г. Самара |
|
17 июня 2014 г. |
Дело N А65-29104/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 16 июня 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 17 июня 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Ургенидзе М.Р., доверенность от 01 февраля 2013 г.,
от налогового органа - Глухова А.А., доверенность от 09 января 2014 г. N 2.2-0-15/00023,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Татарстан дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 апреля 2014 г. по делу N А65-29104/2013 (судья Сальманова Р.Р.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Стройконцепт" (ОГРН 1081690028452, ИНН 1655157572), г. Казань,
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан, г. Казань,
третье лицо - УФНС России по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Стройконцепт" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан (далее налоговый орган) о признании недействительным решения N 663 от 27.06.2013 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 371 359 руб., в части предложения уплатить земельный налог в размере 371 359 руб., пени в размере 21 069 руб. и в части предложения внести связанные с этим исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, и о возложении на налоговый орган обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 апреля 2014 г. по делу N А65-29104/2013 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России по N 3 по Республике Татарстан N 663 от 27.06.2013 г. в части начисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 197 377 руб., соответствующих пеней как несоответствующее Налоговому кодексу РФ. На налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит изменить решение суда, считает, что выводы судом неправильно произведен расчет налога по дням, в нарушение положений налогового законодательства.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и налогового органа оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежит изменнению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 31.01.2013 г. заявителем в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 г. с суммой к уплате в размере 156 398 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:42, в размере рыночной, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.05.2012 г. по делу N А65-8090/2012. В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что за 2012 г. земельный налог следовало исчислить исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 г., а не исходя из кадастровой стоимости, установленной решения суда, вступившего в законную силу в 2012 году.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 20.05.2013 г. N 663.
На основании акта проверки и представленных Обществом возражений, налоговым органом принято решение об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности N 663 от 27.06.2013, которым Обществу доначислен земельный налог за 2012 г. в сумме 395 817 руб.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по РТ. Решением от 24.10.2013 N 2.14-0-18/023530@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение ответчика оставлено без изменения и утверждено.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Плательщиками земельного налога, в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка, либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.05.2012 по делу N А65-8090/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:23010342, общей площадью 8 945 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Михаила Миля, д. 25 в размере равной его рыночной стоимости 25 639 000 руб. с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда по делу N А65-8090/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.05.2012 г. внесена в кадастр 12.07.2012 г.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:42, принадлежащего Обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 12.07.2012 г.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Этот вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 г. N 16485/11 и от 06.11.2012 г. N 7701/12.
Арбитражный суд первой инстанции, сделав правильные выводы, неправильно рассчитал сумму налога, подлежащую уплате заявителем.
В соответствии с п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав.
Таким образом налоговым законодательством предусмотрено, что при исчислении земельного налога учитывается только число полных месяцев владения земельным участком, а не дней.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что кадастровая стоимость в размере 25 639 000 руб. равная рыночной стоимости внесена в государственный кадастр 12.07.2012 г., следовательно, применяя по аналогии положения п. 7 ст. 396 НК РФ, у заявителя возникло право на применение указанной кадастровой стоимости до 15 июля 2012 г., этот месяц следует принимать за полный.
Учитывая изложенное арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г. для целей налогообложения земельным налогом должен был учитывать кадастровую стоимость в размере 86 517 471 руб. и при установленной ставке земельного налога в 0,61% должен был уплатить за указанный период, за 6 месяцев 2012 г. земельный налог в сумме 263 878 руб.
Начиная с 01.07.2012 г. и по 31.12.2012 г. заявитель для целей налогообложения должен был учитывать кадастровую стоимость в размере 25 639 000 руб. и при установленной ставке земельного налога в 0,61% должен был уплатить за указанный период, за 6 месяцев 2012 г. земельный налог в сумме 79 199 руб.
Всего по итогам 2012 г. обязанность заявителя по уплате земельного налога составила 342 077 руб.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что заявитель исчислил земельный налог за 2012 г. и фактически уплатил его в бюджет в размере 156 398 руб.
Таким образом заявитель не уплатил в бюджет земельный налог за 2012 г. в сумме (342 077 руб. - 156 398 руб.) 185 679 руб., эта сумма налога и составляет неисполненную обязанность заявителя.
Налоговый орган доначислил заявителю по итогам налоговой проверки, с учетом фактически уплаченной суммы 371 358, 57 руб., что превышает фактическую налоговую обязанность заявителя, а поэтому решение налогового органа N 663 от 27.06.2013 г. в части начисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 185 679 руб., пени в соответствующей части не соответствует налоговому законодательству.
Арбитражный суд первой инстанции неправильно рассчитал сумму налога подлежащую доначислению заявителю, рассчитав налог за июль 2012 г. не за полный месяц, а по дням, а поэтому решение суда следует изменить.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 апреля 2014 г. по делу N А65-29104/2013 изменить.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России по N 3 по Республике Татарстан N 663 от 27.06.2013 г. в части начисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 185 679 руб., пени в соответствующей части. В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-29104/2013