г. Самара |
|
01 июля 2014 г. |
А65-28726/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан Мустафиной Г.Р. (доверенность от 09.01.2014 N2.4.0-12/000027),
от общества с ограниченной ответственностью "Экспресс Металл" не явился, извещено надлежащим образом,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Татарстан апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 апреля 2014 года по делу N А65-28726/2013 (судья Воробьев Р.М.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экспресс Металл" (ИНН 1657055738, ОГРН 1051629055059), Республика Татарстан, г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения N 2.12-0-19/2808 от 05.07.2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Экспресс Металл" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Республике Татарстан (далее - ответчик), при участии третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, о признании недействительным решения N 2.12-0-19/2808 от 05.07.2013.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 апреля 2014 года заявленные требования удовлетворены частично, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Республике Татарстан, г.Казань N 2.12-0-19/2808 от 05.07.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части доначисления земельного налога за 2012 г. в сумме, превышающей 47 286 руб., а также соответствующих сумм штрафа и пени. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Республике Татарстан вменено в обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Экспресс Металл". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 6 по Республике Татарстан обратилась с апелляционной жалобой на принятый по делу судебный акт, в котором просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым апелляционную жалобу налогового органа удовлетворить. Податель жалобы указывает на неправомерность исчисления Обществом земельного налога по спорным земельным участкам за 2012 год исходя из измененной кадастровой стоимости и ссылается на необходимость применения измененной кадастровой стоимости по спорным земельным участкам при исчислении земельного налога с 01 января 2013 года, то есть года, следующего за отчетным.
В материалы дела поступил отзыв общества на апелляционную жалобу, в котором заявитель по делу просит суд апелляционной инстанции решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу, просил удовлетворить апелляционную жалобу и отменить решение суда первой инстанции.
Представители общества и третьего лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:050205:25, 16:50:050205:35, 16:50:050205:27.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год. Налоговым органом выявлено, что Обществом занижена налоговая база при исчислении земельного налога и допущена неполная уплата земельного налога по земельным участкам 16:50:050205:25 и 16:50:050205:27 в результате применения кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда от 15.05.2012 по делу А65-7739/2012.
По результатам проверки составлен акт проверки N 2.12-0-19/2169 от 24.05.2013.
05.07.2013 вынесено решение N 2.12-0-19/2808 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением заявителю доначислен земельный налог в размере 69 717 руб., начислены пени в сумме 4 654,53 руб. а также заявитель привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 13 943,40 руб.
Общество, не согласившись с выводами инспекции, обратилось в Управление ФНС по Республике Татарстан с апелляционной жалобой, решением Управления ФНС по РТ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение ответчика оставлено без изменения и утверждено.
Общество, не согласившись с решением инспекции, обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным. Заявитель обосновывает свои требования тем, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:050205:25, 16:50:050205:27 должна быть применена кадастровая стоимость в размере рыночной, установленной решением Арбитражного суда РТ от 15.05.2012 N А65-7739/2012.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Плательщиками земельного налога, в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае, судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.05.2012 по делу N А65-7739/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:050205:27 в размере 2 692 000 руб., для земельного участка с кадастровым номером 16:50:050205:25 в размере 5 073 000 с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда по делу N А65-7739/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанным кадастровыми номерами в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.05.2012 внесена в кадастр 26.06.2012.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:050205:27, 16:50:050205:25, принадлежащих обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с момента внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в данном случае (с применением положений п.7 ст.396 НК РФ) с 01.07.2012.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Соответственно судом первой инстанции правомерно не принята, как основанная на неправильном применении норм материального права, позиция Общества, изложенная в заявлении в суд, о том, что кадастровая стоимость земельных участков, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу А65-7739/2012 может быть применена с начала налогового периода 2012 года.
Также по изложенным выше основаниям не может быть принята во внимание и позиция налогового органа, изложенная в апелляционной жалобе, что для целей исчисления земельного налога должна применяться кадастровая стоимость земельного участка на 01 января года, следующего за годом, в котором были внесены изменения в государственный кадастр недвижимости и в данном случае, измененную кадастровую стоимость следует применять с 01.01.2013 года.
Судом первой инстанции определением от 28.01.2014 предложено сторонам представить расчет земельного налога за 2012 г., с учетом применения измененной кадастровой стоимости спорных земельных участков с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан представлен расчет земельного налога, согласно которому сумма земельного налога за 2012 год по земельному участку с кадастровым номером 16:50:050205:25 составляет 68085 руб., по земельному участку с кадастровым номером 16:50:050205:27 составляет 26567 руб.
Проверив указанный расчет, суд апелляционной инстанции признает его верным.
Согласно представленного расчета земельного налога за 2012 год (с учетом применения измененной кадастровой стоимости спорных земельных участков с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости), сумма земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком, с учетом позиции, изложенной выше, по земельному участку с кадастровым номером 16:50:050205:25 составляет 68085 руб., по земельному участку с кадастровым номером 16:50:050205:27 составляет 26567 руб. Из материалов дела и оспариваемого решения Инспекции следует, что сумма, исчисленная налогоплательщиком по земельному налогу по земельному участку с кадастровым номером 16:50:050205:25 составляет 30945 рублей, по земельному участку с кадастровым номером 16:50:050205:27 составляет 16421 рублей. Разница составляет 47 286 рублей (( 68085 руб. -30945 руб.) + ( 26567 руб. - 16421 руб.)) и подлежит уплате налогоплательщиком.
С учетом изложенного, оспариваемое решение Инспекции от 05.07.2013 в части доначисления земельного налога в сумме, превышающей 47 286 рублей, не соответствует требованиям законодательства и обоснованно признано судом недействительным.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Выводы суда в части отказа в удовлетворении требований налогоплательщиком не обжалуются, возражений по ним в суде апелляционной инстанции не приведено.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, обществом не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу чего государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается и не взимается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 апреля 2014 года по делу N А65-28726/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-28726/2013
Истец: ООО "Экспресс Металл", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Республике Татарстан,г.Казань
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара