г. Киров |
|
10 июня 2014 г. |
Дело N А28-11740/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой С.Г.
судей Малых Е.Г., Савельева А.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
при участии в судебном заседании представителей сторон -
от истца - по доверенности Бубновой О.Н.,
от ответчика - по доверенности Погудина А.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков -
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области,
субъекта Российской Федерации Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 06.12.2013 по делу N А28-11740/2013, принятое судом в составе судьи Малышевой М.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Автохозяйство" (ИНН: 4345066592, ОГРН: 1034316598920)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636), субъекту Российской Федерации Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области (ИНН: 4347015963, ОГРН: 1034316505497),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области, Региональная служба по тарифам Кировской области, муниципальное образование "Город Киров", общество с ограниченной ответственностью "Электронный проездной",
о взыскании 7 681 033 руб. 14 коп.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автохозяйство" (далее - истец, ООО "Автохозяйство") обратилось в Арбитражный суд Кировской области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик, Минфин РФ) и субъекту Российской Федерации Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области (далее - ответчик, Департамент финансов) с иском о взыскании 7 681 033 руб. 14 коп. убытков, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан в период с 01.09.2012 по 31.07.2013 льготного проезда в транспорте общего пользования, из них: с Минфина РФ - 1 728 874 руб. 36 коп., с субъекта Российской Федерации Кировской области - 5 952 158 руб. 78 коп.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 15, 16, 408, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 06.12.2013 исковые требования удовлетворены, с Минфина РФ в пользу ООО "Автохозяйство" взыскано 1 728 874 руб. 36 коп. убытков, с Департамента финансов в пользу ООО "Автохозяйство" - 5 952 158 руб. 78 коп. убытков.
Не согласившись с принятым решением, ответчик Минфин РФ обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований к Минфину РФ отказать.
В обоснование апелляционной жалобы Минфин РФ указал, что суд первой инстанции необоснованно принял представленный истцом расчет убытков, который составлен исходя из того, что стоимость полного тарифа на проезд в городском автомобильном транспорте с 01.09.2012 составляет 15 руб. Истец просит возместить не только убытки от перевозки льготных категорий граждан, но и разницу в стоимости проезда граждан, не имеющих льгот, при оплате за наличный расчет и оплате по электронной карте. Выпадающие доходы ООО "Автохозяйство" полностью возмещены из бюджета Кировской области. Полагает неправомерным удовлетворение требований о взыскании убытков от перевозки инвалидов по зрению, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности (I группа), так как бесплатный проезд инвалидов по зрению I группы субсидировался за счет прочих категорий граждан. Судом необоснованно принят представленный истцом расчет убытков по транспортным картам серии 51, так как проезд по данной транспортной карте участников и инвалидов Великой Отечественной войны осуществлялся без взимания платы. Кроме того, судом необоснованно принят представленный расчет убытков по транспортным картам серии 52. Российская Федерация не принимала на себя расходные обязательства по установлению льгот по оплате проезда в общественном транспорте, таких полномочий и средств на осуществление этих полномочий в виде субвенций субъектам Российской Федерации не передавала.
Департамент финансов также обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания убытков с субъекта Российской Федерации и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент финансов указал, что судом первой инстанции не обоснован вывод о неприменении экономически обоснованного тарифа в размере 12 руб., который установлен правовым актом государственного органа Кировской области - решением правление Региональной службы по тарифам Кировской области от 31.07.2012 N 31/1, которое никем не обжаловалось, незаконным не признавалось, не отменено и является действующим. Представленные истцом счета за период с 01.09.2012 по 31.07.2013 согласно представленных отчетов о перевезенной льготной части населения, оплачены истцу в полном объеме из расчета до экономически обоснованного тарифа - 12 руб. Таким образом, субъектом Российской Федерации Кировской областью истцу возмещены все убытки от перевозки льготных категорий населения по областному регистру, а расчет суммы иска, представленный истцом неверен и не соответствует действительности.
Истец ООО "Автохозяйство" в отзыве на апелляционные жалобы Минфина РФ и Департамента финансов просит решение суда в обжалуемых ответчиками частях оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Третье лицо ООО "Электронный проездной" в отзыве на апелляционные жалобы указало, что между истцом и ООО "Электронный проездной" (являющимся оператором автоматизированной системы учета и оплаты проезда на транспорте общего пользования городского сообщения в городе Кирове) заключен договор присоединения перевозчика к транспортной системе от 24.07.2012 N ЭП - 5-12. При введении вышеуказанной системы ООО "Электронный проездной" разработало серии транспортных карт в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 24.10.2011 N 124/524 и решением правления РСТ Кировской области от 31.07.2012 N 31/1. Оплата каждым пассажиром-льготником проезда по электронной транспортной карте в городском общественном транспорте фиксируется в системе ООО "Электронный проездной" как отдельная транзакция (с разбивкой по виду льготы пассажира), что позволяет очень точно определить численность перевезенных пассажиров-льготников по каждому виду льгот и правильно рассчитать сумму компенсации понесенных расходов на перевозку льготных пассажиров.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 06.12.2013 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители истца и ответчика в судебном заседании поддержали свои доводы, изложенные в отзывах на апелляционные жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
07.12.2009 между муниципальным образованием "Город Киров" (заказчик) и истцом (исполнитель) был заключен договор об осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории города Кирова N 04-1235 по городским маршрутам NN 14, 33, 67. Срок действия договора с 01.01.2010 по 31.12.2014. Состав транспортных средств, используемых исполнителем для осуществления данных перевозок, указан в приложении к договору (с учетом дополнительных соглашений).
17.04.2013 между муниципальным образованием "Город Киров" (заказчик) и истцом (исполнитель) был заключен договор о временном (доконкурсном) осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории города Кирова N 04-251 по городским маршрутам NN 2, 16, 19, 74. Срок действия договора с 18.04.2013 по 18.01.2014. Состав транспортных средств, используемых исполнителем для осуществления данных перевозок, указан в приложении к договору.
В пунктах 2.1.3 договоров установлена обязанность исполнителя взимать с пассажиров провозную плату по тарифам, установленным Правительством Кировской области либо уполномоченным им органом, в том числе предоставлять меры социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Во исполнение постановления Администрации города Кирова от 07.08.2012 N 3079-П для граждан, проживающих на территории города Кирова, в том числе имеющих право льготного и бесплатного проезда на основании постановления Правительства Кировской области от 21.07.20008 N 140/286 "О льготном проезде отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области", с 01.09.2012 введена автоматизированная (электронная) система учета и оплаты проезда на транспорте общего пользования по регулярным городским маршрутам города Кирова.
24.07.2012 между истцом (перевозчик) и ООО "Электронный проездной" (оператор) заключен договор присоединения перевозчика к транспортной системе N ЭП-5-12. Предметом договора является присоединение перевозчика к участию в работе системы "Транспортная карта жителя Кировской области" на условиях Правил. Для исполнения договора присоединения между указанными лицами 14.08.2012 также был заключен договор на техническое сопровождение устройств - транспортные терминалы (валидаторы), позволяющие осуществить регистрацию произведенных транспортных транзакций.
Ежемесячно перевозчиком и оператором проводится сверка количества произведенных транспортных транзакций путем составления актов сверки с указанием серий транспортных карт.
Решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров, ручной клади и багажа в автомобильном и электрифицированным транспорте городского, пригородного и международного сообщения на территории Кировской области" от 31.07.2012 N 31/1 установлены тарифы на проезд в городском и пригородном автомобильном транспорте для граждан, имеющих право на льготный проезд по перечню, утвержденному постановлением Правительства Кировской области от 21.07.2008 N 140/286 "О льготном проезде отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области" с изменениями перечня, утвержденного постановлениями Правительства Кировской области от 24.10.2011 N 124/524, от 07.08.2012 N 165/470, от 23.08.2012 N 167/493.
Утвержденный перечень содержит категории граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится, как к ведению Российской Федерации (федеральный регистр), так и к ведению Кировской области (областной регистр).
07.08.2012 постановлением Правительства Кировской области N 165/470 внесены изменения в постановление Правительства Кировской области от 21.07.2008 N 140/286. В связи с указанными изменениями из постановления исключены пункты с 3 по 9, которые давали право льготного проезда для таких категорий пассажиров, как инвалиды по зрению, ученики начальных классов (с 1 по 4 класс), учащиеся школ и студенты.
Постановлениями Правительства Кировской области от 07.08.2012 N 165/470 и от 23.08.2012 N 167/493 вновь предусмотрена стоимость льготного проезда для отдельных категорий граждан, имеющих право на льготный проезд, в том числе для инвалидов по зрению, учащихся 5 - 11 классов, студентов очной формы обучения.
Согласно пункту 1.1 приложения N 1 к решению Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 31.07.2012 N 31/1 с 01.09.2012 при наличии в муниципальном образовании автоматизированной системы учета и оплаты проезда за одну поездку независимо от расстояния установлен тариф в размере 15 рублей.
Во исполнение заключенных с администрацией договоров истец осуществлял перевозки пассажиров транспортом общего пользования по территории г. Кирова по автобусным маршрутам N N 14, 33, 67 (в период с 01.09.2012 по 31.07.2013) и NN 2, 16. 19, 74 (в период с 18.04.2013 по 31.07.2013), в том числе оплачивающих проезд за полную стоимость, льготную стоимость, а также пользующихся правом бесплатного проезда.
Факт оказания услуг по перевозке подтверждается ежемесячными актами сверки, подписанными перевозчиком и оператором (ООО "Электронный проездной"); ежемесячными отчетами о перевозке, подписанными перевозчиком и администрацией муниципального образования "Город Киров"; ежемесячными расчетами разницы в стоимости проездных билетов, также согласованными с администрацией.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела ответчиками были проверены полученные от истца подлинные первичные документы (путевые листы, билетно-учетные ведомости) за период с 01.09.2012 по 31.07.2013.
За указанный период автобусами истца перевезено 2 553 015 пассажиров по тарифу ниже стоимости полного тарифа (ниже 15 рублей), из них льготники, относящиеся к ведению Российской Федерации, составляют 250 150 пассажира, а к ведению субъекта РФ - 2 302 865 пассажира.
Согласно расчету истца общая сумма выпадающих доходов за период с 01.09.2012 по 31.07.2013 составила 14 959 556 руб. 97 коп., из них: по федеральному регистру - 1 728 874 руб. 36 коп. и по областному регистру - 13 230 682 руб. 61 коп.
Из бюджета Российской Федерации на компенсацию понесенных расходов на перевозку льготных пассажиров в данный период времени выплаты не производились, а из бюджета субъекта Российской Федерации Кировская область выплачено 7 278 523 руб. 83 коп.
За указанный период, как указал истец, в его пользу недофинансировано 1 728 874 руб. 36 коп. по федеральным полномочиям и 5 952 158 руб. 78 коп. - по областным, а всего - 7 681 033 руб. 14 коп.
В связи с неисполнением обязанностей по финансированию в полном объёме Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации Кировской областью расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по проезду на городском пассажирском транспорте истец, считая, что понес убытки в указанном размере, которые просит взыскать в судебном порядке.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в силу пункта 3 статьи 125 эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 16 - 19 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Одновременно субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 44 и 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем составления областного и федерального регистров.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждено, что ООО "Автохозяйство" с 01.09.2012 по 31.07.2013 осуществляло перевозку пассажиров транспортом общего пользования на территории муниципального образования город Киров, в том числе льготных категорий граждан.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что понесенные ООО "Автохозяйство" с 01.09.2012 по 31.07.2013 расходы по перевозке льготных категорий граждан транспортом общего пользования на территории муниципального образования город Киров являются реальным ущербом, однако, суд не учел то, что порядок возмещения транспортным организациям расходов, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан, устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации.
На территории Кировской области таким нормативным правовым актом является постановление Правительства Кировской области от 23.10.2008 N 150/430 "Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета денежных средств предприятиям транспорта и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным и электрифицированным транспортом городского и пригородного сообщения, на возмещение им выпадающих доходов, полученных в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области".
Согласно названному Порядку (в редакции постановления от 09.10.2012 N 174/590, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 01.09.2012) расчет недополученных доходов на городских маршрутах производится по формуле: Дн = (То - Тл) x П x К, где: Дн - недополученные доходы; То - тариф на перевозку пассажиров на городских маршрутах для граждан, не имеющих права на льготный проезд; Тл - тариф на перевозку пассажиров на городских маршрутах для граждан, имеющих право на льготный проезд; П - количество перевезенных пассажиров льготных категорий на городских маршрутах на территории обслуживаемого муниципального образования (при отсутствии персонифицированного учета определяется по количеству проданных билетов с пометкой "льготный"); К - коэффициент для городских маршрутов - 0,5 (1,0 - при внедрении автоматизированной системы учета и оплаты проезда перевезенных пассажиров, имеющих право на льготный проезд).
Таким образом, размер недополученных доходов определяется исходя из тарифа на перевозку пассажиров на городских маршрутах для граждан, не имеющих права на льготный проезд.
Тарифы на перевозку пассажиров в автомобильном и электрифицированном транспорте городского, пригородного и международного сообщения на территории Кировской области (действующие с сентября 2012 года) установлены в приложении N 1 к решению правления РСТ Кировской области от 31.07.2012 N 31/1 и составляют при отсутствии в муниципальном образовании автоматизированной системы учета и оплаты проезда за одну поездку независимо от расстояния - 13 рублей; при наличии автоматизированной системы учета и оплаты проезда за одну поездку независимо от расстояния - 15 рублей, за одну поездку независимо от расстояния по электронной транспортной карте с ограничением лимита поездок 60 штук в течение календарного месяца - 12 рублей.
Кроме того, решением правления РСТ Кировской области от 08.02.2013 N 4/6 в приложение 1 к решению правления РСТ по Кировской области от 31.07.2012 N 31/1 внесены изменения, согласно которым при наличии в муниципальном образовании автоматизированной системы учета и оплаты проезда при ограничении лимита поездок и срока действия транспортной карты в течение календарного месяца тариф на перевозку пассажиров в автомобильном и электрифицированном транспорте городского, пригородного и международного сообщения на территории Кировской области для граждан, не имеющих права на льготный проезд, установлен в размере 13 руб. 50 коп. (лимит поездок 30 штук), 12 руб. (лимит поездок 60 штук) и 11 руб. 50 коп. (лимит поездок 90 штук).
Согласно приложению N 1 к постановлению Правительства Кировской области от 23.08.2012 N 167/493 с 01.09. 2012 стоимость льготного проезда для отдельных категорий граждан установлена только при наличии в муниципальном образовании автоматизированной системы учета оплаты проезда (подразумевает использование транспортной карты на 60 поездок), а разовые поездки льготировались только в течение одного календарного месяца с момента введения в муниципальном образовании автоматизированной системы учета и оплаты проезда.
Из приведенных норм следует, что базовый тариф в размере 15 руб. подлежит применению только при наличии автоматизированной системы учета оплаты проезда при разовых поездках граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте и только в течение месяца с момента введения автоматизированной системы учета и оплаты проезда; по истечении месяца с момента введения автоматизированной системы учета и оплаты проезда гражданам, имеющим право на льготный проезд в общественном транспорте, льгота предоставлялась только при приобретении транспортной карты на 60 поездок, при этом тариф за одну поездку по электронной транспортной карте с ограничением лимита поездок 60 штук в течение календарного месяца составляет 12 руб.
Вместе с тем представленный истцом в суд расчет понесенных расходов основан на применении тарифа на перевозку пассажиров на городских маршрутах для граждан, не имеющих права на льготный проезд, в размере 15 руб.
Таким образом, суд первой инстанции не учел решение правления РСТ Кировской области от 31.07.2012 N 31/1 и постановление Правительства Кировской области от 23.08.2012 N 167/493.
В силу вышеизложенного апелляционные жалобы ответчиков подлежат частичному удовлетворению, а обжалуемое судебное решение - изменению с вынесением по делу нового судебного акта.
Одновременно суд второй инстанции считает, что являются обоснованными требования истца в части взыскания убытков в виде выпадающих доходов от перевозки пассажиров, имеющих право льготного и бесплатного проезда - бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, инвалиды по зрению 1 группы (серия 52) и инвалиды, участники Великой отечественной войны (серия 51).
На основании Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам лагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставлены льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлены аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Вышеуказанные льготы предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
В соответствии со статьей 14 Постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 "Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий" расходы, связанные с предоставлением льгот, предусмотренных настоящим Положением, производятся за счет средств субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением расходов из федерального бюджета.
Таким образом, льготы бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, источники и порядок их финансирования приравнены к льготам ветеранам, источникам и порядку их финансирования.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О ветеранах", как в редакции Федерального закона от 18.11.98 N 172-ФЗ, так и в редакции Федерального закона от 02.01.2000 N 40-ФЗ, расходы на льготную оплату коммунальных услуг ветеранам осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок возмещения указанных расходов в субъектах Российской Федерации утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку льготы по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства ветеранам предусмотрены федеральным законом, расходы, связанные с предоставлением этих льгот, подлежат возмещению из федерального бюджета.
Также являются обоснованными выводы арбитражного суда о возмещении убытков по перевозке льготной категории граждан - инвалидов и ветеранов ВОВ.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым во исполнение его иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации, являющееся распорядителем бюджетных средств Российской Федерации, не исполнило надлежащим образом свои обязанности по возмещению перевозчику расходов по перевозке пассажиров указанной льготной категории, суд обоснованно пришел к выводу о причинении последнему убытков.
При этом факт предоставления истцом льгот и размер понесенных в связи с этим убытков подтверждаются материалами дела.
Довод Минфина РФ о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению льгот инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, в связи с чем граждане данной категории имеют право осуществлять проезд по льготной стоимости 8 руб. 50 коп., является несостоятельным, так как Кировской городской Думой 27.08.2008, 31.03.2010 приняты решения N N 19/3, 39/6 о поддержке инициативы главы города Кирова Быкова Владимира Васильевича о предложении предприятиям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по перевозке городским пассажирским транспортом, предоставлять с 01.09.2008 право бесплатного проезда на всех маршрутах городского общественного транспорта инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей. При предоставлении права бесплатного проезда указанных категорий граждан истец понес убытки, которые подлежат возмещению в установленном порядке.
При таких обстоятельствах невозмещенные истцу денежные средства являются его убытками и подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в размере 76 136 руб. 14 коп. Расчет неполученных расходов в указанном размере представлен истцом в материалы дела и в соответствии со статьей 65 АПК РФ не опровергнут ответчиками.
На основании пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции в части или полностью и принять по делу новый судебный акт.
Основанием для изменения обжалуемого решения является несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права (пункты 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с совокупностью вышеизложенного апелляционный суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, решение арбитражного суда - изменению.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы в виде уплаты государственной пошлины подлежат возмещению в размере, пропорциональном размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционные жалобы ответчиков Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области, субъекта Российской Федерации Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 06.12.2013 по делу N А28-11740/2013 изменить, принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Автохозяйство" 76 136 руб. 14 коп. убытков.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Автохозяйство" в доход федерального бюджета государственную пошлину 62 776 руб. 69 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
С.Г.Полякова |
Судьи |
Е.Г.Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-11740/2013
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2148/15
19.02.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9897/14
21.10.2014 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4145/14
10.06.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9/14
06.12.2013 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-11740/13