г. Санкт-Петербург |
|
19 мая 2014 г. |
Дело N А56-71503/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Халиковой К.Н.
при участии:
от заявителя: Абашин А.Н.- доверенность от 01.01.2013
от заинтересованного лица: Ртищева М.Ю. - доверенность от 23.10.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7018/2014) ООО "Союзоптторг" на решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2014 по делу N А56-71503/2013 (судья Пасько О.В.), принятое
по заявлению ООО "Союзоптторг"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга
о признании незаконным решения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Союзоптторг" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга от 14.11.2013 N 08802513РВ0001151 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Решением суда от 04.02.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель направил жалобу в суд апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. В обоснование своей позиции податель жалобы указывает, что оплата стоимости питания не предусмотрена ни трудовыми договорами с работниками, ни локальными нормативными актами Общества, в связи с чем не является оплатой труда; поскольку указанные выплаты изначально не включаются в базу для начисления страховых взносов, ссылка на статью 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ) в данном случае является необоснованной;
В судебном заседании представитель Фонда возражал против удовлетворения жалобы, представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управление ПФР в Красногвардейском районе была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионных фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ООО "Союзоптторг" (заявителем) за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
По результатам проверки был составлен акт выездной проверки от 15.10.2013 г. N 138, который получен главным бухгалтером Романовой И.В. по доверенности от 15.10.2013 г.
Заявителем были представлены возражения (от 24.10.2013 N 176/01) по Акту выездной проверки и 14.11.2013 г. Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе было вынесено решение N 088 025 13 РВ 0001151 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно решению установлено занижение базы для начисления страховых взносов, в связи с чем, доначислены страховые взносы в сумме 1 019 410 рублей 16 коп., кроме того, Обществу начислен штраф на основании пункта 1 статьи 47 Закона N 212 в размере 203 882 рубля 03 коп., пени в сумме 228 186 рубля 28 копеек, заявитель привлечен к ответственности согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ в размере 101 941 рублей 02 копейки.
Не согласившись с решением Фонда, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании его недействительным
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изменениями и дополнениями в редакции, относящейся к спорному периоду 2010 года), уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011,) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, к объекту обложения страховыми взносами относятся выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений, в том числе стимулирующие и компенсационные выплаты, в пользу работников, независимо от наличия либо отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, за исключением выплат, указанных в статье 9 данного Закона.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (действует с 01.01.2010).
Так, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников (подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ).
Кроме того, из указанной нормы следует, что страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начисляются на выплаты, носящие компенсационный, единовременный характер в случаях и в пределах норм, прямо предусмотренных законодательством.
ТК РФ установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 ТК РФ) и компенсации (главы 24 - 28 ТК РФ).
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При этом компенсации в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
Законодатель выделяет два вида компенсационных выплат:
- компенсации, которые связаны с особыми условиями труда и согласно статье 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда;
- компенсации, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Согласно части 2 статьи 164 ТК РФ, компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом или другими федеральными законами.
Статьей 165 ТК РФ установлено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных настоящим кодексом и иными федеральными законами.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Между тем, как следует из сводов начисления и удержания по организации, оплата питания работников, носила систематический характер, выплачивалась постоянно, является доходом в натуральной форме, на размер которой заявитель начислил и уплатил налог на доходы физических лиц, что следует из бухгалтерских документов Общества и им не опровергается.
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд считает, что данные выплаты полностью соответствуют критерию компенсационных выплат в смысле статьи 129 ТК РФ и являются составной частью заработной платы, не могут быть отнесены к выплатам, предусмотренным главами 24 - 28 ТК РФ; в связи с чем, ссылка, заявителя на положения статей 165, 169 ТК РФ, поддержанная судом первой инстанции, судом апелляционной инстанции не принимается как необоснованная.
Назначение и характер спорных выплат, произведенных работникам, свидетельствуют о том, что данные выплаты обусловлены именно трудовыми отношениями, связаны с трудовой деятельностью, следовательно, они являются элементами оплаты труда и подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов, при этом, не имеет правового значения ни их название, ни способ формирования источника выплат данных сумм.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 - 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о том, что поскольку спорные выплаты не поименованы в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ как необлагаемые, осуществляются в рамках трудовых отношений и являются частью оплаты труда, соответственно, данные выплаты подлежат включению в облагаемую страховыми взносами базу, в связи с чем, у Фонда социального страхования имелись все основания для доначисления заявителю страховых взносов. Правильность расчета произведенных заинтересованным лицом доначислений сумм страховых взносов Обществом по существу не оспаривалась.
Между тем, апелляционная инстанция полагает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в признании недействительным решения фонда в отношении привлечения общества к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 101 941 рублей 02 копейки.
Часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Другими словами, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Информации о том, что страхователь не представил эти сведения или представил недостоверные, не имеется.
В то же время обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12).
При указанных обстоятельствах оснований для привлечения общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ у фонда не имелось, в связи с чем решения от 14.11.2013 N 08802513РВ0001151 в части начисления штрафа по статье 17 Федерального Закона N27-ФЗ в сумме 101 941, 02 руб. подлежит признанию недействительным.
Ссылка подателя жалобы на ненадлежащее извещение Общества о времени и месте рассмотрения материалов проверки, отклоняется судом.
15.10.2013 Фондом было составлено Уведомление N 138/07/4764 о вызове плательщика страховых взносов на 14.11.2013 г. в 09:15 мин. для вынесения Решения по материалам проведения выездной проверки, которое было получено главным бухгалтером Романовой И.В. 15.10.2013, кроме того, заявителем были представлены возражения к акту, которые были рассмотрены и отклонены Фондом, следовательно, утверждение Общества об отсутствии возможности реализовать предоставленное ему законом право, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что решение от 14.11.2013 N 08802513РВ0001151 вынесено в соответствии с Федеральным законом N212-ФЗ, процессуальных нарушений Фондом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2014 по делу N А56-71503/2013 отменить в части отказа в признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга от 14.11.2013 N 08802513РВ0001151 в части начисления штрафа по статье 17 Федерального Закона N27-ФЗ в сумме 101 941, 02 руб.
Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга от 14.11.2013 N 08802513РВ0001151 в части начисления штрафа по статье 17 Федерального Закона N27-ФЗ в сумме 101 941, 02 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2014 по делу N А56-71503/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-71503/2013