г. Санкт-Петербург |
|
20 мая 2014 г. |
Дело N А56-62197/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Нечипорук А.М. по доверенности от 07.10.2013 N 07/10, Попова Н.А. по доверенности от 10.09.2013 N 10/09-1;
от заинтересованного лица: Валдаева Ю.В. по доверенности от 24.12.2013 N 01-04-4599/13;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4213/2014) общества с ограниченной ответственностью на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2014 по делу N А56-62197/2013 (судья Анисимова О.В.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Балтстрой Энергомонтаж"
к Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтстрой Энергомонтаж" (ОГРН: 1137847099048, адрес: 191002, г. Санкт-Петербург, Рубинштейна ул., 13, лит. А, пом. 2Н, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга (ОГРН: 1027809192575, адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, Литейный пр-кт, 36, литер А, далее - ГАТИ, Инспекция) от 09.10.2013 N 4269 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 34262 от 12.09.2013, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 43-1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Решением от 21.01.2014 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда от 21.01.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, обществом приняты необходимые меры по своевременному получению распоряжения ГАТИ на ограничение движения автотранспорта, в связи с чем у административного органа отсутствовали основания для привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель ГАТИ возражал против ее удовлетворения, по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, общество является производителем работ в соответствии с ордером ГАТИ N У-1819 от 15.05.2013 на производство земляных работ (электрокабель) по адресу: Санкт-Петербург, Политехническая ул. от ул. Карбышева до Новороссийской ул. Производство работ разрешено с 16.05.2013 по 30.10.2013.
В целях организации дорожного движения при производстве работ по установке временного ограждения ГАТИ вынесено распоряжение N 955-ЗД от 24.07.2013 о временном ограничении движения транспортных средств на участке дороги по адресу: Санкт-Петербург, Политехническая ул. от ул. Карбышева до Новороссийской ул. на срок от 28.08.2013 по 05.09.2013.
05.09.2013 обществом подана в инспекцию заявка о продлении срока временного ограничения движения транспортных средств.
06.09.2013 инспекцией в присутствии понятых произведен осмотр зоны производства работ по ордеру ГАТИ от N У-1819 от 15.05.2013. В ходе проверки установлен факт ограничения движения транспортных средств на участке дороги по указанному адресу после истечения срока действия распоряжения ГАТИ N 955-ЗД от 24.07.2013, которым ограничение движения было разрешено до 05.09.2013. По результатам осмотра составлен протокол от 06.09.2013.
12.09.2013 означенная территория повторно осмотрена должностным лицом ГАТИ, составлен протокол осмотра территории от 12.09.2013, в котором также зафиксирован факт ограничения движения без соответствующего разрешения ГАТИ.
По факту выявленного нарушения 12.09.2013 уполномоченным должностным лицом ГАТИ в отношении Общества составлен протокол N 34262 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 43-1 Закона N 273-70.
Постановлением от 09.10.2013 N 4269 по делу об административном правонарушении N 34262 от 12.09.2013 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 43-1 Закона N 273-70, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб. Указанным постановлением обществу вменено нарушение требований пункта 3.2.21 Правил производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением ГАТИ от 22.01.2008 N 4, пункта 1.6 Порядка осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 N 272, пункта 4 Порядка принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, приема и рассмотрения заявок о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденного распоряжением ГАТИ от 03.05.2012 N 4.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обжаловало постановление ГАТИ в арбитражном суде.
Суд первой инстанции установил наличие события и вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения, не усмотрел оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным, в связи с чем в удовлетворении заявления отказал.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.
Пунктом 1 статьи 43-1 Закона N 273-70 предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в Санкт-Петербурге, установленного Правительством Санкт-Петербурга, за исключением административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 N 272 (далее - Порядок N 272)
В соответствии с пунктом 1.6 Порядка N 272 временные ограничение или прекращение движения транспортных средств, предусмотренные в пунктах 1.1.1 (при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог) и 1.2.6 (при установлении временных ограждений и(или) временных объектов, в том числе строительных площадок, зон производства работ, строительных лесов для ремонта фасадов зданий, на автомобильных дорогах, а также при производстве земляных работ при прокладке, ремонте инженерных сетей (коммуникаций) и сооружений) настоящего Порядка, устанавливаются Государственной административно-технической инспекцией (ГАТИ) путем принятия акта об ограничении или прекращении движения.
Пунктом 4 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 N 272 Комитету по транспортно-транзитной политике и Государственной административно-технической инспекции предписано разработать и утвердить порядки принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, приема и рассмотрения заявок о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге в пределах своей компетенции, установленной настоящим постановлением.
Во исполнение пункта 4 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 N 272 ГАТИ разработан Порядок принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, приема и рассмотрения заявок о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденный распоряжением ГАТИ от 03.05.2012 N 4 (далее - Порядок N 4)
В силу пункта 2 Порядка N 4 настоящий Порядок распространяется на случаи ограничения движения или прекращения движения при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог регионального значения в Санкт-Петербурге, а также при установлении временных ограждений и(или) временных объектов (в том числе строительных площадок, зон производства работ, строительных лесов для ремонта фасадов зданий) на автомобильных дорогах регионального значения в Санкт-Петербурге, а также при производстве земляных работ при прокладке, ремонте инженерных сетей (коммуникаций) и сооружений.
Согласно пункту 4 Порядка N 4 введение ограничения движения и (или) прекращения движения осуществляется на основании распоряжения ГАТИ по основаниям, предусмотренным в пункте 2 настоящего Порядка.
При этом в соответствии с пунктом 3.2.21 Правил производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением ГАТИ от 22.01.2008 N 4 (далее - Правила N4), производитель работ обязан получить распоряжение ГАТИ о временном ограничении (временном прекращении) движения транспортных средств по автомобильным дорогам Санкт-Петербурга при необходимости такого ограничения (прекращения), а также соблюдать порядок и сроки временного ограничения (временного прекращения) движения транспортных средств по автомобильным дорогам Санкт-Петербурга в соответствии с распоряжением ГАТИ.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 4 распоряжение ГАТИ о введении ограничения движения или прекращения движения принимается на основании заявки с указанием планируемых работ, сроков начала и окончания периодов ограничения движения или прекращения движения, названий автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), на которых планируется ограничение движения или прекращение движения (далее - заявка), схемы организации дорожного движения, согласованной в рамках межведомственного взаимодействия с УГИБДД ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Комитетом по транспорту, ГКУ "ДОДД", разрешения на строительство или ордера на производство земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга (при производстве работ, требующих получения ордера).
Согласно пункту 7 Порядка N 4 заявка с приложением схемы организации дорожного движения представляется в ГАТИ не позднее 15 рабочих дней до планируемой даты начала ограничения движения или прекращения движения.
ГАТИ в течение 12 рабочих дней после регистрации заявки рассматривает ее и принимает решение об ограничении движения или прекращении движения либо об отказе в ограничении движения или прекращении движения. При этом возможность и сроки временного ограничения или временного прекращения движения транспортных средств на период производства работ определяются ГАТИ в соответствии с представленными документами, строительными нормами и правилами, требованиями техники безопасности, действующими правилами эксплуатации городского пассажирского транспорта, правилами дорожного движения, другими нормативными документами, с учетом назначения и важности объекта, класса и категории автомобильной дороги, существующей и перспективной транспортной ситуации конкретного административного района Санкт-Петербурга и города в целом, планируемых или производимых в данное время других работ на рассматриваемой автомобильной дороге.
06.09.2013 в ходе проведенной инспекцией проверки выявлено, что на участке дороги по указанному адресу установлено ограничение движения транспортных средств, тогда как срок действия распоряжения ГАТИ от N 955-ЗД от 24.07.2013 истек 05.09.2013, новое распоряжение об ограничении движения транспортных средств обществом не получено. Аналогичные обстоятельства установлены инспекцией при осмотре зоны производства работ 12.09.2013 (протоколы осмотра от 06.09.2013 и от 12.09.2013).
Означенные обстоятельства квалифицированы судом первой инстанции как свидетельствующие о непринятии обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению приведенных выше правил и порядка ограничения движения транспорта и недопущению совершения правонарушения.
По мнению апелляционной инстанции, необходимо учесть следующее.
Непредвиденные препятствия, возникшие в ходе производства работ (обнаружение деформации труб, не позволяющей выполнить монтаж кабеля), привели к смещению сроков производства работ и, соответственно, к необходимости продления ограничения движения транспорта. Представленными в материалы дела доказательствами - Актом осмотра скважин кабельных линий, переписки с заказчиком - ОАО "Ленэнерго", экспертным заключением о причинах деформации труб, протоколом совещания в ГАТИ, - подтверждается наличие означенных обстоятельств.
Исходя из вышеприведенных норм, общество должно было по истечении срока, установленного распоряжением ГАТИ, снять ограничение движения либо получить новое распоряжение в соответствии с Порядком N 4. Но, учитывая необходимость принятия срочных мер по завершению работ и открытию движения общество обратилось в ГАТИ с заявлением о продлении действия распоряжения от 24.07.2013 N 955-ЗД.
Поскольку заявление общества от 05.09.2013 о продлении срока временного ограничения движения транспортных средств отклонено по причине отказа в согласовании схемы организации дорожного движения (л.д. 120), 12.09.2013 обществом повторно подана в инспекцию заявка о продлении срока временного ограничения движения транспортных средств. Означенная заявка также отклонена (л.д. 121), т.к. ГКУ "ДОДД" отказано в согласовании схемы организации дорожного движения. Аналогичным образом отклонена и заявка общества от 25.09.2013 г. (л.д. 122).
Следует учесть, что обращение с данными заявками (копии приложены ГАТИ к дополнениям к отзыву на апелляционную жалобу) заведомо не могло исключить строгое соблюдение обществом требований Порядка N 4.
С соответствующим заявлением в ГАТИ можно обратиться лишь не позднее, чем за 15 дней до требуемой даты введения ограничения движения, а заявление будет рассмотрено в течение 12 дней. Таким образом, действующее в данной сфере законодательство не позволяет заинтересованным лицам (осуществляющим работы организациями и уполномоченным органам) оперативно реагировать и принимать решения, позволяющие соблюсти порядок оформления ограничения движения транспортных средств при смещении сроков производства работ. По мнению апелляционного суда, обстоятельства данного дела этот вывод подтверждают. Упрощенной процедуры продления разрешений на ограничение движения нормативные акты ГАТИ не содержат.
Кроме того, обстоятельства дела свидетельствуют о том, установленное распоряжением от N 955-ЗД от 24.07.2013 ограничение движения на участке дороги не было снято, следовательно, ранее размещенные сведения об ограничении движения ГАТИ не откорректированы. Соответствующие дорожные знаки и иные технические средства организации дорожного движения продолжали организацией применяться в соответствии с предыдущим согласованием, а действия общества не могли повлечь за собой каких-либо негативных последствий для организации и безопасности транспортного движения. В любом случае, ГАТИ было уведомлено о невозможности завершения работ и необходимости продления ограничения дорожного движения.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу пункта 3 статьи 26.1 КоАП РФ виновность лица в совершении административного правонарушения является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
Повторно рассмотрев дело, апелляционный суд пришел к выводу о том, что приведенные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения.
Поскольку в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявление общества об оспаривании постановления ГАТИ о привлечении к административной ответственности - удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2014 по делу N А56-62197/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга от 09.10.2013 N 4269 о назначении обществу с ограниченной ответственностью "Балтстрой Энергомонтаж" (ОГРН: 1137847099048, адрес: 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна,13, лит. А, пом. 2Н) административного наказания по делу об административном правонарушении N 34262 от 12.09.2013.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-62197/2013