г. Москва |
|
27 мая 2014 г. |
Дело N А40-179852/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Яковлевой Л.Г., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2014 по делу N А40-179852/13, принятое судьей Папелишвили Г.Н. (144-1196)
по заявлению ООО" Адвенсум" (ОГРН 5117746017065, 121596, Москва, ул. Говорова, 16, 6)
к Московской областной таможне (ОГРН 1107746902251, 124460, Москва, Зеленоград, Южная промзона, проезд 4806, 10)
о признании незаконными действий
при участии:
от заявителя: |
Загдай Г.И., по доверенности от 19.05.2014 |
от ответчика: |
Левина Е.А., по доверенности от 02.04.2014 N 03-17/102 |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "Адвенсум" с заявлением о признании незаконными действий Московской областной таможни, выразившихся в отказе возвратить ООО "Адвенсум" излишне уплаченную (взысканную) сумму налога на добавленную стоимость (НДС); обязании Московской областной таможни произвести возврат излишне уплаченного НДС, внесенного обществом по платежным поручениям от 27.09.2013 N 3124 и от 01.10.2013 N 3184, и исчисленного по декларации на товары N 10130032/011013/0007116, в сумме 1 561 541 рубля 65 копеек.
Решением суда от 25.02.2014 признаны незаконными действия Московской областной таможни, выразившиеся в отказе возвратить ООО "Адвенсум" излишне уплаченную (взысканную) сумму налога на добавленную стоимость (НДС). Суд обязал Московскую областную таможню произвести возврат излишне уплаченного НДС, внесенного обществом по платежным поручениям от 27.09.2013 N 3124 и от 01.10.2013 N 3184, и исчисленного по декларации на товары N 10130032/011013/0007116, в сумме 1 561 541 рубля 65 копеек в десятидневный срок с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу. При этом суд исходил из того, что налог на добавленную стоимость в сумме 1 561 541 рубля 65 копеек является излишне уплаченным и подлежит возврату.
С решением суда не согласился ответчик - Московская областная таможня и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что поскольку порядок налогообложения товаров при их ввозе на территорию Российской Федерации, установленный ст. 149 НК РФ (применительно к правоотношениям, возникшим до 01.01.2014 г.) не учитывал обложение НДС по налоговой ставке 0% медицинских изделий, то при декларировании спорного товара НДС был исчислен Обществом правильно в соответствии с действующим законодательством и следовательно, оснований для возврата денежных средств у таможенного органа не имелось.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено, что срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Московской областной таможни, выразившихся в отказе возвратить ООО "Адвенсум" излишне уплаченную (взысканную) сумму налога на добавленную стоимость (НДС), заявителем не пропущен.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Московская областная таможня, рассмотрев заявление ООО "Адвенсум" от 24.10.2013 N 02-12/263 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, решением от 30.10.2013 N 17-17/36227 "О предоставлении информации" отказала в возврате излишне уплаченного НДС в размере 1 561 541 рубля 65 копеек.
В качестве оснований для отказа Московская областная таможня указала следующее.
Выпуск товаров ООО "Адвенсум" осуществлен по декларации на товары N 10130032/011013/0007116 в соответствии с заявленными в декларации на товары сведениями. В графе 44 "Дополнительная информация, представленные документы" указано регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 04.04.2013 N РЗН 2013/285. Товары, задекларированные по указанным декларациям на товары, помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, что свидетельствует о завершении ввоза данных товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
Порядок налогообложения товаров при их ввозе на таможенную территорию таможенного союза установлен Налоговым кодексом РФ, который не учитывает обложение налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% и 10% медицинских изделий.
В соответствии с подпунктом 10 п.1 ст.183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих право на льготы и (или) на уменьшение налоговой базы для исчисления налогов.
Положения Постановлений Правительства Российской Федерации, регламентирующие порядок предоставления льгот по уплате налога на добавленную стоимость, а также исчисления и взимания налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% и 10%, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ, устанавливают условия наличия регистрационных удостоверений, выданных на изделия медицинской техники и (или) изделия медицинского назначения соответствующим уполномоченным Государственным органом.
В соответствии с положениями ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" введен новый термин "медицинские изделия", включающий в себя понятия изделий, используемые в подпункте 1 п.2 ст.149, подпункте 2 ст.150, подпункте 4 п.2 и п.5 ст.164 Налогового кодекса РФ.
При таможенном декларировании ввозимых товаров, в отношении которых декларантом заявлены сведения о предоставлении льгот по уплате налога на добавленную стоимость либо исчислении и взимании налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% и 10%, в случаях, установленных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, не представлены регистрационные удостоверения, подтверждающие, что ввозимые товары являются изделиями медицинской техники либо медицинского назначения, то в отношении таких товаров положения ст.ст.149, 150, 164 Налогового кодекса РФ не применяются.
На основании изложенного, выпуск товаров по декларации на товары N 10130032/011013/0007116 осуществлен на основании заявленных декларантом сведений, в соответствии с действующим законодательством, без предоставления льгот по уплате налога на добавленную стоимость.
Таким образом, до внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства РФ от 17.01.2002 N 19 "Об утверждении Перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" сумма налога на добавленную стоимость на товары, выпущенные по декларации на товары N 10130032/011013/0007116, не может рассматриваться в качестве излишне уплаченной суммы таможенных пошлин, налогов.
С учетом изложенного таможенный орган пришел к выводу о том, что основания для возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов, согласно представленным документам, отсутствуют.
Из материалов дела следует, что 01.10.2013 ООО "Адвенсум" представило в Отдел таможенного оформления (ОТО) и таможенного контроля (ТК) N 2 таможенного поста "Давыдовский" Московской областной таможни декларацию на товары N 10130032/011013/0007116 для таможенного оформления груза (Медицинское изделие, Система внутрисосудистой оптической когерентной томографии "Lunawave" код ОКП 94 4280 (код по общероссийскому классификатору продукции), заявленная таможенная стоимость товара составляет 8 675 231 рубль 40 копеек.
Как указывает заявитель, при оформлении декларации на товары N 10130032/011013/0007116 им в графе 47 ошибочно была указана ставка НДС в размере 18%.
Кроме того, 27.09.2013 ООО "Адвенсум" произвело оплату авансового платежа Московской областной таможни в общей сумме 7 900 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 27.09.2013 N 3124 и от 01.10.2013 N 3184. Из перечисленного авансового платежа Московской областной таможней было списано в счет оплаты НДС сумма в размере 1 561 541 рубля 65 копеек.
При таможенном декларировании товара ООО "Адвенсум" было предоставлено регистрационное удостоверение от 04.04.2013 N РЗН 2013/285, выданное на медицинское изделие "Система внутрисосудистой оптической когерентной томографии "Lunawave" с принадлежностями код ОКП 94 4280 (код по общероссийскому классификатору продукции)".
Данное регистрационное удостоверение было получено обществом после вступления в силу ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которой был введен термин "медицинские изделия", включающий в себя понятия изделий используемых в подпункте 1 п.2 ст. 149 Налогового кодекса РФ (важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника), п.2 ст.150 и подпункте 4 п.2 ст. 164 Налогового кодекса РФ (изделия медицинского назначения).
В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские изделия включают в себя любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях.
Согласно п.4 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий, которыми предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Согласно п.п. 1 п.2 ст.149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения), в частности, реализация на территории РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19 "Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость".
На основании примечания 1 к Постановлению Правительства РФ от 17.01.2002 N 19 "Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" к перечисленной в перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном порядке.
Таким образом, в настоящее время существует несоответствие терминологии, изложенной в Налоговом кодексе РФ (указаны термины "медицинская техника", "изделия медицинского назначения"), терминологии, применяемой Федеральным законом РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и используемой при выдаче регистрационного удостоверения (термин "медицинские изделия").
Вместе с тем суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствие в регистрационном удостоверении указания на то, что товар относится к медицинской технике, и наличие в регистрационном удостоверении указания на то, что товар является медицинским изделием не является основанием для неприменения льготы по налогу на добавленную стоимость, поскольку спорный товар отвечает условиям освобождения от обложения налогом, приведенным в Перечне важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Кроме того, письмом Министерства здравоохранения РФ от 25.03.2002 N 2510/2698-02-23 и письмом Минфина от 06.03.2002 N 04-03-05/10 разъяснено, что принадлежность медицинской техники к указанному Перечню важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.
В соответствии с п.10 Перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость к числу важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, отнесены приборы и аппараты для диагностики (код ОКП 944200).
Согласно примечанию 1 к Перечню важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость к перечисленной в нем медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
В примечании 2 к Перечню важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, кроме того, указано, что принадлежность отечественной медицинской техники к перечисленной в настоящем перечне медицинской технике подтверждается соответствием кодов по классификации ОК 005-93 (ОКП), приведенных в настоящем перечне, кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии.
Таким образом, с учетом положения п.2 примечания к Перечню важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, для техники зарубежного производства подтверждения соответствия кода ОКП не требуется.
С учетом изложенного, удовлетворяя требование, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ввозимый обществом для реализации товар (Система внутрисосудистой оптической когерентной томографии "Lunawave" присвоен код ОКП 94 4280 (согласно регистрационному удостоверению от 04.04.2013 N РЗН2013/285) относится к группе 94 4200 "Приборы и аппараты для диагностики" Перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Основанием для применения освобождения от налогообложения операций по реализации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники является наличие оформленного в установленном порядке регистрационного удостоверения и документов, подтверждающих соответствие данной медицинской продукции коду ОК 005-93, поименованному в Перечне важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
В соответствии со ст. 89 Таможенного Кодекса Таможенного Союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно ч. 1 ст. 147 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Принимая во внимание, что действий Московской областной таможни, выразившиеся в отказе возвратить ООО "Адвенсум" излишне уплаченную (взысканную) сумму налога на добавленную стоимость (НДС) в соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ являются незаконными, суд первой инстанции с учетом положения п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ правомерно обязал Московскую областную таможню произвести возврат излишне уплаченного НДС, внесенного обществом по платежным поручениям от 27.09.2013 N 3124 и от 01.10.2013 N 3184, и исчисленного по декларации на товары N 10130032/011013/0007116, в сумме 1 561 541 рубля 65 копеек в десятидневный срок с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2014 по делу N А40-179852/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-179852/2013