г. Пермь |
|
10 июня 2014 г. |
Дело N А71-283/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.,
при участии:
от заявителя - Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ОГРН 1031800554610, ИНН 1831038485): не явились;
от заинтересованного лица - начальника Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска Большовой Оксаны Владимировны: Большова О.В., паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 марта 2014 года
по делу N А71-283/2014,
принятое судьей Бушуевой Е.А.,
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
к начальнику Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска Большовой Оксане Владимировне
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к начальнику Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска Большовой Оксане Владимировне (далее - заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 марта 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к отсутствию оснований для признания административного правонарушения малозначительным.
Заявитель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направил, что в порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Большова Оксана Владимировн а в судебном заседании поддержала позицию письменного отзыва.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проанализировав нормы права применительно к спорным правоотношениям, проверив правильность их применения судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что Удмуртским УФАС России проведен ежеквартальный мониторинг выделения земельных участков для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства, для комплексного освоения в целях жилищного строительства, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в результате которого установлены следующие обстоятельства.
Постановлением Администрации г. Ижевска от 08.04.2013 N 342 "Об утверждении условий организации и проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности, с адресным ориентиром: г. Ижевск в 50 м юго-западнее жилого дома N 428 по ул. К. Маркса в микрорайоне N 18 жилого района "Север" в Октябрьском районе для строительства многоквартирного жилого дома со встроенными объектами обслуживания и подземной автостоянкой" утверждены условия организации и проведения аукциона. Функции организатора аукциона возложены на Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска. Организатору аукциона поручено провести аукцион и разместить информационное сообщение о его проведении в официальных средствах массовой информации, в том числе на официальном сайте Российской Федерации и официальном сайте Администрации г. Ижевска в срок до 11.04.2013.
Извещение о проведении аукциона было размещено на официальном сайте Администрации г. Ижевска izh.ru 08.04.2013 года, в газете "Удмуртская правда" от 10.04.2013 N 40.
На официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru извещение о проведении аукциона не размещено.
Согласно извещению о проведении аукциона на официальном сайте Администрации г. Ижевска izh.ru начальная стоимость земельного участка составляет 22 360 000 руб., шаг аукциона составляет 800 000 рублей.
В соответствии с протоколом приема заявок на участие в аукционе от 17.05.2013 поступили заявки на участие в аукционе от ООО "М-Актив", ООО "Строительная компания "Развитие", ИП Осколкова Андрея Эдуардовича, Плехова Андрея Леонидовича. Все заявители зарегистрированы в г.Ижевске, указанные лица признаны участниками аукциона.
Согласно таблице увеличения начальной цены на аукционе поднимались карточки с N 1 и N 3, зарегистрировано 10 шагов аукциона, карточка N 1 была поднята последний раз на 10 шаге.
В соответствии с протоколом о результатах аукциона N 24 от 21.05.2013 участником с номером карточки 1 предложена наибольшая цена, составившая 29 560 000 руб., победителем аукциона признан ИП Осколков А.Э. Результаты проведения аукциона опубликованы в газете "Удмуртская правда" от 24.05.2013, на официальном сайте Администрации г. Ижевска 25.05.2013.
В соответствии с договором от 27.05.2013 N 5651 Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска продало ИП Осколкову А.Э. земельный участок с кадастровым номером 18:26:000000:6349, площадью 8 070 кв.м., расположенный по адресу: г. Ижевск, в 50 м юго-западнее жилого дома N 428 по ул. К.Маркса в микрорайоне N 18 жилого района "Север", расположенный на землях населенных пунктов для строительства многоквартирного жилого дома со встроенными объектами обслуживания и подземной автостоянкой. Цена проданного земельного участка составляет
29 560 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела N ТГ08-02/2013-50 о нарушении антимонопольного законодательства представители Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г.Ижевска пояснили устно, а также представили письменные пояснения по делу, из которых следует, что на основании постановления Администрации г.Ижевска от 08.04.2013 N 342 Управлением было размещено извещение о проведении аукциона на официальном сайте Администрации г.Ижевска izh.ru 08.04.2013, а также извещение опубликовано в газете "Удмуртская правда" от 10.04.2013 N 40. Информация о проведении аукциона на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru размещена не была. В связи с допущенным нарушением в отношении ответственных лиц были применены меры дисциплинарного взыскания.
С учетом изложенного антимонопольный орган пришел к выводу о том, что организатором аукциона - Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска в нарушение требований п. 9
ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 не размещена на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в сети "Интернет" информация об организации и проведении аукциона по продаже земельного участка площадью 8070 кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Октябрьский район, в 50 м юго-западнее жилого дома N 428 по ул. К. Маркса в микрорайоне N 18 жилого района "Север", что привело к нарушению ч. 1 ст. 17 Закона "О защите конкуренции".
Решением Удмуртского УФАС России от 13.11.2013 N ТГ08-02/2013-50 Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска признано нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции", Управлению выдано предписание, которым предписано: при проведении торгов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, информацию о торгах размещать на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov.ru.; обратиться в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании аукциона от 21.05.2013 по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности, с адресным ориентиром: г.Ижевск, в 50 м юго-западнее жилого дома N 428 по ул. К. Маркса в микрорайоне N 18 жилого района "Север" в Октябрьском районе с кадастровым номером 18:26:000000:6349 для строительства многоквартирного жилого дома со встроенными объектами обслуживания и подземной автостоянкой и заключенного по его результатам договора недействительными.
По факту выявленных в рамках дела N ТГ 08-03/2013-20А нарушений требований антимонопольного законодательства уполномоченным должностным лицом Удмуртского УФАС России в отношении должностного лица - начальника Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г.Ижевска Большовой О.В. составлен протокол N ТГ 08-03/2013-20А от 14.01.2014 по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 203 АПК РФ, ст.23.1 КоАП РФ Удмуртское УФАС России обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении начальника Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г.Ижевска Большовой О.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.14.9 КоАП РФ.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) заинтересованного состава вменяемого административного правонарушения, однако в связи с признанием правонарушения малозначительным удовлетворил заявленные требования.
Данный вывод суда является законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Статьей 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства.
На основании п.1 ст.38.1 Земельного кодекса Российской Федерации аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного строительства) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (п. 9).
В извещении или сообщении о проведении аукциона в числе других сведений должны содержаться и сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение (п. 10).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012
N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения с 1 января 2013 года информации, в том числе, о проведении аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды такого земельного участка для жилищного строительства.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 13.11.2013 по делу N ТГ08-02/2013-50 Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г.Ижевска признано нарушившим часть 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции" в части не размещения информации об аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности, с адресным ориентиром: г. Ижевск, в 50 м юго-западнее жилого дома N 428 по ул. К. Маркса в микрорайоне N 18 жилого района "Север" в Октябрьском районе, с кадастровым номером 18:26:000000:6349 для строительства многоквартирного жилого дома со встроенными объектами обслуживания и подземной автостоянкой, на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.5 Положения об Управлении земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской думы г. Ижевска от 06.06.2006 N 115, управлением руководит на принципах единоначалия начальник управления, который действует без доверенности от имени управления. В своей деятельности начальник Управления руководствуется муниципальными правовыми актами и действующим законодательством. Начальник управления организовывает работу управления, обеспечивает исполнение полномочий управления.
Распоряжением Администрации города Ижевска от 13.07.2011 N 246-к "О назначении Большовой О.В." Большова Оксана Владимировна назначена на должность начальника Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска с 19.07.2011.
Материалами дела подтверждается, что начальником Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска-Большовой О.В. не обеспечено исполнение требований п. 9 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации по размещению информации об аукционе на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет".
Отсутствие размещения информации на официальном сайте в сети "Интернет" о проведении аукциона по продаже земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома привело к сокращению числа участников торгов, поэтому действия Большовой О.В. нарушают ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Факт совершения начальником Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска Большовой О.В. административного правонарушения подтверждается представленными по делу доказательствами, заинтересованным лицом не оспаривается, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Учитывая, что Большова Оксана Владимировна имела возможность при надлежащем исполнении своих служебных обязанностей не допустить указанное нарушение антимонопольного законодательства, предвидела возможность наступления вредных последствий ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей в этой ситуации, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывала на предотвращение таких последствий, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о виновности заинтересованного лица в совершении вмененного ему нарушения (часть 2 статьи 2.2, статья 2.4 КоАП РФ).
В этой связи суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности наличия в действиях заинтересованного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10).
Суд первой инстанции, оценив характер совершенного заинтересованным лицом правонарушения, степень общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством общественным отношениям, исходя из конкретных обстоятельств дела и отсутствия вредных последствий, пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным. Судом учтено, что информация о проведении аукциона по продаже земельного участка была размещена на официальном сайте Администрации г.Ижевска и опубликована в газете, полного ограничения, недопущения или устранения конкуренции допущено не было, в аукционе участвовали несколько заявителей, нарушение было выявлено Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г.Ижевска, информация о допущенном нарушении была направлена в Управление Федеральной антимонопольной службы, допустившие нарушение лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Оснований для переоценки выводов суда в данном случае у суда апелляционной инстанции не имеется. Подателем жалобы не приведены доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции. Само по себе несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств дела не является основанием для отмены судебного акта.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 марта 2014 года по делу N А71-283/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-283/2014