Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29 сентября 2014 г. N Ф10-3399/14 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
11 июля 2014 г. |
Дело N А14-10752/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.06.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В. Миронцевой Н.Д. Семенюта Е.А. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В., Малыгиной Е.Г.,
при участии:
от Администрации городского округа город Нововоронеж: от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: от ООО "Цифровая связь": |
Попов С.В. по доверенности N 13 от 06.02.2014;
Капранчиков А.В. по доверенности N 05-16/3685 от 25.11.2013;
Холодов В.Ю. по доверенности б/н от 15.04.2014. |
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам первой инстанции заявление Администрации городского округа город Нововоронеж (ОГРН 1033657500480, ИНН 3651002846) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908) о признании недействительными решения и предписания УФАС по Воронежской области от 22.08.2013 г. по делу N 261-15к,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа город Нововоронеж Воронежской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - ответчик, УФАС по Воронежской области) о признании недействительными решения и предписания от 22.08.2013 по делу N 261-15к.
Дело рассмотрено с участием третьего лица без самостоятельных требований - ООО "Цифровая связь".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2014 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование требований апелляционной жалобы указало следующее:
- 03.02.2014 арбитражный суд Воронежской области завершил рассмотрение дела и объявил перерыв до дня вынесения судебного акта до 10 февраля 2014 г. до 17 часов 00 минут; резолютивная часть была объявлена 10 февраля 2014 г. в присутствии представителя Администрации. Вместе с тем, резолютивная часть вместе с мотивированным решением по делу А14-10752/2013 были размещены на сайте Высшего арбитражного суда РФ 08.02.2014 в 15:25 МСК.
- судом необоснованно отклонены доводы Администрации, приведённые в обоснование заявленных требований.
Апелляционная жалоба Администрации была принята к производству Девятнадцатого арбитражного суда, судебное заседание назначено на 16.04.2014.
Определением от 16.04.2014 апелляционный суд перешёл к рассмотрению дела по правилам первой инстанции по основаниям, предусмотренным п.7 ч.4 ст.270 АПК РФ (нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения). Судебное заседание назначено на 30.04.2014.
Судебное заседание откладывалось с 30.04.2014 до 28.05.2014.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 28.05.2014 до 04.06.2014.
Представитель Администрации в судебном заседании 28.05.2014 дополнил основания заявленных требований, указав, что доказательства отсутствия социальной необходимости в строительстве трасс волоконно-оптической линии связи были представлены антимонопольному органу в письме от 09.08.2013; обращение ООО "Цифровая связь" Администрацией рассмотрено (протокол заседания межведомственной комиссии по выбору земельных участков для проектирования и строительства от 27 апреля 2012 года N 04). Просит признать недействительными оспариваемые ненормативные правовые акты антимонопольного органа.
Представители УФАС по Воронежской области и ООО "Цифровая связь" заявленные требования не признали, считая оспариваемые решение и предписание законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, заслушав и обсудив пояснения участвующих в деле лиц, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Межведомственной комиссией по выбору земельных участков для проектирования и строительства в г. Нововоронеже рассматривался рабочий проект "Строительство транспортной сети связи ООО "Цифровая связь" в г.Нововоронеж". По итогам заседания 27.04.2012 межведомственной комиссии по выбору земельных участков для проектирования и строительства в г. Нововоронеже было принято решение о предоставлении ООО "Цифровая связь" имеющийся топографический материал 7-го жилого района для разработки проекта строительства трасс волоконно-оптической линии связи (далее - ВОЛС) путем подземной прокладки телефонной канализации. Актом о выборе земельного участка для строительства трасс ВОЛС на территории г. Нововоронежа был согласован земельный участок и составлена согласованная схема размещения земельного участка для строительства трасс ВОЛС.
Однако 30.05.2013 Администрацией в адрес ООО "Цифровая связь" было направлено письмо исх. N 3698 об отказе в строительстве трасс ВОЛС на территории г. Нововоронежа. В данном письме указывается, что положительное решение комиссии по выбору земельных участков для проектирования и строительства, согласованные всеми членами комиссии акты о выборе земельного участка и схемы размещения земельного участка для строительства являются документацией рекомендательного характера, а также содержится ссылка на отсутствие социальной необходимости в предоставлении услуг, оказываемых ООО "Цифровая связь". Полагая, что действия Администрации ограничивают конкуренцию на рынке деятельности в области электросвязи, ООО ""Цифровая связь 12.07.2013 обратилось в УФАС по Воронежской области с жалобой.
Воронежским УФАС России 17.07.2013 было возбуждено дело в отношении администрации городского округа город Нововоронеж по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
По итогам рассмотрения антимонопольного дела N 261-15к антимонопольным органом 22.08.2013 вынесено решение, в соответствии с которым администрация городского округа город Нововоронеж признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части осуществления действий по отказу ООО "Цифровая связь" в строительстве трасс ВОЛС и отказу в возможности оказания услуг в области электросвязи после проведенных согласований.
Администрации 22.08.2013 выдано предписание N 261-15к об устранении нарушений части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07,2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем выдачи разрешения на проведение необходимых согласований с последующей выдачей разрешений для строительства трасс волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) на территории городского округа город Нововоронеж.
Не согласившись с принятыми решением УФАС по Воронежской области от 22.08.2013 N 261-15к, а также с выданным предписанием, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Рассмотрев повторно дело по правилам первой инстанции, апелляционный суд отмечает следующее.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному ненормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными ненормативных правовых актов требуется одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статья 4 Закона "О защите конкуренции" определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Часть 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" устанавливает запрет на действия органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Согласно п.15 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи относится к вопросам местного значения.
Как следует из материалов антимонопольного дела, ООО "Цифровая связь" осуществляет предпринимательскую деятельность в области электросвязи.
Географические границы рынка деятельности в области электросвязи определены границами Воронежской области.
Товарные границы рынка определяются в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД), которым введен вид деятельности - деятельность в области электросвязи (ОКВЭД - 64.2). Эта группировка включает в себя деятельность в области телефонной связи, деятельность в области телеграфной связи, деятельность в области телематических служб, деятельность в области передачи данных и обмену информацией между персональными компьютерами, предоставление доступа к глобальным компьютерным сетям и места для размещения информации в них, передачу и распределение программ телевидения через системы электросвязи, передачу и распределение программ радиовещания через системы электросвязи, техническое обслуживание сетей электросвязи.
На территории Воронежской области помимо ООО "Цифровая связь" деятельность в области электросвязи осуществляют множество хозяйствующих субъектов, в том числе и ОАО "Ростелеком".
Таким образом, рынок деятельности в области электросвязи на территории Воронежской области и города Нововоронеж является конкурентным.
В соответствии с Уставом городского округа город Нововоронеж, Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления к вопросам которой отнесено создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи. В полномочия администрации, как органа местного самоуправления входит, в том числе, выдача разрешений на строительство и представление земельных участков под строительство в соответствии с Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ и утвержденными регламентами N 313 от 29.02.2012 и N 333 от 01.03.2012.
Отказывая ООО "Цифровая связь" в строительстве трасс ВОЛС и ссылаясь на отсутствие социальной необходимости в строительстве указанных линий, Администрация г.Нововоронежа безусловно ограничила конкуренции на рынке деятельности в области электросвязи.
Таким образом, действия Администрации как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по отказу ООО "Цифровая связь" в строительстве трасс ВОЛС и отказу в возможности оказания заявителем услуг для населения г. Нововоронежа в области электросвязи является ограничением конкуренции на рынке деятельности в области электросвязи в Воронежской области, т.е. нарушением части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
Указанные действия администрации посягают на соблюдение предусмотренной ст. 8 Конституции Российской Федерации гарантии единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности; свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, оспариваемое решение и предписание антимонопольного органа по делу N 261-15к от 22.08.2013 являются законными и обоснованными.
В соответствии с п.6.1 ст.268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2014 по делу N А14-10752/2013 - отменить.
Отказать в удовлетворении требований Администрации городского округа город Нововоронеж к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области о признании недействительными решения и предписания УФАС по Воронежской области от 22.08.2013 г. по делу N 261-15к.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-10752/2013
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29 сентября 2014 г. N Ф10-3399/14 настоящее постановление оставлено без изменения