013 (судья Бойко С.А.), принятое
по заявлению министерства строительства Самарской области, г.Самара, к департаменту финансов администрации городского округа Самара, г.Самара, третье лицо: департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г.Самара,
о признании незаконным уведомления, обязании исполнить исполнительный лист,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным уведомления Департамента финансов администрации городского округа Самара (далее - ответчик, департамент) от 23 августа 2013 года N 04-02/02-01-13/16-02-01/3141 о возвращении исполнительных документов.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек к участию в деле департамент строительства и архитектуры Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе министерство просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что им не пропущен срок исполнительной давности, который был прерван предъявлением исполнительного листа 28 июня 2012 года.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представитель департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм процессуального права.
Как следует из материалов дела, в департамент финансов администрации городского округа Самара 28 июня 2012 года на исполнение поступил исполнительный лист серии АС N 001885858, выданный Арбитражным судом Самарской области 02 июля 2010 года по делу N А55-37216/2009, о взыскании с департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в пользу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области суммы в размере 1 324 258 руб.
В связи с отсутствием в исполнительном листе серии АС N 001885858 сведений о должнике-организации указанный исполнительный документ был возвращен взыскателю.
В департамент финансов администрации городского округа Самара 18 июля 2013 года на исполнение поступил исполнительный лист серии АС N 005275076, выданный Арбитражным судом Самарской области 05 марта 2013 по делу N А55-37216/2009 о взыскании с департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в пользу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области суммы в размере 1 324 258 руб. Мотивируя пропуском срока предъявления исполнительного листа к исполнению, департамент указанный исполнительный документ возвратил взыскателю без исполнения письмом от 25 июля 2013 года.
Заявителем 16 августа 2013 года был повторно направлен в департамент исполнительный лист серии АС N 005275076 на исполнение. Однако уведомлением от 23 августа 2013 года N 04-02/02-01-13/16-02-01/3141 он был вновь возвращен по тем же основаниям.
В силу пункта 3.1 Положения о департаменте финансов администрации городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 31 мая 2007 года N 433, департамент финансов администрации городского округа Самара является органом, организующим исполнение судебных актов по взысканию средств из бюджета городского округа Самара, а также ведение учета и хранение документов по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета городского округа Самара.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В соответствии с абзацем 5 п. 3 ст. 242.1 БК РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
Согласно ч. 1 ст. 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 21 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 мая 2010 года по делу N А55-37216/2009 вступило в законную силу 22 июня 2010 года. Таким образом, трехлетний срок предъявления исполнительного документа к исполнению истек, по мнению суда первой инстанции, 22 июня 2013 года.
В обоснование своих доводов заявитель сослался на п.4 ст.321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 22 Федерального закона N 229-ФЗ.
Согласно п.4 ст.321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрено, что в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
По смыслу указанных норм, срок для предъявления исполнительного документа к взысканию начинает течь заново, если исполнительное производство окончено и исполнительный документ возвращается взыскателю в связи с невозможностью его исполнения.
Так, согласно п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 229-ФЗ (возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства) исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Вместе с тем судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о том, что положения ст.321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действуют в случае, когда исполнительное производство в отношении должника возбуждено, но в связи с невозможностью исполнения исполнительного документа (по основаниям, указанным в п.4 ч.1 ст.46 Федерального закона N 229-ФЗ), документ возвращен взыскателю.
Судом первой инстанции не была применена ч.3 ст.321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, частичным исполнением судебного акта. При этом правовая норма не содержит оговорок о прерывании указанного процессуального срока только в случае возбуждения исполнительного производства.
Кроме того, исполнительный лист серии АС N 005275076 по делу N А55-37216/2009 о взыскании с департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в пользу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области суммы в размере 1 324 258 руб., был выдан взыскателю Арбитражным судом Самарской области 05 марта 2013 года. Первоначальный возврат ранее выданного исполнительного листа не был связан с какими-либо нарушениями со стороны взыскателя.
При таких обстоятельствах на основании ч.3 ст.321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок предъявления исполнительного документа к исполнению необходимо исчислять с момента предъявления его к исполнению должнику, независимо от основания возврата исполнительного листа взыскателю. В данном случае первое предъявление исполнительного документа, выданного на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 21 мая 2010 года по делу N А55-37216/2009, к исполнению было осуществлено заявителем 28 июня 2012 года, то есть в пределах срока исполнительной давности. С данного момента (момента предъявления) процессуальный срок прервался и начал течь заново.
С учетом вышеизложенного заявителем не был нарушен установленный ст.321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок предъявления исполнительного листа к исполнению, в связи с чем заявленные министерством требования подлежат удовлетворению.
На основании ч.3 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 18 марта 2014 года следует отменить; принять новый судебный акт, которым заявление министерства строительства Самарской области удовлетворить. Признать незаконным уведомление департамента финансов администрации городского округа Самара от 23 августа 2013 года N 04-02/02-01-13/16-02-01/3141 о возвращении исполнительных документов.
В целях восстановления нарушенных прав заявителя надлежит возложить на департамент финансов администрации городского округа Самара обязанность исполнить исполнительный лист АС N 001885858, выданный 05 марта 2013 года Арбитражным судом Самарской области.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на департамент, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2014 года по делу N А55-26659/2013 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление министерства строительства Самарской области удовлетворить. Признать незаконным уведомление департамента финансов администрации городского округа Самара от 23 августа 2013 года N 04-02/02-01-13/16-02-01/3141 о возвращении исполнительных документов.
Возложить на департамент финансов администрации городского округа Самара обязанность исполнить исполнительный лист АС N 001885858, выданный 05 марта 2013 года Арбитражным судом Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26659/2013