г. Томск |
|
22 мая 2014 г. |
Дело N А03-22250/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Павлюк Т.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гальчук М.М.
при участии в заседании: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Андреева Андрея Алексеевича
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 17 февраля 2014 года по делу N А03-22250/2013 (судья Музюкин Д.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Андреева Андрея Алексеевича к Главному управлению природных ресурсов и экологии Алтайского края об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Андреев Андрей Алексеевич (далее - Предприниматель, ИП Андреев, заявитель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Главному управлению природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - Управление, ответчик) об оспаривании бездействия по не передаче сведений о формировании лесного участка в Залесовском лесничестве общей площадью 96 518 га (Залесовском участковом лесничестве кв. 1-130, Петеневском (бывшем Хвощевском) участковом лесничестве кв. 1-56, Петеневском участковом лесничестве кв. 6, 10-12, 18-20, 22-33, 35, 37-42, 44-57, 60), в отношении которого Предприниматель 26.05.2009 года признан победителем аукциона, в Управление Росреестра по Алтайскому краю.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 17 февраля 2014 года требование заявителя оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Предприниматель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления в связи с неполным исследованием судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью обстоятельств, которые суд счел установленными.
15 мая 2014 года в адрес суда от предпринимателя поступили дополнения (основания отмены), в которых ИП Андреев ссылается на то, что своим бездействием Управление сделало невозможным проведение государственной регистрации договора аренды лесного участка, чем нарушило права и законные интересы предпринимателя.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе и дополнениях к ней.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 26.05.2009 года Управлением проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов в Залесовском лесничестве, по результатам которого индивидуальный предприниматель Андреев А.А. стал победителем по аукционной единице (лоту) N 1 - лесному участку площадью 96 518 га, расположенному в Залесовском лесничестве. С заявителем, как победителем аукциона, в тот же день подписан протокол о результатах аукциона.
Полагая, что Управление не выполняет свою обязанность по передаче сведений о формировании лесного участка в Управление Росреестра по Алтайскому краю, Предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из неправомерности доводов заявителя о том, что бездействие Управления делает невозможным проведение государственной регистрации договора аренды лесного участка и тем самым нарушает права предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют, в том числе и такие полномочия в области лесных отношений, как предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Постановлением Администрации Алтайского края от 01.12.2006 года N 500 с 01.01.2007 г. создано Управление лесами Алтайского края - уполномоченный орган в области лесных отношений в Алтайском крае. Положение об Управлении утверждено постановлением Администрации Алтайского края от 16.01.2007 года N 18.
Согласно Указу Губернатора Алтайского края от 21.10.2013 года N 54 "О создании Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края" проведена реорганизация путем слияния управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, управления охотничьего хозяйства Алтайского края и управления лесами Алтайского края.
Данным Указом утверждено Положение о Главном управление природных ресурсов и экологии Алтайского края и с 01.01.2014 г. правопреемником реорганизуемых органов исполнительной власти Алтайского края стало Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края.
Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов.
В силу пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Пунктом 7 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01.10.2013 г.) предусмотрено, что орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, или орган, осуществляющий ведение государственного водного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такие реестры сведений соответственно о лесах, водных объектах представляет документы о данных природных объектах в орган кадастрового учета. Состав содержащихся в этих документах сведений о данных природных объектах устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. N 618 и действовавшего до 13.02.2014 г., орган государственной власти, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, представляет в орган кадастрового учета документы, содержащие сведения о лесах на земельном (лесном) участке, с указанием: а) кадастрового номера, присвоенного этому земельному участку; б) наименований лесничества и лесопарка, номеров лесных кварталов, к которым относится указанный участок (если такие номера имеются); в) целевого назначения лесов - защитные леса (категория защитных лесов), эксплуатационные леса и резервные леса.
Исходя из изложенных норм права, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в числе сведений, подлежащих представлению в орган кадастрового учета, обязательно должен содержаться кадастровый номер, присвоенный этому земельному участку.
Вместе с тем, судом установлено, что на день рассмотрения дела спорный лесной участок на кадастровый учет поставлен не был, соответственно, кадастровый номер ему не присваивался, что не отрицалось Предпринимателем.
При таких обстоятельствах, у Управления не имелось объективной возможности выполнить предусмотренную пунктом 7 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" обязанность по представлению документов ввиду отсутствия последних.
Как установлено судами по ранее рассмотренным делам (N А03-8902/2009, N А03-5622/2012, N А03-10377/2009, N А03-14000/2012) и следует из материалов дела, передаваемый в пользование Предпринимателю лесной участок входил в общую площадь лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, в составе земель лесного фонда, расположенного на территории Залесовского района, Алтайского края, имеющего условный номер объекта 11010914 и занимающего общую площадь 133813 га.
Пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) до 1 января 2010 года допускалось предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. В настоящее время такой срок определен законодателем до 01.01.2015 г.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ, согласно которой при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков (пункты 2-3 статьи 4.1 указанного Федерального закона).
Как указал Седьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 17.06.2013 г. по делу N А03-15582/2012, государственный учет лесного участка, передаваемого по договору аренды, был осуществлен при его выставлении на аукцион, что подтверждается пунктом 1.2 договора аренды, Выпиской из государственного лесного реестра на 01.01.2009 г., Выпиской из государственного лесного реестра на 01.01.2010 г., Выпиской из государственного лесного реестра на 01.01.2011 г. и Выпиской из государственного лесного реестра на 01.01.2012 г., в которых указаны точные характеристики и точное местоположение участка в Залесовском лесничестве, а также указан номер учетной записи по реестру 10:5.
Также в постановлении суда апелляционной инстанции по делу N А03-15582/2012 содержится ссылка на то, что Управлением лесами по Алтайскому краю исполнены требования положений ЛК РФ и ГК РФ, а именно, заинтересованное лицо произвело все зависящие от него действия в целях заключения с предпринимателем Андреевым А. А. договора аренды лесных участков N 1-3/2009.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Доводы апеллянта о том, что бездействие Управления по не передаче сведений о формировании лесного участка в Управление Росреестра по Алтайскому краю, привело к невозможности государственной регистрации договора аренды, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ до 01.01.2010 г. допускалось предоставление лесных участков без проведения кадастрового учета. Лесной участок площадью 96 518 га в Залесовском лесничестве внесен в государственный лесной реестр в декабре 2008 года. В связи с чем выводы предпринимателя о невозможности осуществления государственной регистрации договора аренды лесного участка основаны на его предположениях и не имеют правового значения, поскольку предприниматель уклонился от подписания договора аренды по результатам аукциона.
Письмом от 04.06.2009 года исх. N 02-21/496 Управление направило для подписания договор аренды лесного участка для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов (пихтовых, сосновых, еловых лап и веточного корма) N 1 - 3/2009. В установленный законом срок заявитель не подписал договор аренды.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 г. по делу N А03-14000/2012 установлено, что договор аренды, размещенный на сайте, соответствовал типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 г. N 324 (ред. от 17.11.2007 г.) "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (вместе с "Правилами подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности") и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Алтайского края от 18.05.2010 г. по делу N А03-8902/2009 удовлетворены требования Управления об обязании ИП Андреева А.А. заключить договор аренды с размером ежегодной арендной платы 10 000 071 руб., определенной по результатам аукциона.
Доводы апеллянта о несправедливом судебном разбирательстве не нашли своего подтверждения.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 17 февраля 2014 года по делу N А03-22250/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-22250/2013