г. Пермь |
|
21 мая 2014 г. |
Дело N А50-25296/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Риб Л. Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С., при участии:
от заявителя (индивидуальный предприниматель Сабиров Рустам Маснавиевич) (ОГРНИП 311594402600022, ИНН 594401746877): Исламова В.В., представитель по доверенности от 11.12.2013, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица (Главное управление МЧС России по Пермскому краю в лице 17 отдела надзорной деятельности по Осинскому и Бардымскому муниципальным районам) (ОГРН 1065902059123, ИНН 5902293442): Курбангалиев А.Р., представитель по доверенности от 14.06.2013, 18.07.2013, предъявлено удостоверение;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Пермскому краю в лице 17 отдела надзорной деятельности по Осинскому и Бардымскому муниципальным районам
на решение Арбитражного суда Пермского края от 14 февраля 2014 года
по делу N А50-25296/2013,
принятое судьей Торопициным С.В.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению индивидуального предпринимателя Сабирова Рустама Маснавиевича
к Главному управлению МЧС России по Пермскому краю в лице 17 отдела надзорной деятельности по Осинскому и Бардымскому муниципальным районам
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Индивидуальный предприниматель Сабиров Рустам Маснавиевич обратился в Арбитражный суд Пермского края с требованиями о признании незаконным и отмене постановления, вынесенного Главным управлением МЧС России по Пермскому краю в лице 17 отдела надзорной деятельности по Осинскому и Бардымскому муниципальным районам (далее - орган госпожнадзора, административный орган) от 05.12.2013 о привлечении к административной ответственности по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП.
Решением арбитражного суда от 14.02.2014 требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, административный орган обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы ее подателем приведены доводы о вынесении оспариваемого постановления уполномоченным лицом, поскольку государственный инспектор по пожарному надзору Курбангалиев А.Р. исполнял обязанности главного государственного инспектора Осинского и Бардымского районов по пожарному надзору. Выводы о квалификации правонарушений по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ изложены в мотивировочной части постановления.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица настаивал на доводах апелляционной жалобы.
Предпринимателем отзыв на апелляционную жалобу не представлен, в судебном заседании представитель заявителя возражал против доводов жалобы и просил отказать в удовлетворении жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании требования прокуратуры Осинского района о проведении проверки N 1-9-2012/4578, 05.11.2013 органом госпожнадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении ИП Сабирова Р.М., осуществляющего деятельность в помещениях павильона "Мясной на Осинском бульваре", расположенном по адресу: Пермский край, г. Оса, ул. Максима Горького, квартал 60б.
В ходе проверки выявлены нарушения установленных нормативными актами требований пожарной безопасности, послужившие основанием для составления в отношении предпринимателя протоколов об административных правонарушениях от 08.11.2013 N 163, N 164, N 165. По результатам рассмотрения протоколов совместно с другими материалами дела вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 05.12.2013 N 163-165, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и отмене.
Основанием для признания постановления незаконным и отмене послужили выводы суда первой инстанции о вынесении постановления неуполномоченным лицом, несоответствии содержания постановления требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Не усматривая оснований для отмены обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ч. 1 ст. 1 Закона N 123-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах, пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Обязательные для соблюдения требования пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила), Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установка пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", РД 009001-96 "Установка пожарной автоматики. Правила технического содержания".
За нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения является основанием для привлечения к ответственности по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Частью 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
При проведении проверки административным органом установлены и предпринимателю вменяются следующие нарушения: предприниматель не прошел обучение пожарно-техническому минимуму (не представлено удостоверение) (нарушены п. 3 Правил, п. 31 Приказа N 645); не обеспечил в помещении знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено" (нарушен п. 14 Правил). Данные нарушения квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В нарушение п. 475 Правил на корпусе огнетушителей не нанесены порядковые номера белой краской; в нарушение п. 472 Правил помещение с вычислительной техникой не оснащено углекислотными и хладоновыми огнетушителями. Нарушения квалифицированы по ч.3 ст. 20.4 КоАП РФ.
По ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ органом госпожнадзора квалифицированы нарушения табл. 28 Закона N 123-ФЗ, п. 4.3.2 СП-1.13130.2009 - стены, потолок тамбура эвакуационного выхода отделаны панелями с неизвестными характеристиками по пожарной опасности; п. 13.14.12, 13.14.13 СП 1.13130.2009 - в помещении пожарного поста отсутствует аварийное освещение; п. 1.5.1 РД 009-01-96 - на объекте, эксплуатирующем установку пожарной автоматики отсутствуют регламент работ, план-график технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов, журнал учета работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительным ремонтам установки пожарной автоматики; п. 2.2.7 РД 009-01-96 - на объекте нет резервного запаса пожарных извещателей для замены неисправных или выработавших свой ресурс в количестве, не менее 10 % от установленных; п. 61 Правил - отсутствует акта проверки работоспособности автоматической пожарной сигнализации; на объекте не хранится исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты; п. 1.1.8 РД 009-01-96 - в помещениях, оборудованных установками пожарной автоматики, не предусмотрено, отключение систем вентиляции и кондиционирования воздуха при пожаре; п. 63 Правил - предприниматель не обеспечил проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты здания.
Нарушения правил пожарной безопасности, поименованные в оспариваемом постановлении (мотивировочной части), подтверждены материалами дела (протоколами об административных правонарушениях), не опровергнуты заявителем по делу. Таким образом факты нарушений апелляционный суд считает установленными. Более того, в мотивировочной части постановления эпизоды нарушений квалифицированы применительно к конкретной части ст. 20.4 КоАП РФ.
Действительно, в постановляющей части оспариваемого постановления органом госпожнадзора не поименована статья КоАП РФ, по которой предпринимателю назначено административное наказание, что является существенным недостатком постановления, который не был устранен административным органом в порядке, предусмотренном ст. 29.12.1 КоАП РФ.
Выводы суда о рассмотрении административного дела и вынесении постановления неуполномоченным лицом апелляционный суд считает обоснованными.
Дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена статьей 20.4 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный пожарный надзор (ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ).
В соответствии с п. 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - органы государственного пожарного надзора), являющимися государственными инспекторами по пожарному надзору.
Согласно п. 3, 6 ч. 2 ст. 23.34 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители; государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.
Вместе с тем в силу ч. 3 ст. 23.3.4 КоАП РФ должностные лица, указанные в пунктах 5 - 7 части 2 настоящей статьи, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами и должностными лицами.
Из приведенных норм следует, что полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, совершенных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, наделены главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители.
Постановление от 05.12.2013 о привлечении ИП Сабирова Р.М. к административной ответственности вынесено государственным инспектором по Осинскому и Бардымскому муниципальным районом Курбангалиевым А.Р.
Доказательств, свидетельствующих об исполнении государственным инспектором Курбангалиевым А.Р. обязанностей главного государственного инспектора муниципального района на дату вынесения постановления, арбитражному суду не представлено.
Следовательно, дело рассмотрено и оспариваемое постановление о привлечении ИПСабирова Р.М. к административной ответственности по ч. 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ вынесено неуполномоченным должностным лицом.
В силу п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Вынесение постановления о привлечении к административной ответственности неуполномоченным должностным лицом административного органа является самостоятельным и достаточным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
При изложенных обстоятельствах апелляционным судом не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 февраля 2014 года по делу N А50-25296/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Пермскому краю в лице 17 отдела надзорной деятельности по Осинскому и Бардымскому муниципальным районам - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-25296/2013