город Омск |
|
15 мая 2014 г. |
Дело N А81-4893/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3541/2014) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.03.2014 по делу N А81-4893/2013 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Сибирская нефтегазовая компания" (ИНН 8904005920, ОГРН 1028900619835) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 02.10.2013 N 525/2013,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "Сибирская нефтегазовая компания" - Чижов Сергей Николаевич по доверенности N АФ-36/14 от 29.04.2014 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
установил:
открытое акционерное общество "Сибирская нефтегазовая компания" (далее - ОАО "Сибнефтегаз", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление Росприроднадзора по ЯНАО, заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным постановления от 02.10.2013 N 525/2013 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.03.2014 по делу N А81-4893/2013 заявленные требования удовлетворены, спорный ненормативный правовой акт признан незаконным и отменен.
С судебным решением административный орган не согласился, обжаловав его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что ОАО "Сибнефтегаз" является владельцем лицензии CJIX 01449 ВЭ, зарегистрированной 31.10.2003 на срок до 2018 года. Целевое назначение лицензии - добычи пресных подземных вод для хозяйственного и производственного водоснабжения УКПГ при бурении эксплуатационных и расконсервации разведочных скважин.
В ходе плановой проверки ОАО "Сибнефтегаз", проведенной в период с 09.09.2013 по 16.09.2013 должностными лицами Управления Росприроднадзора, установлено нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
А именно, в соответствии с пунктом 5.2.2 лицензионного соглашения к лицензии CJIX 01449 ВЭ владелец лицензии обязан выполнять установленные стандарты по охране подземных вод и других объектов окружающей среды и своевременно ликвидировать прямые и потенциальные источники загрязнения подземных вод, связанные с использованием подземных вод.
В нарушение пункта 5.11 СНиП 2.04.02-84 конструкция оголовка скважины не обеспечивает полную герметизацию, исключающую проникновение в межтрубное и затрубное пространства скважин воды и загрязнений.
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), административным органом 24.09.2013 составлен протокол об административном правонарушении N 525 и 02.10.2013 вынесено постановление N 525/2013, которым общество признано виновным в допущенном правонарушении и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Судом первой инстанции указанное постановление было признано незаконным по основанию недоказанности события вменяемого правонарушения. В том числе суд указал, что СНиП 2.04.02-84, на который сослался административный орган, на момент привлечения к ответственности утратил силу, а актуализированная редакция указанных СНиП - СП 31.13330.2012, распространяется только на проектирование вновь строящихся и реконструируемых систем наружного водоснабжения. Также судом отмечено, что требования по охране подземных вод содержатся в СП 2.1.5.1059-01, в которых не имеется условия о герметизации конструкции оголовка скважины.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо с выводами суда первой инстанции не соглашается, просит отменить принятое решение, вынести новый судебный акт. Считает, что утрата силы СНиП 2.04.-84 никоим образом не свидетельствует о незаконности постановления о назначении наказания, поскольку вместо названных норм введен в действие Свод правил 31.13330.2012, в котором также содержится требование о герметизации конструкции оголовка скважины. Кроме того, общество ведет добычу воды не только для технических нужд, но и хозяйственного водоснабжения, что, по убеждению подателя жалобы, свидетельствует об ошибочности позиции суда первой инстанции относительно нераспространения СНиП 2.04.02-84 на рассматриваемые отношения.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложены возражения относительно отмены судебного решения.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя заявителя, поддержавшего возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Управление Росприроднадзора явку своего представителя не обеспечило, что с учетом надлежащего уведомления и в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя общества, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Как следует из части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, является пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Отношения, возникающие, в том числе, в связи с использованием недр Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее по тексту - Закон о недрах).
В статье 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Обществу выдана лицензия СЛХ 01449 ВЭ зарегистрированная 31.10.2003 на срок до 2018 года. Целевое назначение лицензии - добычи пресных подземных вод для хозяйственного и производственного водоснабжения УКПГ при бурении эксплуатационных и расконсервации разведочных скважин.
Пунктом 5.2.2 лицензионного соглашения предусмотрено, что владелец лицензии обязан выполнять установленные стандарты по охране подземных вод и других объектов окружающей среды и своевременно ликвидировать прямые и потенциальные источники загрязнения подземных вод, связанные с использованием подземных вод.
В ходе натурного осмотра артезианских скважин установлено, что в оголовках скважин установлено наличие отверстий, два из которых предприятием использованы для питающего кафеля насосного оборудования, два других отверстия с наличием внутренней резьбы находятся в открытом состоянии. Одно из открытых отверстий обществом используется для проведения замеров уровня воды в скважине, что в принципе отвечает существующим требованиям, при которых в конструкции скважины необходимо предусматривать возможность проведения замеров дебета, уровня и отбора проб воды.
Наличие открытых отверстий расценено административным органом как нарушение пункта 5.11 СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети", которым предусмотрено, что конструкция оголовка скважины должна обеспечивать полную герметизацию, исключающую проникание в межтрубное и затрубное пространства скважины поверхностной воды и загрязнений.
Апелляционный суд с такой трактовкой обстоятельств дела не может согласиться.
Как видно из буквального толкования пункта 5.11 СНиП 2.04.02-84 "конструкция _ должна обеспечивать полную герметизацию".
Таким образом, с учетом положений статьи 24.5 КоАП РФ и части 4 статьи 210 АПК РФ административный орган обязан доказать, что конструкция скважины общества не обеспечивает полную герметизацию.
Из материалов дела усматривается, что указанного обстоятельства заинтересованным лицом установлено не было, а было лишь выявлено наличие двух открытых на момент проверки отверстий с внутренней резьбой, одно из которых используется для проведения замеров.
Апелляционная коллегия допускает, что данные отверстия, имеющие внутреннюю резьбу, являются технологическими, то есть предусмотренными изготовителем конструкции скважины для производства связанных с добычей выводы работ (например, как самостоятельно указывает административный орган, для производства замеров). Наличие таких технологических отверстий говорит лишь о том, что общество не произвело их заглушку (не закрыло отверстия), а не о "конструкции", которая "не обеспечивает" должную герметизацию.
Кроме того, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции относительно того, что административный орган неправомерно вменил заявителю нарушение пункта 5.11 СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети", так как данный нормативный акт утратил силу с 1 января 2013 года в связи с изданием Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14, которым утвержден СП 31.13330.2012 Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*.
В апелляционной жалобе Управление Росприроднадзора указывает, что вместо обозначенного СНиП в данный момент действует его актуализированная редакция - СП 31.13330.2012.
Действительно, сводом правил СП 31.13330.2012 установлено, что конструкция оголовка скважины должна обеспечивать полную герметизацию, исключающую проникание в межтрубное и затрубное пространства скважины поверхностной воды и загрязнений (п.8.11).
Вместе с тем, настоящий свод правил устанавливает обязательные требования, которые должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых систем наружного водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства.
В данном случае общество эксплуатирует скважину. Сведений о наличии действий по ее проектированию либо реконструкции на момент проведения проверки заинтересованным лицом не представлено, что свидетельствует об отсутствии оснований для применения указанного правового акта к рассматриваемым отношениям.
Требования по охране подземных вод содержатся в СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения".
При этом требование о герметизации конструкция оголовка скважины указанные санитарные правила не содержат.
Таким образом, следует поддержать вывод суда первой инстанции о том, что административным органом в оспариваемом постановлении приведены нормы, не подлежащие применению, и кроме того, указанные нормы не распространяются на охрану подземных вод.
В нарушение части 4 статьи 210 АПК РФ заинтересованное лицо не доказало событие вменяемого правонарушения, что по правилам статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба административного органа удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.03.2014 по делу N А81-4893/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-4893/2013