г. Вологда |
|
20 июня 2014 г. |
Дело N А66-5332/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 июня 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Заволжский мясокомбинат" Тимофеевой М.С. по доверенности от 14.03.2014, от Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области Носкова Д.А. по доверенности от 03.03.2014, от Правительства Тверской области Вуйминой И.М. по доверенности от 28.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Тверской области и Министерства финансов Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 марта 2014 года по делу N А66-5332/2013 (судья Головина Т.И.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Заволжский мясокомбинат" (ОГРН 1116952076867; далее - ООО "Заволжский мясокомбинат") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Правительству Тверской области (ОГРН 1026900587702; далее - Правительство) о взыскании за счет казны Тверской области 6 727 554 руб. 73 коп. ущерба, понесенного в результате изъятия имущества для государственных нужд.
Третьими лицами заявлены Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям; государственное учреждение "Государственная инспекция по ветеринарии Тверской области"; администрация муниципального образования "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области.
Определением от 24.06.2013 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство финансов Тверской области.
Определением от 02.08.2013 внесены изменения в субъектный состав спора, а именно:
- уточнено наименование ответчика по делу - Тверская область в лице Правительства Тверской области;
- произведена замена ненадлежащего ответчика - Тверская область в лице Правительства Тверской области на надлежащего - Тверская область в лице Министерства финансов Тверской области, изменен его процессуальный статус с третьего лица;
- к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Правительство Тверской области, изменен его процессуальный статус с ответчика;
- к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено открытое акционерное общество племзавод "Заволжское" (далее - ОАО племзавод "Заволжское").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28.03.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С субъекта Российской Федерации Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области за счет средств казны Тверской области в пользу ООО "Заволжский мясокомбинат" взыскано 6 727 554 руб. 73 коп. компенсации ущерба, понесенного в результате изъятия имущества для государственных нужд и 56 637 руб. 77 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Министерство не согласилось с решением суда и обратилось в суд с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- в соответствии с постановлением администрации Тверской области от 21.11.2006 N 281-па "О порядке отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Тверской области" возмещения ущерба производится за счет средств резервного фонда Правительства Тверской области;
- действующим законодательством не установлена обязанность выплаты собственнику стоимости уничтоженных животных, не подлежащих в соответствии с требования законодательства изъятию по указанию государственного органа;
- истцом не представлены доказательства наличия совокупности обстоятельств, являющихся основанием для взыскания убытков,
- Министерство не являлось участником дела N А66-12394/2012, вместе с тем, при разрешении спора по настоящему делу судом в основу решения были положены обстоятельства, установленные судебными актами по делу N А66-12394/2012, входящими в противоречие с вышеуказанными правовыми актами.
Правительство с решением также не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- в связи с эпизоотией африканской чумы свиней (далее - АЧС) на территории Тверской области мероприятия по отчуждению свиней и изъятию продукции свиноводства в хозяйствах всех форм собственности, за исключением хозяйств, имеющих III и IV компартмент, осуществлялись на территории I угрожаемой зоны в соответствии с постановлением Губернатора Тверской области от 24.07.2012 N 165-пг "О карантине на территории Тверской области" (далее - Постановление N 165-пг) и постановлением Правительства Тверской области от 04.07.2012 N 376-пп "О мероприятиях, связанных с отчуждением поголовья свиней и изъятием продукции свиноводства в связи с возникновением очага африканской чумы свиней" (далее - Постановление N 376-пп).
С момента включения пос. Заволжский в I угрожаемую зону, изъятие поголовья свиней и продукции свиноводства осуществлялось в рамках действия Постановления N 376-пп, в сроки, предусмотренные пунктом 3.3 Плана ограничительных мероприятий по ликвидации вспышек африканской чумы свиней и предотвращению распространения заболеваний по Тверской области и за ее пределы, являющегося приложением N 1 к Постановлению N 165-пг (в течение 15 дней с момента выявления эпизоотического очага).
Однако, в указанный период, постановлением Губернатора Тверской области от 06.08.2012 N 180-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Тверской области от 24.07.2012 N 165-пг" (далее - Постановление N 180-пг) ООО "Заволжский мясокомбинат" было признано инфицированным объектом (так как единственным поставщиком свиноводческой продукции являлось ОАО племзавод "Заволжское" - эпизоотический очаг АЧС) и, соответственно, исключено из территории I угрожаемой зоны.
Поскольку решение Россельхознадзора о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продукции животноводства Губернатору Тверской области не поступало, планом ограничительных мероприятий по ликвидации вспышек АЧС и предотвращению распространения заболевания по Тверской области за ее пределы (приложение N 1 к Постановлению N 165-пг) осуществление мероприятий по отчуждению свиней и изъятию продукции свиноводства в эпизоотических очагах и на инфицированных объектах не предусматривалось и, соответственно, данные мероприятия не проводились.
На указанных объектах было предусмотрено уничтожение всего без исключения свинопоголовья бескровным методом, сжигание на месте трупов убитых и павших свиней, продукции свиноводства и т.п. Данный перечень мероприятий устанавливался в соответствии с требованиями Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 21.11.1980 (далее - Инструкция), в настоящее время являющейся единственными правовым актом, определяющим порядок действий (в том числе виды проводимых мероприятий на территории первой угрожаемой зоны, в эпизоотическом очаге и на инфицированном объекте) при ликвидации АЧС;
- взыскание убытков является неправомерным, так как отсутствует противоправное поведение ответчика. Именно действия ЗАО племзавод "Заволжское", связанные с неисполнением данным предприятием ветеринарно-санитарных правил, могли стать причиной возникновения АЧС и уничтожения продукции истца;
Правительство с решением также не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- в связи с эпизоотией африканской чумы свиней (далее - АЧС) на территории Тверской области мероприятия по отчуждению свиней и изъятию продукции свиноводства в хозяйствах всех форм собственности, за исключением хозяйств, имеющих III и IV компартмент, осуществлялись на территории I угрожаемой зоны в соответствии с постановлением Губернатора Тверской области от 24.07.2012 N 165-пг "О карантине на территории Тверской области" (далее - Постановление N 165-пг) и постановлением Правительства Тверской области от 04.07.2012 N 376-пп "О мероприятиях, связанных с отчуждением поголовья свиней и изъятием продукции свиноводства в связи с возникновением очага африканской чумы свиней" (далее - Постановление N 376-пп).
С момента включения пос. Заволжский в I угрожаемую зону, изъятие поголовья свиней и продукции свиноводства осуществлялось в рамках действия постановления N 376-пп, в сроки, предусмотренные пунктом 3.3 Плана ограничительных мероприятий по ликвидации вспышек африканской чумы свиней и предотвращению распространения заболеваний по Тверской области и за ее пределы, являющегося приложением N 1 к Постановлению N 165-пг (в течение 15 дней с момента выявления эпизоотического очага).
Однако, в указанный период, постановлением Губернатора Тверской области от 06.08.2012 N 180-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Тверской области от 24.07.2012 N 165-пг" (далее - Постановление N 180-пг) ООО "Заволжский мясокомбинат" было признано инфицированным объектом (так как единственным поставщиком свиноводческой продукции являлось ОАО племзавод "Заволжское" - эпизоотический очаг АЧС) и, соответственно, исключено из территории I угрожаемой зоны.
Поскольку решение Россельхознадзора о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продукции животноводства Губернатору Тверской области не поступало, планом ограничительных мероприятий по ликвидации вспышек АЧС и предотвращению распространения заболевания по Тверской области за ее пределы (приложение N 1 к Постановлению N 165-пг) осуществление мероприятий по отчуждению свиней и изъятию продукции свиноводства в эпизоотических очагах и на инфицированных объектах не предусматривалось и, соответственно, данные мероприятия не проводились.
На указанных объектах было предусмотрено уничтожение всего без исключения свинопоголовья бескровным методом, сжигание на месте трупов убитых и павших свиней, продукции свиноводства и т.п. Данный перечень мероприятий устанавливался в соответствии с требованиями Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 21.11.1980 (далее - Инструкция), в настоящее время являющейся единственными правовым актом, определяющим порядок действий (в том числе виды проводимых мероприятий на территории первой угрожаемой зоны, в эпизоотическом очаге и на инфицированном объекте) при ликвидации АЧС;
- единственным правовым актом определяющим перечень и характер ограничений по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней является Инструкция, которая подлежит применению до принятия в Российской Федерации аналогичного нормативного правового акта, не противоречащей российскому законодательству;
- к участию в деле не были привлечены Министерство сельского хозяйства Тверской области и администрация муниципального образования Тверской области "Калининский район".
Представители Правительства и Министерства финансов Тверской области в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в жалобах.
ООО "Заволжский мясокомбинат" и ОАО племзавод "Заволжское" в отзывах на жалобу и представители в судебном заседании возражали относительно доводов, изложенных в жалобах.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили. Управление Россельхознадзора надзора по Тверской и Псковской областям в отзыве на жалобы оставило вопрос об удовлетворении апелляционных жалоб на усмотрение суда, ходатайствовало о рассмотрении жалоб без участия своего представителя. Государственное учреждение "Государственная инспекция по ветеринарии Тверской области" в отзыве на жалобы просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ходатайствовало о рассмотрении жалоб без участия своего представителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителей не явившихся лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей сторон, Правительства Тверской области, ЗАО племзавод "Заволжское", исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобы не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, постановлением Губернатора Тверской области от 24.07.2012 N 165-пг "О карантине на территории Тверской области" с 24.07.2012 на территории, в том числе, Калининского района Тверской области, были установлены ограничительные мероприятия (карантин) по АЧС на срок проведения ограничительных мероприятий по ликвидации вспышек АЧС.
Пунктом 2 Постановления N 165-пг утвержден План ограничительных мероприятий по ликвидации вспышек АЧС и предотвращению распространения заболевания на территории Тверской области и за ее пределы.
Пунктом 2.3 Плана предусматривалось уничтожение всего свинопоголовья в очаге АЧС бескровным методом, а пунктом 3.3. Плана осуществление мероприятий по отчуждению свиней в хозяйствах всех форм собственности, находящихся на территории 1 угрожаемой зоны.
Руководителем Россельхознадзора по результатам рассмотрения информации о выявлении очага особо опасной болезни животных АЧС в пос. Заволжский Калининского района Тверской области, поступившей 25.07.2012, принято решение от 25.07.2012 о необходимости проведения отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Данным решением руководитель Россельхознадзора заявил о необходимости проведения отчуждения домашних свиней в хозяйствах всех форм собственности и изъятия сырой продукции убоя свиней непромышленного изготовления у граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, занимающихся переработкой, хранением реализацией свиноводческой продукции на территории 1 угрожаемой зоны, определенной постановлением Губернатора Тверской области "О карантине".
В связи с выявлением вируса АЧС на территории ОАО племзавод "Заволжское" постановлением Губернатора Тверской области от 27.07.2012 N 167-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Тверской области от 24.07.2012 N 165-пг" эпизоотическим очагом африканской чумы свиней определена территория комплекса N 2 ОАО племзавод "Заволжское"; территория Заволжского сельского поселения Калининского района (место нахождения ООО "Заволжский мясокомбинат") отнесена к первой угрожаемой зоне по АЧС.
При этом данным постановлением либо иным нормативным документом, вынесенным на его основании, не было предусмотрено изъятие продуктов животноводства.
В связи с тем, что ОАО племзавод "Заволжское" являлось единственным поставщиком свиней в ООО "Заволжский мясокомбинат" и нахождением последнего в первой угрожаемой зоне, ООО "Заволжский мясокомбинат" 31.07.2012 направило в адрес Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям и Правительства Тверской области письмо N 119 с требованиями о принятии решения об изъятии у ООО "Заволжский мясокомбинат" продукции животноводства и выплате компенсации из расчета количества продукции животноводства в убойном весе в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 и постановлением администрации Тверской области от 21.11.2006 N 281-па.
Постановлением Губернатора Тверской области от 06.08.2012 N 180-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Тверской области от 24.07.2012 N 165-пг" территория ООО "Заволжский мясокомбинат" была признана инфицированным объектом АЧС. Данная информация была опубликована в газете "Тверская жизнь" от 08.08.2012 N 146, то есть, доведена до всеобщего сведения, в том числе, и до сведения ООО "Заволжский мясокомбинат".
ООО "Заволжский мясокомбинат" 10.08.2012 направило в адрес третьих лиц письма N 137, 138 с требованиями о направлении представителей уполномоченных органов в ООО "Заволжский мясокомбинат" 11.08.2012, для принятия участия в утилизации продукции животноводства, находящейся на территории ООО "Заволжский мясокомбинат", и составления акта об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных в предусмотренном законом порядке.
11.08.2012 на основании постановления Губернатора Тверской области от 06.08.2012 N 180-пг у ООО "Заволжский мясокомбинат" была изъята и уничтожена вся находящаяся у Общества продукция животноводства в количестве 56 212,857 кг, что подтверждается:
- актами взвешивания свиноводческой продукции в инфицированном объекте для дальнейшей ее утилизации, подписанными представителями ООО "Заволжский мясокомбинат", Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, ГУ "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области, ГБУ "Калининская СББЖ";
- актами об уничтожении свиноводческой продукции из инфицированного объекта, подписанными представителями общества, ГБУ "Горветполиклиника", ГБУ "Калининская СББЖ";
- актами об изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2012 N 310 и постановлением администрации Тверской области от 21.11.2006 N 281-па, подписанными представителями Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областями и ГБУ "Калининская ББЖ".
При этом представитель ГУ "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области отказался от участия в составлении подписании акта в связи с отсутствием соответствующего решения Правительства Тверской области об изъятии продуктов животноводства, подлежащих африканской чумы свиней, а администрация муниципального образования "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области вообще не приняла участие в процессе изъятия принадлежащей ООО "Заволжский мясокомбинат" продукции животноводства.
20.08.2012 в ответ на письмо ООО "Заволжский мясокомбинат" от 31.07.2012 N 119 было получено письмо с отказом ответчика (в лице Министерства сельского хозяйства Тверской области) в выдаче решения об изъятии продукции животноводства. Отказ в выдаче соответствующего решения был мотивирован тем, что на инфицированном объекте изъятие продукции свиноводства с выплатой соответствующей компенсации не предусматривается.
В связи с тем, что требования ООО "Заволжский мясокомбинат" о принятии ответчиком решения об изъятии принадлежащей ООО "Заволжский мясокомбинат" продукции животноводства и определении размера компенсации не было удовлетворено, ООО "Заволжский мясокомбинат" 28.03.2013 направило в адрес ответчика, а также Министерства сельского хозяйства Тверской области, Министерства финансов Тверской области требование о возмещении в 10-ти дневный срок ущерба, понесенного в результате изъятия и уничтожения принадлежащей ООО "Заволжский мясокомбинат" продукции животноводства.
Вышеуказанное требование ответчиком не было удовлетворено. ООО "Заволжский мясокомбинат" были получены ответы от Министерства сельского хозяйства Тверской области и Министерства финансов Тверской области с отказом в удовлетворении требования о выплате компенсации за изъятую продукцию животноводства. Отказ был мотивирован тем, что мероприятия по изъятию продукции животноводства на территории ООО "Заволжский мясокомбинат" как инфицированном объекте не проводились, а также отсутствием у ООО "Заволжский мясокомбинат" акта об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства.
Таким образом, уполномоченные органы посчитали, что уничтожение принадлежащей ООО "Заволжский мясокомбинат" продукции животноводства, находящейся на территории инфицированного объекта, не является возмездным изъятием продукции животноводства для государственных нужд, осуществленным в целях ликвидации очага АЧС в соответствии с постановлением Губернатора Тверской области от 27.07.2012 N 167-пг.
Не согласившись с отказом, истец обратился в арбитражный суд с иском о возмещении причиненного ему ущерба.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 06.02.2013 по делу N А66-12394/2012 оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 в удовлетворении заявления ООО "Заволжский мясокомбинат" о признании незаконным бездействия Правительства Тверской области и третьих лиц, выразившегося в ненадлежащем оформлении изъятия для государственных нужд принадлежащей ООО "Заволжский мясокомбинат" продукции животноводства было отказано в связи с невозможностью восстановления нарушенного права избранным способом защиты.
Вместе с тем, в рамках данного дела был установлен ряд обстоятельств, имеющих существенное и преюдициально установленное значение по настоящему делу.
В частности, суд указал, что ООО "Заволжский мясокомбинат" (заявитель) оспаривает бездействие Правительства, выразившееся в уклонении от принятия и оформления решения об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в отношении отчужденных у Общества продуктов животноводства в порядке, предусмотренном пунктом 7 Правил N 310 и пунктом 2.6 Порядка N 281-па.
Из пункта 2.6 Порядка N 281-па следует, что на основании решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, принятого Россельхознадзором, Правительство в течение трех суток с момента его получения принимает решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства и направляет его копию гражданам и юридическим лицам - владельцам животных (грузов).
В соответствии с пунктом 7 Правил N 310 исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, направляет гражданам и юридическим лицам - владельцам животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию, копию принятого решения.
Такое решение Правительством не принято.
Ссылки ответчиков на Инструкцию, не предусматривающую изъятие продуктов животноводства при проведении мероприятий в инфицированном объекте, а предписывающую уничтожение продукции, суд во внимание не принимает. Данная инструкция устанавливает ветеринарные правила, в том числе правила определения границ эпизоотического очага, первой и второй угрожаемых зон, а также перечень мероприятий, проводимых в указанных зонах, но не регулирует отношения собственности и не содержит положений, указывающих на то, что уничтожение продукции должно производиться без выплаты собственнику компенсации.
Как указано выше, в рассматриваемом случае уничтожение продукции ее собственником является частным случаем изъятия.
Таким образом, формально Правительство не выполнило требования пункта 7 Правил N 310 и пункта 2.6 Порядка N 281-па.
В то же время постановлением Правительства от 06.08.2012 N 180-пг внесены изменения в Постановление N 165-пг, в соответствии с которыми принадлежащая ООО "Заволжский мясокомбинат" территория признана инфицированным объектом.
Это означает, что с указанной даты на ООО "Заволжский мясокомбинат" распространился пункт 2.3 Приложения N 3 к Постановлению N 165-пг, предписывающий сжигание на месте продукции свиноводства, что, как указано выше, равнозначно изъятию продукции.
Данные изменения опубликованы в издании "Тверская жизнь" от 08.08.2012, N 146, то есть доведены до всеобщего сведения, в том числе и до сведения ООО "Заволжский мясокомбинат".
Поскольку заявитель прямо поименован в данном нормативном акте, для ООО "Заволжский мясокомбинат" он одновременно является распорядительным документом, обязывающим произвести уничтожение продукции, и заменяющим принятие отдельного решения по вопросу об отчуждении.
При этом по смыслу приведенных выше нормативных положений отсутствие у владельца изъятого имущества соответствующего решения руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может лишать владельца права на последующее возмещение ущерба за счет бюджета данного субъекта, в случае, если такое решение не принималось, но изъятие имущества действительно произведено в государственных и общественных интересах в целях предотвращения распространения эпизоотии.
Решение суда по делу N А66-12394/2012 оставлено без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций.
Таким образом, названные обстоятельства являются установленными, обязательными для истца, ответчика и третьих лиц, и, как следствие, не подлежат повторному доказыванию в рамках настоящего дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
Согласно статье 19 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" от 14.05.1993 N 4979-1 (далее - Закон N 4979-1) при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решению федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора могут быть отчуждены и изъяты продукты животноводства. При этом предприятия, учреждения, организации, граждане имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Указанный в названной статье порядок возмещения ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, установлен Правилами отчуждения животных, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 (далее - Правила).
В пункте 9 названных Правил отчуждения животных указано, что граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели.
Согласно пункту 10 Правил отчуждения животных основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 настоящих Правил (акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных), и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства.
В соответствии с пунктом 11 Правил отчуждения животных размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, определяется субъектом Российской Федерации на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства.
Материалами дела подтверждено и сторонами надлежаще не оспорен факт того, что в результате проводимых мероприятий по ликвидации последствий, а также в целях предотвращения распространения африканской чумы свиней истцу были причинены прямые убытки уничтожением 100% свинопоголовья.
Довод Министерства финансов Тверской области о возможной причине возникновения АЧС вследствие неисполнения ЗАО племзавод "Заволжское" ветеринарно-санитарных правил отклоняется апелляционным судом как бездоказательный.
Истцу был причинен ущерб в виде неполученной компенсации за уничтоженную продукцию животноводства в размере 6 727 554 руб. 73 коп. (из расчета уничтоженной продукции животноводства в количестве 56 212,857 кг и ставки для выплаты компенсаций за изъятую продукцию животноводства, утвержденной постановлением Правительства Тверской Области от 04.07.2012 N 376-пп (119 руб. 68 коп. за 1 кг продукции животноводства).
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" судам разъяснено, что согласно пункту 10 (в настоящее время подпункт 1 пункта 3) статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи БК РФ.
Поскольку материалами дела подтвержден состав гражданско-правовой ответственности, предусмотренный статьями 15, 16, 1069 ГК РФ в отношении заявленного истцом к возмещению ущерба, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме в сумме 6 727 554 руб. 73 коп. взыскав их с субъекта Российской Федерации Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области.
Так как обжалуемое решение не содержит выводов о правах и обязанностях Министерства сельского хозяйства Тверской области и администрации муниципального образования "Калининский район" Тверской области, то у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для привлечения их к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. Соответствующий довод жалобы Правительства отклоняется как необоснованный.
При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает доводы жалоб несостоятельными, выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство и Министерство финансов Тверской области освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционных жалоб в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 марта 2014 года по делу N А66-5332/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Тверской области и Министерства финансов Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-5332/2013